МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Приложение 7
Попова Ирина Вячеславовна
Учитель-дефектолог
ТОГСБОУ «Центр лечебной педагогики и
дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение)
Коррекционно-педагогическая программа
по формированию межличностных отношений
с взрослыми и сверстниками у детей 5-7 лет
с умственной отсталостью
«Игра-волшебница»
Пояснительная записка
Развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Ребенку важен сам процесс общения. С ребенком даже самым маленьким, нужно говорить серьезно, но на равных, на понятном ему языке.
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы – варианты, человек учится ориентации. Игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека.
Игра – самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности.
Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция детей с умственной отсталостью должны осуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети и с умственной отсталостью, нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в сензитивный период, в свою очередь, замедляют психическое развитие в целом и отягощают дефект при интеллектуальной недостаточности.
В игротерапии появляется возможность отреагировать личности на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнить знание средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
Игротерапия способствует развитию творческого мышления, совершенствованию всех сторон речи ребенка, развитию фантазии, воображения, способности к глубокому мышлению.
Игровые технологии в воспитательной работе с детьми 5-7 лет с умственной отсталостью носят характер игровой терапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая терапия используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения у детей. Все это, так или иначе, связано с социальной адаптацией детей с умственной отсталостью.
Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира, развитие познавательных и коммуникативных навыков – системообразующая часть коррекционно-образовательного процесса в «Центре». В процессе формирования межличностных отношений происходит социализация и интеграция дошкольников с умственной отсталостью в социум.
Принципиальная новизна программы заключается в том, что формирование межличностных отношений происходит через нетрадиционную организацию занятий (комплексные занятия, интегрированные занятия), с помощью игротерапии, благодаря специально подобранным и адаптированным к данной категории детей игр, благотворно влияющих на формирование межличностных отношений.
Тематическое планирование совместной работы по авторской программе «Игра – волшебница» на практике раскрывает взаимосвязь работы педагогов – воспитателей и учителей-дефектологов специализированного ДОУ. В перспективном плане представлены игры на каждую неделю и решаемые образовательные и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана позволяет проследить разнообразие направлений в проводимой образовательно-коррекционной работе в «Центре», решить задачи воспитания и обучения дошкольников с умственной отсталостью коллегиально, учитывая специфический режим работы.
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение)
Коррекционно-педагогическая программа
по формированию межличностных отношений
с взрослыми и сверстниками у детей 5-7 лет
с задержкой психического развития
«Игра-волшебница»
Составитель:
Учитель-дефектолог
Попова И.В.
Тамбов
Введение
Профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность воспитанников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры.
Установление полноценных отношений педагога-дефектолога, воспитателя с ребенком с умственной отсталостью – основной путь осуществления коррекционно-развивающей работы. Существуют психологические и социальные обстоятельства жизни детей с умственной отсталостью, вследствие которых именно педагог-дефектолог, воспитатель, психолог могут помочь благоприятной социализации этих дошкольников, способствовать развитию их личности, обеспечить полноценное усвоение доступных умений и знаний, предусмотренных учебными программами.
Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга. Совет по вовлечению в игру проблемного ребенка: желательно, чтобы с ним в паре был взрослый. Убедившись, что такой ребенок увлекся, можно переключить его на игру с другими детьми. В крайнем случае, в наиболее трудной ситуации мягко выведите его из игры, предложив какое-либо индивидуальное занятие (Lego, кубики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время ребенок вновь присоединится к общей затее, но на этот раз постарается не нарушать ее правил.
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, с умственной отсталостью, мы пришли к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является формирование у детей интереса к игровой деятельности, к книге, как источнику, содержащему много нового и интересного.
Заканчивать игру нужно в тот момент, когда педагог замечает, что дети устали, отступают от правил. Тогда, собрав всех вокруг себя в хоровод и сообщив, что игра окончена, взрослый предлагает попрощаться, скажем в виде какого-либо ритуала (например, протягивает детям руку, или сами дети мягко дотрагиваются до плеча соседа). Ритуалом можно заканчивать каждое занятие.
