Докалад Предметно-развивающая среда в детском саду
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ДОУ
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на
собственный путь развития. Поэтому нам педагогам необходимо создать
условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также, предоставить каждому воспитаннику возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно - развивающей среды.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где
осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной
общеобразовательной программы ДОУ среда должна:
соответствовать принципу развивающего образования, цель которого -
развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической
применимости;
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к
разумному минимуму);
обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-
тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;
в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой
деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных
потребностей, интересов и способностей.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики
испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей
среды ДОУ.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок
имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться
подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд,
театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Центр художественного и театрального творчества
Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие
познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций .Центр экспериментирования и природы
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек,
как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с
деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игры.
Игровой и строительно-конструктивный центр
Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Центр занимательной математики
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и
познавательной активности детей. Это детские энциклопедии,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную
функции. Но самое главное – она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст
детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости
от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной
программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой
системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не
только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах
предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Литература
1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы
/ Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-
Пресс. – 2010. – С. 5-12.
3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул
интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника
/ Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекоме
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОВозраст почемучки начинается где-то в 2,5 года и проходит ближе к
школе. Главная задача педагогов – быть готовым к любым вопросам, даже если вам они кажутся совсем не логичными. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития
детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена
возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных
условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –
правильная организация предметно-пространственной среды.
В соответствии с ФГОС ДО предметно - пространственной среды в
дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную
функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и
самодеятельность ребенка.
Для того чтобы предметно – развивающая среда нашей образовательной
организации соответствовала ФГОС ДОя изучила методическую литературу,
нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-
методических и игровых материалов.
При проектировании предметно-развивающей среды придерживаюсь
следующих принципов.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в
движении, общении, познании. Я организовала пространственную среду так,
чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности.
Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать
критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей
детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного
уровня в развитии детей.
При построении предметно-развивающей среды соблюдаю принцип
зонирования.
Чтобы помочь реализовать потребности дошкольника в положительных
эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в
общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании,
соответствии положительному нравственному герою организовала центр
театрализованной деятельности «В гостях у сказки».
Особое место в группах ДОУ уделяю музыкальным центрам «Звонкие
нотки». Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с
педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать,
свободно музицировать. Центр помогает моим воспитанникам переносить 84
полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает
утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
Создав центр интеллектоформирующих технологий «Фиолетовый лес» я
решаю большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети
осваивают цифры, буквы, узнают и запоминают цвет и форму, учатся
ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику рук и
совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к
окружающему в дошкольной организации оборудованы природные уголки
«Мир экологии». В них представлены дидактические игры по темам: климат,
растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом
уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий
позволяет детям получить представления о многообразии мира природы
родного края.
В группе оформлен центр речевого творчества «Веселый язычок»,
представляющий возможность нашим воспитанникам действовать
индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический
материал для организации речевых игр: пособия для проведения
артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные
дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики
рук. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное
окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи
каждого ребенка.
Особо ценен уголок физической культуры и спорта «Со спортом нам всем
по пути». Физкультурный центр гармонично вписывается в пространство
групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной
активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений. Увеличение
двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и
умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
В группах расположены и центры строительных игр и конструкторов, они
представляют огромное разнообразие различных видов конструкторов. Наши
воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют
схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям
разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет им комфортно
чувствовать себя в любом уголке группы.
С целью научить детей безопасному поведению на дороге был создан
центр «Мы маленькие пешеходы». Он оснащен необходимыми атрибутами к
сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для
закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим
пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является
сюжетная игра. Атрибуты к играм были подобраны так, чтобы создать условия
для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и
изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей 85
желание играть. Подобранный игровой материал позволяет дошкольникам
комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки «Почемучки»,
представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными
стеллажами, где есть природные материалы для детского исследования: мел,
песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый
интерес.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений,
возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют
эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность
приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый
ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается
разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством
размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше
конфликтуют между собой, реже ссорятся поскольку увлечены интересной
деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников
свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать
детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей
среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество,
талант и фантазия.
Литература
1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы
/ Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-
Пресс. – 2010. – С. 5-12.
3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева//
Детство-Пресс. – 2010. Литература
1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы
/ Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-
Пресс. – 2010. – С. 5-12.
3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул
интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника
/ Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекоме