Консультация для родителей Трудовое воспитание детей
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Будет ли человек счастлив в любви, в семейной жизни, во многом зависит от того, как он воспитан, от его общей культуры, от культуры эмоций, от того, наконец, какие у него представления о взаимоотношениях мужчины и женщины.
Когда и как начинается половое воспитание? Половое воспитание начинается с раннего возраста. Каждому возрасту присущи свои особенности, требующие своего подхода. Но всегда решающей остается обстановка в семье. Первую модель взаимоотношений между полами ребенок видит на примере родителей. Если между ними нет согласия, если один из супругов допускает по отношению к другому грубость, пренебрежение, ребенок может воспринять это как норму, которой он и станет следовать в будущем. Глубоко прав А.С. Макаренко, писавший, что, если сын, подражая отцу в детстве, не научился любить и уважать свою мать, он никогда не может стать хорошим мужем и отцом.
Свою половую принадлежность ребенок осмысливает очень рано, уже примерно к трем годам. Известную роль в этом играет постоянное сравнение себя со сверстниками. Ребенок делает открытие, что если руки, ноги, глаза, нос есть у всех…, то что-то есть у мальчиков, а что-то только у девочек. Интерес ребенка 2-4 лет к своим половым органам в принципе естественен, он продиктован интересом к своему вообще, а отнюдь не испорченностью, как иногда думают несведущие воспитатели и родители. И тем не менее с излишней фиксацией внимания ребенка надо бороться. Не оставляйте его надолго без надзора в туалете, не разрешайте ему слишком засиживаться на горшке.
Дети любят играть в «папы-мамы», «дочки-матери». Это извечные детские игры, в которых (часто) четко распределены роли и каждая выполняется в соответствии с усвоенным ребенком представлением о нормах мужского и женского поведения. Ничего плохого в них нет, однако не оставляйте без внимания играющих малышей, особенно если с ними оказались старшие и более осведомленные ребята, которые могут внести в сценарий игры сексуальный элемент. Коль скоро ребенок осознал свою половую принадлежность, надо воспользоваться этим, чтобы воспитывать у него и соответствующее поведение: «Ты мальчик, ты сильнее, помоги девочке», «Ты мальчик, ты должен защищать слабых» или «Ты девочка, ты должна быть аккуратной всегда, подтяни колготки», «одерни платьице».
После осознания того факта, что не все люди одинаковы, наступает пора рискованных вопросов. И здесь многие родители вступают в тупик. Как выйти из положения?
Детских вопросов страшиться не надо. Интерес к подобным проблемам у ребенка, как правило, еще не имеет сексуальной окраски, а бывает лишь проявление общей любознательности. И от такта взрослых зависит, будут ли полученные сведения восприняты как нечто естественное или приобретут окраску чего-то стыдного, запретного, а значит, и по-особому влекущего.
Откуда я взялся? Этот вопрос, вполне естественный для маленького человека, познающего окружающий мир и свое место в нем, нередко вгоняет в краску родителей. Почему, собственно говоря? Вдумавшись, мы поймем – только потому, что мысленный ответ на них для взрослого окрашен его половым опытом и ассоциациями, которых вовсе не имеет ребенок. И взрослый растерянно и испуганно отбивается о разговора первым попавшим объяснением «Купили в магазине», «нашли» и даже пресловутым «Аист в корзинке принес»…
Можно быть уверенным, смущение взрослого ребенок заметит и уже одно это зародит в нем смутную догадку, что дело, видимо, не так просто; ложная версия тоже будет разоблачена довольно быстро - помогут сверстники или старшие дети. И к родителям за разъяснениями он, может быть, уже никогда не обратится. А это большая потеря.
Половое воспитание не сеть нечто изолированное, не зависящее от воспитания вообще. И для его успеха необходимы те же условия, которые делают успешной всю домашнюю педагогику: полное доверие между детьми и родителями, мягкая, спокойная, доброжелательная атмосфера.