Как известно, дети очень любят разыгрывать игры, которые им знакомы, и нередко сами просят повторить их. В таких случаях любимым играм отводят первую половину занятия, а новым – вторую.
Данная программа является модифицированной и адаптирована к процессу обучения и воспитания дошкольников с умственной отсталостью.
Цель программы – формирование у детей межличностных отношений
Для реализации разработанной программы были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
расширение кругозора;
развитие познавательной деятельности;
формирование определенных умений и навыков;
развитие трудовых навыков.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности, воли;
воспитание нравственных, эстетических позиций;
воспитание сотрудничества, коллективизма, дружелюбия;
воспитание общительности, коммуникативности, тактичности.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии;
развитие умений сравнивать, сопоставлять;
развитие творческих способностей, эмпатии;
развитие мотивации учебной деятельности;
Социализирующие:
приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды;
стрессовый контроль, саморегуляция;
обучение общению, психотерапия.
Разделы программы:
I. Коррекционная работа педагога-дефектолога по формированию межличностных отношений, развитию коммуникативных навыков, по формированию сотрудничества детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом-дефектологом, могут быть следующими:
развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
развитие воображения как основы творческой деятельности;
развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
формирование в процессе игр нестандартного мышления;
развитие координации и мелкой моторики;
организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;
исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.
Организация коррекционной работы
Обучение осуществляется на коррекционных занятиях на основе картинного материала.
Воспитателями коррекционных групп проводится предварительная коррекционно-педагогическая работа: заучивание сказок, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя, уточнение и расширение представлений детей о предметах и явлениях.
П. Коррекционно-педагогическая работа воспитателей коррекционных групп по формированию межличностных отношений, развитию коммуникативных навыков, по обучению составления рассказов, по формированию сотрудничества детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В данном разделе программы представлены примерные задания для воспитателей коррекционных групп в соответствии с темами.
Воспитатель проводит пропедевтическую работу в соответствии с заданиями, рекомендованные педагогом-дефектологом, в процессе различных режимных моментов, а также может использовать эти приемы коррекционной работы в качестве фрагментов фронтальных занятий.
На различных занятиях и в другие режимные моменты (прогулка, организация досуга и т. д.) воспитатель проводит игры, направленные на формирование межличностных отношений у детей, заучивает сказки, расширяя и обогащая словарь детей, работает над формированием грамматического строя, использует предметно-практическую деятельность для того, что бы подготовить детей к занятию дефектолога.
Работа по развитию внеситуативных форм общения с взрослыми у детей с умственной отсталостью должна проводиться совместно педагогом-дефектологом и воспитателями. Она может быть организована:
1) на специальных занятиях на основе внеситуативных форм общения;
2) во время занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтения книг, сюжетно-ролевых, дидактических игр;
3) вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогами, во время игр, в книжном уголке и т.п.
Работа по развитию коммуникативной деятельности должна осуществляться по следующим направлениям:
Формирование у детей с умственной отсталостью познавательных и личностных мотивов общения.
Предложение ситуативности в контактах с взрослыми.
Стимулирование активности дошкольников при общении с взрослыми.
III. Коррекционная работа родителей по формированию межличностных отношений, развитию коммуникативных навыков, по формированию сотрудничества детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В данном разделе программы представлен игровой материал, необходимый для закрепления его в домашних условиях, в свободной деятельности детей. Родители проводит закрепляющую работу в соответствии с заданиями, рекомендованные педагогом-дефектологом, в период пребывания ребенка дома. Перечень рекомендованной литературы для чтения в домашних условиях, носящий воспитательный характер и влияющий на формирование межличностных отношений у ребенка.
Главная задача родителей заключается в оказании педагогическому коллективу посильной помощи в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания их ребенка; четкого выполнения инструкций, данных педагогом-дефектологом и воспитателем; выполнения заданий, полученных на дом и ведение тесного контакта с педагогами.
Содержание предлагаемых нами занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, – к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».
Рассчитана программа на детей в возрасте 5-7 лет и составлена на один год обучения. Оптимальная периодичность встреч участников программ 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий не должна превышать 30 минут. Программа относится к разряду групповых и рассчитана на работу в группе из 4-5 человек. Формы проведения занятий: практические, самостоятельная работа, экскурсия. Педагогу, работающему по программе, необходимо соблюдать последовательность тем, так как она основана на принципе системности. Педагогу необходимо обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, развитой креативностью, гибкостью в общении, оптимизмом.
