Программа индивидуальной работы с одаренными обучающимися по литературе «Юный филолог» для 7 класса









Программа индивидуальной работы
с одаренными обучающимися по литературе
«Юный филолог»
для 7 класса
2016-2017 учебный год














Составитель рабочей программы:
учитель русского языка и литературы
Черепанова Татьяна Геннадьевна









Пояснительная записка
Постижение классической русской и зарубежной литературы требует от читателя немало усилий. Только осмысленное чтение способно вызвать у школьников эмоциональный отклик, интерес к книге и потребность в чтении серьёзной литературы. «Великому поэту нужен великий читатель», - говорил Уолт Уитмен Главная задача, стоящая перед учителем, заключается в умении организовать обучающихся, создать творческую атмосферу погружения в художественный мир писателя, вызвать ассоциативные размышления над нравственными проблемами, стоящими перед героями, самими юными читателями и обществом в целом. Чтобы исключить восприятие художественного произведения на бытовом уровне, проникнуть в суть авторского замысла, понять жанрово-стилистическую специфику произведения, необходимо глубокое знание основ литературоведения.
Рабочая программа групповых занятий по литературе для обучающихся 7 класса предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель рабочей программы
Цель литературного образования – формирование духовно-нравственной и художественно развитой личности высокой филологической культуры, стремящейся к саморазвитию и реализации своих творческих способностей.
Задачи:
научить определять идейный замысел произведения,
анализировать систему образов,
выявлять структурные элементы текста в их единстве.
Виды деятельности:
Выявление проблематики произведения.
Определение идейного смысла; сопоставление идейного содержания 2-х или нескольких произведений.
Группировка героев относительно главного конфликта и системы образов.
Анализ особенностей композиции конкретного произведения, выделение ключевых эпизодов; сравнительный анализ композиций разных произведений.
Выделение в тексте и анализ средств изображения персонажа.
Анализ своеобразия авторской речи, способа авторского повествования.
Определение стихотворных размеров, видов рифмовки.
Основные виды работы:
Отбор материала.
Составление плана анализа элементов художественного текста.
Анализ эпизода прозаического произведения или поэтического текста.
Написание мини-сочинений, стихотворений и рецензий на них.
Самоанализ написанных работ и упражнений.



