Конспект урока на тему Изменение личных местоимений 3-го лица по родам 3 класс


Дата:13 .034.2016
Предмет: русский язык
Класс: 3 «В»
Учитель: Замотина Елена Петровна
Руководитель практики: Григорьева Виктория Михайловна
Студент: Русакова Диана
Тема: «Изменение личных местоимений 3-го лица по родам»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формировать умение определять лицо, число и род местоимений.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с личными местоимениями, разъяснить почему их называют личными; закрепить понятие о местоимении; учить заменять существительные местоимениями в речи;
Развивающие: развивать культурную связную устную речь; обогащать словарный запас; расширять кругозор обучающихся; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка; воспитывать самостоятельность и ответственность; воспитание любви к родине, семейное воспитание; воспитание дружеских отношений.
Планируемые результаты урока
Предметные: умение формировать умение определять лицо, число и род местоимений и пользоваться местоимениями в речи.Метапредметные: УУД
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, классификация объектов по выделенным признакам;Регулятивные –принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные – использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы произношения.
Личностные: формирование стремления узнавать новое; умение адекватно оценивать свои действия и результаты.
Средства обучения: учебник Канакина В.П. 3 класс, ч.2; тетрадь; презентация.
Ход урока
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность обучающихся1.Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Диана Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
«Где ум, там и толк.» -Как вы понимаете эту пословицу?
Русская пословица. Означает, что когда дело хорошо продумано, составлен четкий план и все предусмотрено, то обязательно будет успех в этом деле. Приветствуют, затем присаживаются
Рассуждают
2.Актуализация знаний .- Наш урок мы начнём с минутки чистописания, чтобы вы настроились на письменную работу и писали в течение всего урока аккуратно и правильно.
-Запишите число, классная работа
- Написание какой буквы будем вспоминать?
-Прописываем полстрочки соединения «н»
Полстрочки соединений «на» и «ня»
-Что нужно помнить при написании этих букв?
-Что мы называем нижним соединением?
-Назовите нижнее соединение.
-Не забудьте, буква «я» пишется снизу, а не с середины.
- Какие звуки обозначает буква «н»?
- Охарактеризуйте звук [н].
- Дайте характеристику звуку [н‘].
- Прочитайте вторую строчку.
-Какие буквы будем прописывать?
-Запишите эту строчку в тетрадь.
-Посмотрите на доску, спишите предложения, вставьте пропущенные местоимения, подчеркните их.
Катя шла в школу. … пришла вовремя.
Петя готовился к уроку. … достал тетрадь и учебник.
Солнце заглянуло в окно класса. … улыбнулось детям.
-Назовите местоимения.
-Расскажите, что вы знаете о местоимениях?
-Какие местоимения вы еще знаете?
-Местоимения, какого лица мы вставили в текст?
-Назовите еще раз эти местоимения. Что же с ними произошло?
-Послушайте четверостишье.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.
-Сформулируйте тему нашего урока? Записывают
Прописывают
Наклон и нижнее соединение
Соединяется снизу
«ня»
- Написание буквы «н».
Буква «н» обозначает два звука:
[н] и [н‘]. Звук [н] – согласный, звонкий непарный, сонорный,
на письме обозначается буквой «эн».
Звук [н‘] - согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный, на письме обозначается буквой «эн».
Читают
Заглавные, прописные «Л» и «М»
Записывают
Записывают предложения, вставляют местоимения
Она, Он, Оно
Местоимения – это часть речи, они указывают на предметы, но не называют их.
Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно, они – это личные местоимения.Я, ты, мы, вы.
3-го лица
Слушают
Изменились по родам
«Изменение личных местоимений по родам»
3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Откройте учебник на странице 93, выполним упражнение под  №158.
Рассмотрите таблицу «Личные местоимения». Назовите каждое местоимение, определите его лицо и число.
-Работаем по цепочке
Число 1 лицо 2 лицо 3 лицо
Ед. я ты Он, она, оно
Мн. мы вы они
-Посмотрите в таблицу и скажите, как изменяются местоимения 3 лица?
- Назовите местоимения мужского, женского и среднего рода
- Какой вывод можно сделать о местоимении 3 лица ед.ч.?
- А какие еще местоимения изменяются по родам?
-Сделайте вывод.
-Прочитайте правило на странице 95.
-Правильно ли вы сделали вывод без учебника?
-Закройте свои учебники, у вас на столах лежат листочки с пустой таблицей, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы должны вписать в нее местоимения.
