Планирование кружка по русскому языку Юный филолог для 6 класса
Кружок по русскому языку «Юный филолог»
6 класс.
68 часов в год
2 часа в неделю
Руководитель: Паранина Л.В.
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у учащихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы ещё не можем уделить должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.
Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Цель: способствовать созданию условий для формирования предметной,
коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
Задачи:
привитие интереса учащихся к русскому языку;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
воспитание коммуникативной культуры школьников;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
обучение учащихся самостоятельной работе с книгами, словарями;
развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
повышение общей языковой культуры;
формирование умения решать нестандартные задачи по русскому языку, задачи олимпиадного характера.
Подготовка обучающихся к участию в конкурсе «Русский медвежонок».
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Тематическое планирование.
№
Тема
Кол-во часов
ф
2.
Путешествие в страну русского языка.
1
Лингвистика – наука о языке. Ученые-лингвисты.
1
Какие секреты таит в себе слово?
1
Лингвистический кросс
1
Чудесные слова Лингвистики.
1
От игры к знанию.
1
Работа со cкороговорками.
1
Составление слов путем перестановки букв.
1
Расшифровка слов.
1
Составление слов из предложенных букв.
1
Редактирование текста.
1
Составление филологических кроссвордов
2
Слова-близнецы.(Определение частей речи)
1
Занимательная грамматика.
1
Решение лингвистических задач.
2
3.
Этимология – наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарём.
1
Какие бывают имена
2
Лексическое богатство русского языка.
Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.
2
Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок».
1
Решение олимпиадных заданий
2
5-.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, их роль в художественных произведениях .Антонимы, их роль в художественных произведениях
2
Почему мы так говорим? (Фразеологизмы, их выразительность.) Практическая работа с фразеологическим словарём.
2
Фразеологическая викторина. Исконно русские и заимствованные фразеологизмы.
2
Культура речи – необходимое качество образованного человека.
2
Орфоэпические нормы. Лексические , грамматические и синтаксические нормы.
2
1
Типы орфоэпических ошибок Ударение в словах и формах слов. Произношение согласных и гласных.
1
Пословицы и поговорки.
1
Решение олимпиадных задач по морфологии.
2
Изобразительно-выразительные средства языка.
2
Приемы сжатия изложения.
2
2.
Текст. Смысловые отношения между предложениями текста Микротема. Выявление микротем в тексте.
2
2
Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
2
3
Лингвистическая сказка. Создание сказок. Чтение.лингвистических сказок.
2
Решение филологических задач
2
Логогрифы.
1
3
Шарады.
1
.
Метаграммы.
1
3
Анаграммы.
1
Рифмованные тексты. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма.
1
Ритм. Малые фольклорные жанры (дразнилки). Составление рифмованных текстов.
2
Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
2
Инсценировка эпического произведения. Различие эпоса и драмы. Составление инсценировки эпического произведения, используя форму диалектической речи.
1
Инсценировка.
1
Сценарий дидактической игры. Виды игр по русскому языку и литературе.
2
Заметка в газету информационного характера. Положительная заметка. Газетные жанры..
2
Заметка в газету информационного характера. Выбор темы. Создание заметок учащимися
1
Выразительное чтение стихов.
1
Подведение итогов года. Чтение лучших работ, написанных в течение года.
1
Список литературы:
1.Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // РЯШ. – 2004. - №2.
2.Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.
3. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.
4. Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.
5. Зданкевич В. Русская занимательная грамматика.-«Самарский Дом печати», 1993.
6.Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии/С.Ю.Михайлова.-М.: Просвещение,2006
7. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
8. Пашкова Г.И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиям при обучении орфографии. // РЯШ. – 2004. - №5.
9. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.
10.Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1966.Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
11. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2.
12.Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
13.Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.
14.Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы/ Н.А.Шапиро.-М.:Первое сентября.2002.
15.Ясинская С.Г. Система уроков развития речи на основе книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». // РЯШ. – 2005. - №6.
МБОУ «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по учебно- воспитательной работе:
____________ /Н.М.Павлова/
«___» _______________ 2014__ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа»
______________ /Е.З. Оплева/
«___» _______________ 2014__ г.
«ПРИНЯТА»
решением заседания ШМО учителей английского, марийского и русского языков
«___» _______________ 2014
·__ г.
Руководитель ШМО:
_____________ /Пайвахтина В.Г./
Протокол № ___
Рабочая программа кружка
по русскому языку
«Юный филолог»
на 2014-2015 учебный год
Составитель программы:
Паранина Л.В., учитель русского языка и литературы
2014г.
Кружок по русскому языку «Юный филолог»
6 класс.
Модуль 1. «Морфология».
19 часов в год
1 час в неделю
Руководитель: Паранина Л.В..
Пояснительная записка.
Данный модуль ориентирован на учащихся 6 классов.
