Мастер класс на тему Использование приёма «кластер», технологии развития критического мышления

ГБПОУ «Кудымкарское медицинское училище»















Мастер класс на тему:
«Использование приёма «кластер», технологии развития критического мышления»










Преподаватель математики Н.Ф. Моисеенко
















Кудымкар, 2017
Мастер класс

Тема: Использование приёма «кластер», технологии развития критического мышления.
Цель: ознакомить учителей с возможностями кластера как одного из приемов критического мышления в процессе обучения.
Задачи:
расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
показать возможности кластера в своей практической работе.
Оборудование:  презентация.
Ожидаемые результаты:
знать приемы критического мышления;
иметь навыки составления кластера для формирования критического мышления.
Целевая аудитория: учителя города

Ход мастер - класса

Все наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто.
Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности».

Паскаль Блез


Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
Одно дерево подписано «Яблоня», второе - «Лимонное дерево».
Участникам раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что идет процесс введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Как вы видите, одна из целей стандартов второго поколения является развитие социокультурной / межкультурной компетенции.
А вот помогает мыслить нам приемы КМ. «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?».
Характеристики критического мыслителя (по Дж. Бареллу)
Дж. Барелл выделяет следующие характеристики.
Критические мыслители:
решают проблемы;
проявляют известную настойчивость в решении проблем;
контролируют себя, свою импульсивность;
открыты для других идей;
решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
слушают собеседника;
эмпатичны;
терпимы к неопределенности;
рассматривают проблемы с разных точек зрения;
устанавливают множественные связи между явлениями;
терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
часто задают вопросы: «Что, если ?»;
умеют строить различные выводы;
размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;
строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;
применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
активно воспринимают информацию.
Что дает технология критического мышления дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования учеников;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.  Что дает технология критического мышления дает учителю:
умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. В технологии критического мышления выделяют три стадии:
1. Стадию вызова
2. Стадию осмысления новой информации
3. Стадию рефлексии
Я хочу представить вашему вниманию приём технологии критического мышления «Кластер», который я использую в своей практике для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Использую данный прием на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.
Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это наша тема. 2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Учащиеся записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Можно сравнить этот приём с моделью солнечной системы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1.Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2.Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3.Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Пример.
В качестве примера составим кластер на тему «85 лет Кудымкарскому медицинскому училищу».
В самом начале работы учителя разбиваются на группы по предмету: 1 группа - математики, 2 группа – филологи, 3 группа -.
План работы
1.В каждой группе учителя высказывают всю имеющуюся информацию по данному вопросу, предположения и ассоциации с учетом предмета.
2.Учителя фиксируют информацию на листе бумаге А-3 в виде схемы определенным цветом маркера.
3.Далее следует защита кластера от каждой группой спикером.
4.По результату прочтения, хаотичные схемы объединяются в группы, и создается модель, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
5. Анализ полученной картины, с обсуждением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  
Уважаемые коллеги! Вы сможете применить данный приём на практике? На каких уроках, и по какой теме?












15