Методическая разработка Конкурса Лучший по профессии 2017 09.02.04
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. М.И. Щадова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА
ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ 2017
для специальности
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Составители:
Е.А. Литвинцева
преподаватели спец. дисциплин ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова»
Т.В. Окладникова
Черемхово, 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Аннотация
Содержание методической разработки
3.1. Состав участников конкурса
3.2. Подготовка к конкурсу
3.3. План проведения конкурса
4. Список используемой литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Использование конкурса в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое. В конкурсе воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Конкурс не заменяет полностью традиционных форм и методов обучения; он рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В конкурсе повышается интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулируется рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации. Конкурс улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как конкурсное взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть и тем и другим свои личные качества, лучшие стороны своего характера; он повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Конкурс является психологическим эквивалентом творческой деятельности. Одновременно с этим он способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Кроме того, доказано, что конкурсы обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
симулирование мотивации и интереса
в области предмета изучения
в общеобразовательном плане
поддержание и усиление знаний полученной ранее информации в другой форме
расширенного осознания различных возможностей последствий в осуществлении конкретных планов или возможностей
развитию навыков
взаимодействие, коммуникации
конкретных умений
готовность к специальной форме работе в будущем
саморазвитие и развитие благодаря другим участникам
оценка преподавателем тех же умений участника
осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков лидерских качеств.
Методика организации любого конкурса включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап (от одного до нескольких дней)
Основной этап (непосредственное проведение конкурса)
Заключительный этап (выбираются победители конкурса)
Методическое оснащение конкурса представляет собой совокупность всех необходимых материалов:
Структурные схемы: цели-задачи-содержание-этапы
Предметная сфера
Правила конкурса – нормы поведения для всех ее участников, функции участников, способы подведения итогов и оценивания и др.
Методическое обеспечение конкурса - те материалы, которые позволяют на практике реализовывать поставленные цели:
Проспект конкурса с краткой ее аннотацией
Конкретные рекомендации по проведению отдельных этапов
Описание методик оценивания результатов конкурса и др.
Система критериев оценивания
Таким образом, конкурс и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка конкурса «Лучший по профессии 2017» составлена для студентов ГБПОУ «Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова» специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Конкурс проводится среди групп специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) дневного отделения ИС-16, 2ИС-16, ИС-14, ИС-13.
Мероприятие приурочено к Декаде цикловой комиссии «Информатика и вычислительная техника».
Согласно стандарту ФГОС СПО для вышеуказанной специальности в ходе выполнения конкурсных заданий реализуются общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
ПК 1.5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.
ПК 1.6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.
ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.
ПК 2.4. Формировать отчетную документацию по результатам работ.
ПК 2.5. Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.
ПК 3.1. Идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации информационной системы.
ПК 3.3. Формировать необходимые для работы информационной системы требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования.
ПК 3.4. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для разработки баз данных.
ПК 3.5. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции.
ПК 3.6. Использовать средства автоматизации баз данных.
ПК 3.7. Проводить эксперименты по заданной методике, анализировать результаты.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Состав участников конкурса.
В конкурсе «Лучший по профессии 2017» принимают участие студенты специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) очного отделения.
Студенты группы ИС-16 (6 человек);
Студенты группы 2ИС-16 (6 человек);
Студенты группы ИС-14 (6 человек);
Студенты группы ИС-13 (6 человек);
Организаторы-ведущие (преподаватели спец. дисциплин информационного профиля Литвинцева Е.А., Плескач Т.А., Коровина Н.С., Окладникова Т.В., Чипиштанова Д.В., Невидимова Л.В.);
Жюри.
Подготовка к конкурсу
Организаторы конкурса за десять дней до его начала оповещают студентов групп ИС-16, 2ИС-16, ИС-14, ИС-13. За это время студентами разрабатывается эмблема, готовится видеоролик «Информационные системы будущего», буклет о своей команде, выбирает состав команды (6 человек), капитан команды, который ее представляет, заполняется заявку об участии в мероприятии.
3.3 План проведения конкурса
Оповещение.
Заявка об участии.
Группа____________ желает принять участи в мероприятии колледжа «Лучший по профессии 2017», в составе__________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Капитан команды ______________________
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Этап №1
Капитан команды представляет команду своей группы, раскрывает суть эмблемы, демонстрирует заранее подготовленный видеоролик, буклет.
Регламент: не более 7 мин.
Формат: свободная форма.
Система оценивания проделанной работы:
Глубина и оригинальность содержания: 3 балла;
Общая профессиональная эрудиция: 3 балла;
Культура публичного выступления: 3 балла;
Владение профессиональной терминологией: 3 балла.