Критерии эффективности:
улучшение сформированности межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью;
в практической деятельности дети становятся более самостоятельными;
развитие положительных эмоций и улучшение эмоциональной сферы детей;
развитие коммуникативных навыков.
Прогнозируемый результат.
К концу обучения дети должны уметь:
Продемонстрировать свои коммуникативные способности и качества.
Распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
Выражать позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
Сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
Выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
Взаимодействовать и сотрудничать.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходомы: куклы, мягкие игрушки, парные игрушки, муляжи овощей и фруктов, касса, магазин, цветы, «золотой ключик», свежие фрукты, книжки, телефон, шарф для завязывания глаз, мелки, фанты, стульчики, коврик, магнитофон, музыкальное сопровождение.
Исходя из вышесказанного, при работе с детьми с умственной отсталостью необходимо выявить их особенности и в соответствии с этим подобрать игры определенной направленности, направленные на конструирование социально полезных качеств и уменьшения степени интенсивности поведенческих реакций негативного характера. При этом занятие должны проводиться регулярно по четкому плану. Необходимо учитывать индивидуальные особенности самих детей, потому что не все игры могут проводится с данной категорией детей. И самое главное при всем этом не потерять доверие детей и быть всегда с ними корректным и искренним, потому что дети не терпят лжи и фальши.
Игры на развитие сплоченности коллектива:
Игра «Вопрос соседу»
Цель: развитие внимания и сосредоточенности.
Ход игры: Все садятся в круг, ведущий – в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
Игра «Путаница»
Цель: поддержание группового единства.
Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.
Игра «Скала»
Цель: на сплочение и взаимовыручку.
Ход игры: Команда в полном составе выстраивается на бревне в ряд. Спереди и сзади – «бездонная пропасть». Каждый член команды по очереди перемещается из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале упражнения стоял последним, в результате оказался первым.
Игра «Проведи слепого»
Цель: Сплочение коллектива.
Ход игры: Каждая группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.
Игра «День рождения»
Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.
Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
Игра «Танцуем вдвоем»
Описание игры. Дети разбиваются на пары и танцуют под музыку. Когда музыка заканчивается, каждая пара замирает. Ведущий выбирает лучшую парную фигуру. Музыка звучит снова, когда она заканчивается, выбранная пара выбирает следующую.
Игры на развитие положительных эмоций на основе вежливости:
Игра «Вежливый котик»
Описание игры. Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая: Все хорошие ребята знают добрые слова. Приходите к нам котята (медвежата, зайчата), Рады видеть вас всегда.
Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ученик говорит приветственное слово, не повторяя уже сказанного. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов.
Игра «Цветок доброты»
Описание игры. Надо вырастить «цветок доброты», расцветающий от комплиментов. Педагог говорит сидящему рядом ребенку комплимент и дает ему в руки «бутон нераспустившегося цветка», сделанный руками педагога, тот передает его следующему со своим комплиментом. Педагог положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть у других хорошие качества, говорить комплимент с улыбкой, и, глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры он показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.
Игра «Вежливый ручеек»
Описание игры. Дети стоят парами друг за другом, держась за руки, поднятыми вверх. Ведущий проходит сквозь них, выбирая себе пару и становится в конце ручейка. Потерявший пару, становится ведущим. Новые условия игры: у ведущего в руках «золотой ключик», который он дарит оставшемуся без пары, а своему избраннику говорит любое доброе слово. Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их друг другу, помогая тому, кто забыл нужное слово.
Игра «Вкусное яблоко»
Описание игры. Педагог разрезает яблоко на 4 части, придерживая его одной рукой на тарелке, удаляя из каждой части сердцевину и угощает детей. Следующим яблоко разрезает ребенок и угощает других. Каждый, получая кусочек яблока, говорит слова благодарности. Дети учатся правильно и красиво есть яблоко, благодарить за угощение, а также – получать удовольствие.
