Программа для одарённых детей в области изобразительного искусства «Радостные краски» (дошкольный возраст 5-6 лет)


Программа для одарённых детей в области изобразительного искусства «Радостные краски» (дошкольный возраст 5-6 лет)
Пояснительная записка
Программа «Радостные краски» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства.
Цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию.
Основные задачи:
Художественно – эстетические:
развивать художественное восприятие жизни;
уточнять представления об окружающем мире;
развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Задачи на формирование технических навыков:
упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
закреплять умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
научить различать жанры живописи;
развивать художественно – эстетический вкус.
Воспитательные:
развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

Принципы построения программы:
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Содержание программы

Программа рассчитана на один год обучения, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.

Проводится 1 занятие в неделю длительностью не более 30 минут (всего 36 занятий в течение учебного года).


Схема методики проведения занятий:
вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;
показ образца, сенсорное обследование;
показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;
самостоятельная работа (составление композиции или образа);
анализ готовой работы;
уборка рабочих мест.


Основные этапы работы:

1 этап: «Создание интереса»
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап: «Формирование практических навыков и умений»
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап: «Собственное творчество»
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.


Инструменты и материалы, необходимые в работе:
бумага для черчения формата А4 и А3;
гуашевые, акварельные, акриловые краски;
пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
соль, мука, клей ПВА;
штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
поролоновые губки, пенопластовые трафареты.

Перспективное планирование
№ п/п
Тема занятия
Нетрадиционная техника
Программное содержание
Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1.
«Летний луг»
Восковые мелки+
акварель, печать по трафарету
Закрепить раннее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.
Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь, поролон. тампоны, кисти
 

2.
«Украсим вазу для цветов»
Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ»
Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
Предметы кругл. и овальн.формы(например: поднос,блюдце), печатки и трафареты, поролонов.тампоны, гуашь, карандаш.
 

3.
«Бабочки, которых я видел летом»
 
 
 
 
 
Монотипия, обведение ладошки и кулака
Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло,  кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией  (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.
Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, гуашь, карандаш.

4.
По замыслу
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему.
Всё имеющееся в наличии.

ОКТЯБРЬ

1.
«Лесные колючки»
Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями.
Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей.

2.
«Осенние листья»,
I занятие
Тиснение
Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение.
Шаблоны листьев разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения (предм.с разл.фктур.,гуашь.
 

3.
«Осенний пейзаж»,
II занятие
Тычкование
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.
Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. на пред. занятии.
 

4.
«Я шагаю по ковру из осенних листьев»
Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролонов.тампоны, трафареты.

НОЯБРЬ

1.
«Я люблю пушистое, я люблю колючее»
Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.
Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати.

2.
«Первый снег»
Монотипия. Рисование пальчиками
Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.
Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.
 

3.
«Узор на разделочной доске» (городецкая роспись)
 
_____________
Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.
Изделия с городецкой росписью, раздел. доски разн. формы из бумаги, гуашь, кисти.
 

4.
«Узор на тарелочке»
(городецкая роспись)
 
_____________
Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите Городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.
Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти.
 

ДЕКАБРЬ

1.
«Волшебные снежинки»
 
_____________
Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.
Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

2.
«Зимняя ночь»,
I занятие
Чёрно – белый граттаж
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа.
Лист полукартона, свеча,тушь+жидкое мыло, кисть.

3.
«Зимняя ночь»,
II занятие
Чёрно – белый граттаж
Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих.
Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации.

4.
«Ёлочка нарядная»
Рисование пальчиками, акварель+восковые мелки
Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.
Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки.

ЯНВАРЬ

1.
«Зимний лес»
Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью
Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик.
Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки.
 

2.
«Лесной сторож»
(филин)
Тычок мятой бумагой, ватные палочки
Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.
Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.

3.
«Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь)
Печать поролоном
Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном.
Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны.

4.
«Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины)
 
____________
Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу  в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.
Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации

ФЕВРАЛЬ

1.
«Я слепил снеговика»
Обрывание и скатывание бумаги
Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции.
Плотная бумага серого, голубого цвета, салфетки белого цвета, клей, пуговицы, нос, шапочка из картона.

2.
«Лодочка»
Рисование акварельными мелками по сырому фону
Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме.
Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

3.
«Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие
 
_____________
Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины.
Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель.

4.
«Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие
Рисование пальчиками
Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.
Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь.

МАРТ

1.
«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)»
Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками
Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками.
Учить располагать изображение на листе по – разному.
Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки.

2.
«Моя мама»
Рисуем жидким тестом, пальчиками
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (жидкое крашеное тесто). Развивать чувство композиции.
Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста.

3.
«Рамка для фотографии»
Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви
Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество.
Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка.

4.
По замыслу
Различные
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.
 

АПРЕЛЬ

1.
«Фантастическая планета»
Пастельные мелки, рисование ватными палочками
Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество.
Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки.
 

2.
«Звёздное небо»
Набрызг, печать поролоном по трафарету
Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать  по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации.
 

3.
«Старинная картина»
Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками
Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике.
 
Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости)
 

4.
«Расцвели цветы»
Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером
Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.
 
Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3
 

МАЙ

1.
«Краски моря»,
I занятие
Изготовление силуэтов из папиросной бумаги
Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца.
Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря.
 

2.
«Краски моря»,
II занятие
Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером
Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.
Чёрный картон, фломастер.

3.
«Как я люблю одуванчики»
Восковой мелок+
акварель, обрывание, тычкование
Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.
Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей.

4.
По замыслу
Различные
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему.
Всё имеющееся в наличии.



Общие показатели развития детского творчества
Компетентность (эстетическая).
Творческая активность.
Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
Креативность (творческость).
Произвольность и свобода поведения.
Инициативность.
Самостоятельность и ответственность.
Способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества
в продуктивных видах деятельности
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность результата (продукта) детского творчества.
Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Индивидуальный «подчерк» детской продукции.
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
Способность к инерпритации художественных образов.
Признаки творческого продукта
Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка.
Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками.
Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя.
Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.
Ожидаемые результаты программы
Активное участие в конкурсах детского художественного творчества.
Участие в кружках по изобразительной деятельности.
Оформление выставок творческих работ.
Защита детских проектов.

Литература
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.
Дрезнина М.Г. , Куревина О.А. Навстречу друг другу (программа совместно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста) – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 – 248с.
Журавлёва И.В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарёнными детьми.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-36 с.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.
Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.: ил. Серия «Дошкольное образование».
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под. ред. П.И.Педкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




”ђ Заголовок 415