Этап №2
Практическое задание №1
Построить план каб. № 203, 204, 205, 207 (соответствие кабинета команде определяется путем жеребьевки), указать размеры кабинета (ширину и длину), размеры должны быть оригинальными, при построении использовать различный стиль линий (толщина линии, цвет и.т.д.), нанести штриховку, вставить текст.
Создайте базу данных "занятость аудитории" должна хранить следующую информацию:
1) Фамилия, Имя, Отчество преподавателя.
2) аудитории.
3) группы.
4) предметы.
5) Наименование проекта, в котором сотрудник принимал участие.
База данных должна содержать информацию о не менее чем о 5 преподавателях ИТ, 5 аудиториях, 10 группах, 5 предметах. Предусмотреть, чтобы не менее 3 групп преподавали в 3 группах одновременно.
База данных должна быть приведена к 3 НФ.
База данных должна содержать 3 запроса: с условием (используя различные операторы сравнения и логические операторы : =, <, >, <>, Between, In, Like, And, Or, Not ), запрос с вычисляемым полем, запрос с параметром, кнопочную форму и отчеты по всем запросам.
Презентовать проделанную работу, демонстрируя возможности гипертекста, ссылок и т.п.
Инструкция к выполнению задания:
Практическое задание №1 выполняется на основе одного из макетов, созданных в программах: AutoCAD, Компас, MS Vision, Paint.
Регламент: 20 мин.
Формат: макет кабинета в электронном виде.
Система оценивания проделанной работы:
Номер задания
Программное обеспечение
Баллы
1
Работа выполнена в полном объеме:
AutoCAD
Компас 3D
MS Vision
Paint
5
4
3
2
Работа выполнена в:
2D
3D
1
0,5
В работу внесены дополнительные изменения:
1. расставлена мебель
2. произведено озеленение кабинета
3. Другое
1,5
1
0,5
База данных формируется в какой либо одной программе: MS Access, 1C:Предприятие (Конфигуратор), MS Excel.
Регламент: 20 мин.
Формат: электронная база данных.
Система оценивания проделанной работы:
Номер задания
Программное обеспечение
Баллы
2
Access
4
1C:Предприятие (конфигуратор)
5
Excel
3
Презентацию можно представить с помощью HTML или MS Word или MS PowerPoint или MS Publisher.
Регламент: 10 мин.
Формат: электронная презентация.
Система оценивания проделанной работы:
Номер задания
Программное обеспечение
Баллы
3
HTML
5
MS Word
3
MS PowerPoint
4
MS Publisher
4
Этап №3
Теоретическое задание
1.
Что такое память?
а.
список, в котором для каждого файла указывается конкретное место на диске.
б.
это матрица состоящая из индивидуальных элементов хранения, организованная в виде строк и столбцов
в.
это подраздел форума, посвященный определённой узкой теме
2.
ОС Windows поддерживает длинные имена файлов. Длинным именем файла считается ...
а.
любое имя файла без ограничения на количество символов в имени файла
б.
любое имя файла латинскими буквами, не превышающее 255 символов
в.
любое имя файла, не превышающее 255 символов
3.
Что такое полоса пропускания монитора?
а.
это та скорость, с которой точки могут посылаться на монитор;
б.
это подушкообразное искажение изображения;
в.
это тонкий перфорированный металлический лист, расположенный сразу за люминофорным покрытием
4.
Как называется идентификатор записи, значение которого однозначно определяет только эту определенную запись в таблице (в Microsoft Office Access)
а.
составной ключ
б.
первичный ключ
в.
внешний ключ.
5.
Какая неисправность на вашем компьютере, если первые признаки таковы: сами по себе перемещаются и удаляются некоторые файлы, появляются непонятные окна, перестали загружаться веб - страницы
а.
видеокарта не работает
б.
в компьютере вирус
в.
не хватает места на диске
6.
Как называются вопросы, формулируемые по отношению к базе данных?
а.
формами
б.
индексами
в.
запросами
7.
Где находится BIOS?
а.
в оперативно-запоминающем устройстве (ОЗУ)
б.
на винчестере
в.
в постоянно-запоминающем устройстве (ПЗУ)
8.
Папка, в которую временно попадают удалённые объекты, называется
а.
корзина
б.
портфель
в.
каталог
9.
Размер шрифта устанавливается в пунктах. Чему равен один пункт?
а.
0,35 мм
б.
0,1 дюйма
в.
1/72 дюйма
10.
Что не является графическим примитивом?
а.
линия
б.
овал
в.
треугольник
11.
Запущена программа Norton Commander. В заголовке правой панели надпись C:\GAME. Чтобы перейти в корневой каталог необходимо
а.
поставить курсор в начало каталога на знак ".." и нажать клавишу Enter
б.
ввести команду Edit
в.
перезагрузить компьютер
12.
Формат, который понимают все растровые графические редакторы, -
а.
*gif
б.
*dmp
в.