Игра «Скажите комплимент»
Цель игры. Искусство нравиться.
«Скажите комплимент».
«Веселые переглядки».
«К нам пришла Фея Улыбки». Дети смотрят в зеркало и улыбаются сами себе, а затем – друг другу.
Игры на развитие коммуникативных навыков:
Игра «Утром я встал и ...»
Описание игры. Рассказ о последовательных действиях ребят утром по очереди.
Игра «Испорченный телефон»
Описание игры. Дети передают друг другу одно и тоже слово шепотом, чтобы никто не слышал, кроме рядом сидящего игрока. Переспрашивать нельзя. По мере передачи слово может измениться. Сравнив первое и последнее слова, делают вывод: говорить по телефону нужно четко и ясно, чтобы Вас правильно поняли.
Игра «У меня зазвонил телефон»
Описание игры. Раздается телефонный звонок. Надо, как можно скорее, взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая поставленные впереди стулья, аккуратно поднять трубку и сказать: «Алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады. Жюри определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех. В игре отрабатываются ловкость и быстрота реакции, а также - умение отвечать на телефонные звонки.
Игра «В магазине»
Описание игры. Детям предлагаются роли: продавца, кассира, покупателей. Подготавливаются прилавки с товарами, касса, вход в магазин. В ходе игры закрепляются поведенческие правила.
Игра «Что можно и что нельзя делать в детском саду»
Описание игры. Дети стоят в кругу, водящий и центре. Водящий бросает мяч каждому участнику игры, и он отвечает на поставленный вопрос.
Игра «Что мы делаем, когда ...»
Описание игры. Участники игры делятся на 2 группы: мамы, папы, дети. Ведущий изображает, что они делают; читают газету или книгу, играют, смотрят телевизор, спят, убирают в доме и т.д. «Мамы» выбирают самого замечательного папу, самого заботливого сына, лучшую хозяюшку-дочку
Обыгрываются следующие ситуации: 1) что делают дети, когда мамы и папы нет дома; 2) что делают мама и дети, когда папа на работе, когда мама устала, когда папа спит, когда у сына разбито колено.
Игра «Как хорошо с тобой дружить»
Описание игры. Дети говорят друг другу о достоинствах своих друзей, объясняют почему с этим человеком хорошо дружить.
Игра «Липучки»
Цель: Отработка коммуникативных навыков детей, умения слушать инструкцию.
Содержание: Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают): «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей.
Когда в группе все дети станут «липучками», они начинают все вместе танцевать и напевать: «Мы липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».
Примечание: На первых порах, пока дети не освоили игру, в роли «липучки» может выступать воспитатель.
Игра «Кенгуру»
Цель: Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.
Содержание: Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «кенгуру» - стоит, второй - «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача - не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна...).
Примечание: В эту игру охотно играют дети 4,5-6 лет. Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с мамой, со старшими братом или сестрой, с воспитателем.
Игра «Ищу друга»
Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Содержание: Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2-3 зайчика, 2-3 мишки, 2-3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшке одного -двух друзей. На первом этапе воспитатель показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.
Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.
Примечание: В том случае, если у воспитателя нет необходимого набора игрушек, его можно заменить картинками с изображением животных. Если дети совсем маленькие, картинки можно вырезать в виде медалей и повесить каждому ребенку такую медаль на грудь.
Игра «Помоги Тане»
Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Содержание: Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.
Полученные детали раздают детям - каждому ребенку по одной - и просят их помочь Тане починить ее игрушки.
Задача малышей - найти отдельные части игрушки и соединить их.
Примечание: Эта игра похожа на игру «Ищу друга», однако является более функциональной, так как ее можно использовать в работе как с обычными детьми, так и с «особыми». Например, аутичному ребенку легче выполнять задание с понятным ему логическим завершением (игрушка должна стать снова целой). Для тревожных детей инструкция к этой игре тоже является более понятной и доступной. Правда, в этом случае воспитатель до начала игры должен продемонстрировать детям, каким образом будут выглядеть починенные игрушки.
С совсем маленькими детьми или «особыми» детьми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.