-Повторные местоимения не записывайте.
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты – Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты они, И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты – Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
-Прочитайте вашу таблицу и охарактеризуйте услышанные местоимения. Местоимение Я −1 лицо, ед. число
Ты − 2 лицо ед. число
Он, она, оно − 3 лицо, ед. число
Мы – 1 лицо, мн. число
Вы – 2 лицо, мн. число
Они – 3 лицо, мн. число
По родам
Он, она, оно
Изменяется по родам, как существительные
Никакие
Местоимения 3-го лица ед. ч., изменяются по родам, а остальные не изменяются.
Да
Число 1лицо 2лицо 3лицо
Ед. я ты он
Мнмы они
Я- 1л. Ед.ч., Ты-2л. Ед.ч., Он-3л. Ед. ч., Мы-2л. Мн. ч., они-3л. Мн. ч.
4.Первичное закрепление во внешней речи.
-Прочитайте упражнение 159-е
-На что (или кого) указывают местоимения в данных предложениях?
-Приведите пример из первого предложения
-Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название?
Прочитайте ее.
-Одуванчик, какое это слово?
-Давайте запишем его в ваши словарики.
-Запишите три предложения, в которых можно определить род местоимений.
-Давайте проверим, что вы записали, прочитает предложения ….
-У всех так? Молодцы
-Найдите предложения, в котором говориться какими должны быть настоящие друзья.
-Прочитайте пятое предложение, кто знает продолжение этого стихотворения?
-Чему учит это стихотворение?
-Выполним следующее упражнение 160-е
-Прочитает диалог…
-Чему учит нас это стихотворение?
-Кто-нибудь из вас уезжал надолго из дома?
-Скучали по дому?
-Правильно надо любить свою родину.
-Спешите его, Разберите по членам второе предложение.
-Разбирать вслух его будет….
-Каким членом предложения является местоимение? 1)Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно. 2)Мы такие с ним друзья - куда он, туда и я.3) Вы, товарищ, выше всех! 4)Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей. 5) Мама спит, она устала. 6) О чем ты печалишься, осень? 7)Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым.
На слова
Местоимение оно указывает на слово солнышко
Был я солнышком лучистым. Рассуждают.
Стал я облачком пушистым.
Словарное
Записывают
1)Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно.
2)Мы такие с ним друзья - куда он, туда и я.
5) Мама спит, она устала.
Оно- 3 лицо, ед. число, ср. род
Он – 3 лицо, ед.число, м. род
Она – 3 лицо ед. число ж. род
Мы такие с ним друзья - куда он, туда и я.
Мама спит, она устала…Но и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу.
Нужно любить и уважать маму.
Читают
Рассуждают
Беседа
О ком говориться в предложении? О нас «Кто?» мы - это подлежащее выраженное личным местоимением, подчеркиваем одной чертой. Мы «что делали?» тосковали - это сказуемое выраженное глаголом подчеркиваем двумя чертами. Тосковали «по чему?» по стороне - это дополнение. По стороне «какой?» родной – это определение выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой линией. Тосковали «где?» в стране – это второстепенный член предложения, выраженный с предлогом. В стране «какой?» далекой – это
выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное.
Подлежащим
5. Самостоятельная работа.
-У вас на столах лежат листочки с самостоятельной работой
-Подпишите листочки и приступайте к их выполнению
 
№1  Одно из слов в каждой группе лишнее. Выделите его и объясните своё решение.
он она я оно
я ты они он
мы он но вы
ты к от за
№.2 Какие местоимения нужно добавить по обе стороны от буквы –к−, чтобы получились самые крупные овощи?
-Молодцы, сдайте листочки с последних парт, я проверю их и выставлю вам отметки. Я - местоимение 1л., ост 3л.
Они – мн. число, ост ед.
Но – это союз, ост местоим.
Ты – местоимение, ост предл.
ТЫ – К − ВЫ
6.Рефлексия учебной деятельности.
-Вот и подошел к концу наш урок
-Так давайте же вспомним, как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа?
-Что такое местоимение. Какие вы знаете личные местоимения?
-Ответьте на вопрос «Чему я научился сегодня на уроке?»
-Запишите домашнее задание в дневники стр. 93 упражнение под № 157.
-Урок окончен. Встали все. Спасибо за работу. По родам
Местоимения – это часть речи, они указывают на предметы, но не называют их.
Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно, они – это личные местоимения.Отвечают
Записывают д/зУчитель:_____________________
Руководитель практики:___________________
Отметка:________________________