Ребенок должен знать, что даже если совершит неправильный поступок или скажет что-нибудь не так, его не перестанут любить, на него не обрушатся с бранью, не будут дразнить. Тогда ему легче дается полная откровенность. Каким бы рискованным не был вопрос , реагировать на него надо спокойно, чтобы у ребенка не создалось (а если оно уже есть, то разрушилось) представление о том, что он коснулся какой-то запретной области. Конкретную схему ответа дать трудно – все зависит от обстановки, в которой задавался вопрос, от того, как он сформулирован, даже от выражения лица малыша; ведь всегда можно увидеть, действительно ли ребенок ничего не знает или что-то знает и хочет вас испытать.
Во всех случаях информация должна быть правдивой – конечно, ребенку преподносится та часть правды и в такой форме, какая может быть доступна.
Немецкие исследователи, участвовавшие в разработке программы полового воспитания детей, считают обязательными три принципа информации для дошкольников: правдивость, ясность, соответствие возрасту. На вопрос «Как дети выходят из маминого живота?» они рекомендуют ответить – через отверстие в тазу, которое может растягиваться, когда через него проходит ребенок, а потом снова сужаться. Причем в этих рекомендациях не исключается даже употребление некоторых анатомических терминов.
Можно, конечно, обойтись и без них; можно несколько изменить ответ: «Выйти наружу ребенку помогает врач, поэтому, когда он должен родиться, маму обязательно отвозят в больницу» такое объяснение вполне удовлетворит ребенка, тем более если он знает, что его мама или какая-нибудь знакомая действительно перед появлением маленького ребенка уезжала из дома.
Мы уже говорили о том, что как правило, вопросы детей лишены сексуальной окраски. Но это не значит, что ребенок ничего не понимает и его не надо ограждать от преждевременных знаний и впечатлений. Само собой разумеется, что ребенок не должен быть свидетелем интимной жизни родителей, при нем не следует вести разговоры неподходящего содержания, допускать какие-либо вольности.
У ребенка должна быть своя постель – нельзя класть его вместе с родителями; не надо слишком заласкивать детей, целовать, особенно в области эрогенных зон( губы, ягодицы, молочные железы). Специалисты полагают, что не только неправильное питание (избыток мяса, острых и пряных блюд, шоколада, тонизирующих напитков), но даже и просто перекармливание, ведущее к тучности, может способствовать развитию ранней сексуальности. Хотя это, конечно, не решающий фактор, а лишь одна из возможных причин, ее надо иметь в виду.
Детские врачи постоянно напоминают, что перед сном детям не надо читать «страшные» сказки, разрешать им смотреть возбуждающие телепередачи, играть в бурные, шумные игры. Это нежелательно, помимо прочего, еще и потому, что, пытаясь успокоиться и уснуть, возбужденный ребенок начинает сосать палец, трогает половые органы. Ощущение, испытанное при случайном прикосновении, может показаться приятным, его захочется повторить еще и еще.
О детском онанизме следует сказать особо. Он возникает, конечно, не как попытка удовлетворить свою половую потребность, а по иным причинам. И свидетельствует прежде всего о неустойчивости нервной системы. Нередко склонность к онанизму возникает у детей, перенесших родовую травму. Провоцирующую роль играет и зуд в области половых органов, вызванный острицами, аллергическим дерматитом или даже попросту плохим гигиеническим уходом.
Лишь постепенно онанизм из непроизвольной реакции превращается в осознанную попытку получить какие-то приятные ощущения. И тогда уже он приобретает опасность, ибо пробуждает раннее половое влечение.
Обнаружив, что ребенок занимается онанизмом, не надо приходить в ужас и, главное, громогласно порицать его, придумывать ему различные наказания, рисовать устрашающие картины будущего.
Прежде всего, желательно выяснить первопричину возникшей привычки и постараться ее устранить. Очень важен правильный уход: регулярное подмывание, применение средств против опрелостей и зуда. Не допускайте, чтобы ребенок ходил днем или спал ночью в тесных трусиках, проснувшись, долго лежал в постели. Если заметили, что он уединяется, постарайтесь переключить его внимание, занять каким-нибудь интересным делом. В игровой или какой-то иной форме, но во всяком случае, не акцентируя причин, предлагайте ребенку спать, положив руки поверх одеяла.
Эти педагогические меры нередко приходится сочетать с лекарственной терапией, направленной на укрепление нервной системы. Лекарства, разумеется, подбирает врач.
Сексуальное здоровье – одна из важных граней гармоничного развития личности. И заботиться о нем надо с самого раннего детства.