Игра «Это Я. Узнай меня» (известная игра)
Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Содержание: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
Игры на развитие невербальных средств общения:
Игра «Жизнь в лесу»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра «Добрые эльфы»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...
Игра «Птенцы»
Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.
Игра «Муравьи»
Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.
Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
Игра «Театр теней»
Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!
Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.
Игра «Ожившие игрушки»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.
Игры на развитие эмоциональной сферы:
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, смотреть ему в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. Взрослый подчеркивает, оценивает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает других детей и игра повторяется.
Игра может проводиться с куклой.
Игра «Дом»
Цель: учить ребенка запоминать имена сверстников, подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям, как следует обхватить руками партнера, чтобы он оказался в «домике», произносит потешку: Сашу крепко обхвачу Никуда не отпущу, Посмотри на дом большой, Будем жить мы в нем с тобой.
Затем взрослый спрашивает каждого ребенка: «Саша, кто с тобой будет жить в доме? - Петя с тобой будет жить в доме! Вместе будете жить в доме!»
Игру можно повторят, меняя пары детей.
Игра «Передай мяч»
Цель: учить ребенка взаимодействовать со сверстниками, начать имя другого ребенка.
Оборудование: большой легкий мяч.
Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает им, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени (На, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Вместе играем»
Цель: учить детей взаимодействию с партнером, вежливому обращению друг с другом.
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).
Ход игры: взрослый раздает игрушки детям, расставляет детей парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с функциональным назначением каждой игрушки.
В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем и во что играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
Игра «Передай игрушку»
Цель: учить детей взаимодействию с партнером, подражать действиям взрослого.
Оборудование: игрушки (погремушка - колокольчик, воздушный шарик на палочке, «салютики» на палочке, вертушка и др.)
Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый показывает одну из игрушек, как ее нужно держать и передавать друг другу. Когда игрушка возвращается к взрослому, он показывает, как можно с ней играть и предлагает каждому ребенку повторить это действие.
Игры на развитие эмпатии:
Игра «Постарайся отгадать»
Цель: Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.
Содержание: Все дети сидят на ковре. Один ребенок - водящий - поворачивается к ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся отгадать. Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут. Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок мал и не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит воспитатель (можно вместе с остальными детьми), а четвертую - либо ребенок сам, либо вместе с воспитателем. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.
Примечание: Эта игра является модификацией предыдущей игры «Это я. Узнай меня». Иногда детям интереснее и легче в нее играть благодаря несложному стихотворному сопровождению.
Игра «Мой хороший попугай»
Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.
Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.
Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется. Примечание: Можно использовать стихотворное сопровождение: Мой хороший попугай, Мне его скорее дай. Он красивый, он хороший И еще... ребенок добавляет свое ласковое слово, например: Он добрый очень.
Игра «Паучки и комары»
Цель: Развитие координации движений, навыков взаимодействия, сплочение группы.
Содержание: Все дети – «комарики» – ходят, бегают по ковру. Двое детей берутся за руки – это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «паутину» как можно больше «комаров».
Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.
Примечание: Эту игру можно проводить с музыкальным сопровождением. В этом случае все дети свободно бегают до определенного сигнала (например до остановки музыки), и только потом «паучки» могут их ловить.
Игра «Зайчик»
Цель: Развитие эмпатии, координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми, подчиняться общему ритму игры, управлять своим телом, движениями.
Содержание: Дети, (5-6 человек) вместе с воспитателем держат за края небольшую скатерть или пеленку, на которой лежит игрушечный зайчик. Сначала дети плавно качают пеленку и говорят:
Зайчик, зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит.
Затем воспитатель ускоряет ритм движения и вместе с детьми говорит:
Зайка глазки открывает,
За морковкой убегает.
Далее воспитатель еще более энергично раскачивает пеленку, даже слегка подбрасывая зайчика, и снова вместе с детьми говорит:
Он бежит от волка прочь,
Мы хотим ему помочь.
Воспитатель постепенно замедляет темп, дети говорят:
Успокойся, зайчик-зайка,
Ляг в кровать и засыпай-ка.
После этих слов движения становятся совсем плавными, и дети с воспитателем как можно тише, спокойнее говорят:
Зайчик-зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит
Тсссссссс.
єј
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15