*jpg
13.
В электронной таблице строки нумеруются следующим образом:
а.
произвольно
б.
справа налево
в.
1, 2, 3, ..., 255, ...
14.
Под безопасностью информации понимается
а.
некоторые желательные состояния
б.
проверка и содержание целостности данных
в.
Комплекс аппаратно - программных систем
15.
Сумма чисел 111011 + 101010 равна ...
а.
1010011
б.
1100101
в.
0111011
16.
Какое высказывание верно?
а.
принтер - это устройство кодирования информации
б.
дисковод CD-R - это устройство ввода информации
в.
монитор - это устройство вывода информации
17.
В чем измеряется частота процессора
а.
Гц
б.
Мб
в.
Мб/мин
18.
Какой тип поля предназначен только для хранения данных, значения которых устанавливаются автоматически?
а.
поле объекта OLE
б.
поле "Счетчик"
в.
поле "Гиперссылка"
19.
К какому типу ОС относится следующая характеристика "Работают на серверах, которые представляют собой или очень большие ПК, или рабочие станции, или даже мэйнфреймы. Они одновременно обслуживают множество пользователей и позволяют им делить между собой программные и аппаратные ресурсы"
а.
многопроцессорные ОС
б.
мэинфрэймы
в.
серверные ОС
20.
К какому типу ос относится следующая характеристика ". система реального времени- в ней допустимы случающиеся время от времени пропуски сроков выполнения операции."?
а.
с жесткой системой реального времени
б.
с гибкой системой реального времени
в.
встроенные ОС
Инструкция: выберите один правильный ответ
Бланк ответа
№ вопроса
Вариант ответа
Наименование команды: __________________________
Регламент: 15 мин.
Формат: в письменном виде.
Система оценивания проделанной работы:
Количество правильных ответов
баллы
20-18
5
17-15
4
14-10
3
9-0
2
Логическая Игра «Точки»
Автор: Юрий Гурин
Инструкция: условия этой игры на бумаге просты: поставим на листе бумаги несколько точек, например 10. Играют двое, поочередно соединяя две любые точки отрезком. Захватывать третью точку нельзя, и каждая точка может быть концом лишь одного отрезка. Отрезки не должны пересекаться. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.
Регламент: 10 мин.
Формат: в письменном виде.
Система оценивания проделанной работы:
Результат
Баллы
Проигрыш
0
Выигрыш
3
Этап №4
Практическое задание №2
Дана блок-схема алгоритма. Определить результат выполнения алгоритма при x=-6 или x=0 или x=7
В электронной таблице содержатся данные о крупнейших озерах мира. Найдите глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного и среднюю высоту озер над уровнем моря. Отсортируйте озера по высоте над уровнем моря.
Выполните задание в MS Word
Решите текстовую логическую задачу: «Три школьника, Миша (М), Коля (К) и Сергей (С), остававшиеся в классе на перемене, были вызваны к директору по поводу разбитого в это время окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответили следующее:
Миша: «Я не бил окно, и Коля тоже...»
Коля: «Миша не разбивал окно, это Сергей разбил футбольным мячом!»
Сергей: «Я не делал этого, стекло разбил Миша».
Стало известно, что один из ребят сказал чистую правду, второй в одной части заявления соврал, а другое его высказывание истинно, а третий оба факта исказил. Зная это, директор смог докопаться до истины. Кто разбил стекло в классе?
Произведите простой поиск информации по ключевым словам «информационные технологии» в поисковых указателях Яndex ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), rambler ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), АПОРТ ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Результаты поиска по каждой поисковой системе запишите в отчёт.
Инструкция к выполнению задания:
Практическое задание из предложенного списка выполняется в любом порядке и в любом количестве (с целью набора максимального количества баллов).
Регламент: 20 мин.
Формат: в электронном виде.
Система оценивания проделанной работы:
Номер задания
Вид задания
Баллы
1
Составление алгоритма
2
2
MS Excel
4
3
MS Word
3
4
Логическая задания
3
5
Поиск информации в сети Интернет
2
Подведение итогов
Наименование мероприятия
Конкурс «Лучший по профессии 2017»
Специальность
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Группа
Количество человек
5 человек и капитан команды
Графические материалы
Эмблема
Печатные материалы
Презентация группы (в виде буклета)
Электронные материалы
Видеоролик «Программное обеспечение будущего» (с помощью MS PowerPoint)
Количество набранных баллов
Итог
Членами жюри оглашаются результаты каждой команды, подводятся итоги, награждение.
Регламент: 10 мин.
Формат: в произвольной форме.
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 17 мая 2012 г. № 413, Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. – М.: 2014
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2014
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2013
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2014
( 7-77-77
Набор на специальности:
Экономика, бухучёт и контроль
Финансы и кредит
Специальность для лентяев
15