Содержание программы
Фольклор
Особенности фольклора, жанровая система фольклора. Изобразительно – выразительные средства, используемые в сказках (композиционные, стилистические). Малые фольклорные лирические жанры (детский фольклор, бытовой фольклор, потешный фольклор). Различия между фольклором и литературой.
Литературные роды. Жанры литературы
Роды и виды литературы (способы образного воспроизведения действительности). Лирика, эпос, драма: цели, предмет, содержание.
Основные жанры эпического произведения: рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, роман-эпопея. Типология романа (семейно-бытовой, социально-психологический, исторический, философский, роман-утопия, любовный, авантюрный, роман-путешествие).
Формы (виды) изображения действительности: повествование, описание, рассуждение, характеристика, прямая речь персонажей (монолог, диалог).
Художественный образ
Образы – персонажи: главные, второстепенные, эпизодические. Системы персонажей реалистического произведения: равнозначные персонажи, вершинная (с одним главным героем), замкнутая ( количество персонажей определенно) и разомкнутая (бесконечное число персонажей); образ автора, повествователя, рассказчика; фантастические персонажи, персонажи-животные; обобщённый образ массы, группы, страны; обобщённый образ человеческого типа (« лишний человек», «маленький человек», «новый человек»).
Приёмы создания художественного образа человека. Портрет
(краткий, подробный; статический, динамический). Описание неизменных деталей (глаза, черты лица, фигура), описание внешности в динамике (улыбка, смех, жесты, мимика, походка , плач, выражение лица).
Психологический анализ: подробное воссоздание чувств, мыслей, побуждений, внутреннего мира героя.
Характер персонажа, проявление его в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, его речи.
Характеристика героя: прямая авторская характеристика, Характеристика героя другими действующими лицами, сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.
Интерьер. Интерьер, влияющий на развитие действия. Интерьер «самоценный». Приемы изображения интерьера.
Пейзаж: лирический, необходимый для развития действия, романтический, вымышленный (фантастический), пейзаж - символ. Пейзаж по объекту изображения: природный, городской, деревенский.
Социальная среда, в которой живёт и действует персонаж.
Художественная деталь, внешняя и психологическая. Художественная деталь обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера.
Стиль писателя (эмоциональность, ритм, своеобразие словесно - изобразительных и синтаксических средств, речевая характеристика действующих лиц).
Содержание и форма художественного произведения
Тема произведения (актуальная - малоактуальная; общественно значимая – частная; внехудожественная – внутрихудожественная; декларируемая – существующая в подтексте). Вечные, национальные, исторические, внутрилитературные темы. Тематика.
Проблема (личность – общество; творец-искусство; человек – история, человек – природа и.т.д.) Проблематика (социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, культурно-бытовая, мифологическая, философская, педагогическая, социально-философская, психологическая и.т.д.)
Идея художественная (авторская концепция мира и человека). Идейный мир (художественная идея, авторское представление об идеале, система авторских оценок).
Пафос. Виды пафоса (героический, драматический, трагический, сатирический, комический, сентиментальный, романтический).
Сюжет, принципы построения сюжета (временной, концентрический). Фабула. Конфликт ( отдельных персонажей –коллизия, личности и среды, внутренний конфликт – психологический).
Композиция, сюжетные элементы: пролог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, художественное преддверие, художественное обрамление.
Язык художественного произведения
Типизация и индивидуализация героев с помощью их речи. Синонимы и антонимы. Архаизмы и неологизмы. Варваризмы. Эпитеты и сравнения. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, гипербола, литота). Ирония и сарказм. Перифраз. Поэтический синтаксис. Поэтические фигуры (риторический вопрос, риторические обращения и восклицания, анафора, стык, усиление, параллелизм, противоположение, умолчание, инверсия, бессоюзие и многосоюзие).
Стихосложение
Системы стихосложения (тоническое, силлабическое, силлабо-тоническое). Стихотворный размер (двусложные и трехсложные). Рифма, виды рифм. Рифмовка, строфа, виды строф.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Дата
Содержание занятия
Количество часов

Фольклор
4

1

Фольклор. Роды фольклора
1

2

Жанровая система фольклора
1

3

Сказки. Изобразительно-выразительные средства, используемые в сказках
1

4

Различия между фольклором и литературой
1

Литературные роды. Жанры литературы
4

5-6

Литературные роды (эпос, лирика, драма)
2

7-8

Жанры литературы
2

Художественный образ
5

9-10

Типология художественных образов
2

11-12

Художественные средства создания образов
2

13

Художественное время и пространство
1

Содержание и форма художественного произведения
11

14

Форма художественного произведения
1

15

Содержание художественного произведения
1

16

Авторский замысел и художественный вымысел
1

17-18

Тема художественного произведения
2

19-20

Идея художественного произведения
2

21

Проблематика
1

22-23

Сюжет. Фабула. Конфликт
2

24

Композиция
1

Язык художественного произведения
5

25-26

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры. Звукопись
2

27-28

Изобразительно-выразительные средства (тропы)
2

29

Стиль
1

Стихосложение
5

30

Системы стихосложения
1

31-32

Стихотворный размер
2

33-34

Рифма. Ритм. Строфа
2

Итого
34


Методическое обеспечение

1. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе.- М.: Айрис-Пресс, 2004.
2 Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Н.В. Беляева. М,: Просвещение, 2010
3. Коршунова Н.Н., Лапина Е.Ю. Литература 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
4. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 класс.- М.: Дрофа, 2006.
5. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2003
6. Оглоблина Н.И. Тесты по литературе. 5-11 класс.- М.: Олимп Астрель, 2002.

Ресурсы интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сеть творческих учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт издательства «Просвещение»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Культура письменной речи
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415