Основная цель курса - расширение и углубление знаний по русскому языку, изучение трудных вопросов морфологии, развитие языкового чутья, воспитание интереса к русскому языку.
На занятиях кружка предполагается в доступной форме рассказать о трудностях морфологии русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы. В содержание занятий включены сведения из истории слов и выражений, лингвистические сказки, шарады, загадки, кроссворды. Игры и игровые занятия способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья
Тематическое планирование.
№
Тема занятия.
Содержание занятия.
часы
1.
Имя существительное.
Категория числа, рода. Склонение существительных. Решение олимпиадных задач по морфологии.
1
2.
Имя существительное.
Образование имен существительных. Решение олимпиадных задач по морфологии.
1
3.
Глагол.
Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. Решение нестандартных задач по морфологии.
1
4.
Глагол.
Употребление неопределенной формы глагола, 3 л. ед. и мн. ч. Поэтические традиции в употреблении глагольных форм. Решение нестандартных задач по морфологии.
1
5.
Глагол.
Наклонения и времена глаголов. Образование глаголов.
1
6.
Имя прилагательное.
Связь существительных и прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Полные и краткие формы прилагательных. Решение олимпиадных задач по морфологии.
1
7.
Имя прилагательное.
Способы образования имен прилагательных. Решение олимпиадных задач по морфологии.
1
8.
Имя числительное.
История числительных. Решение олимпиадных задач по морфологии.
1
9.
Наречие.
Образование наречий. Решение олимпиадных задач по морфологии.
1
10.
Наречие.
Трудные случаи слитного, раздельного, дефисного правописания наречий.
1
11.
Местоимение.
Разряды местоимений. Решение олимпиадных задач по морфологии.
1
12.
«Умники и умницы».
Решение олимпиадных задач по морфологии.
1
Дополнительно индивидуальная и групповая работа при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок».
13.
Решение заданий уровня на 3 балла.
1
14.
Решение заданий уровня на 4 балла.
1
15.
Решение заданий уровня на 5 баллов.
1
Кружок по русскому языку «Юный филолог»
6 класс.
Модуль 2. «Творческая мастерская».
19 часов в год
1 час в неделю
Руководитель: Паранина Л.В..
Пояснительная записка.
Предлагаемый модуль ориентирован на учащихся 6 классов.
Основная цель курса – развитие творческих способностей.
Задачи курса.
Способствовать реализации индивидуальных способностей учащихся и развитию творческого потенциала личности;
Воспитывать умение самостоятельно отбирать актуальный материал, развить в учащихся коммуникативные навыки письма и слушания.
Совершенствовать умение корректировать свою работу.
Тематическое планирование.
№
Тема занятия.
Содержание занятия.
Часы
1.
Лингвистическая сказка.
Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Озвучивание работ, создание иллюстративного материала.
1
2.
Рифмованные тексты.
Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. Малые фольклорные жанры (дразнилки). Составление рифмованных текстов.
1
3.
Лимерики.
Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
1
4.
Рифмованные орфографические правила.
Чтение примеров рифмованных правил. Создание рифмованных орфографических правил.
1
5.
Зарисовка с натуры. О природе.
Наблюдение. Сбор рабочего материала. Записная книжка писателя. Зарисовка с натуры на тему природы.
1
6.
Понятие об этюде. Подбор заголовка.
Этюды на тему природы. Заголовки.
1
7.
Литературная правка.
Корректирование текста. Классификация речевых и грамматических ошибок. Исправление негативных образцов. Корректировка работ учащихся.
1
8.
Зарисовка с натуры. Портрет.
Портрет человека. Характерная деталь. Наблюдения. Портрет одноклассника.
1
9.
Рекламные тексты.
Особенности языка рекламы. Анализ рекламных текстов. Создание собственных рекламных текстов.
1
10.
Инсценировка эпического произведения.
Различие эпоса и драмы. Вторичные тексты. Инсценировка. Составление инсценировки эпического произведения, используя форму диалектической речи.
1
11.
Сценарий дидактической игры.
Виды игр по русскому языку и литературы. Выбор формы. Отбор заданий.
1
12.
Заметка в газету информационного характера. Положительная заметка.
Газетные жанры. Заметка в газету информационного характера. Выбор темы. Создание заметок учащимися.
1
13.
Критическая заметка.
Критическая заметка. Выбор темы. Создание заметок учащимися.
1
14.
Полемическая заметка.
Полемическая заметка. Выбор темы. Создание заметок учащимися.
1
15.
Подведение итогов года.
Чтение лучших работ, написанных в течение года. Рефлексия.
1
16
Фразеологизмы в русском языке
Значение фразеологизмов. Работа с фразеологическими словарями.
1
17
Риторика.
Подготовка ведущих.
1
18
1
19
1
Литература:
Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям. 5-8 классы. – Волгоград: Учитель,2000.
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. - Волгоград.,:Учитель,2001.
Канакина Г.И. Уроки развития речи.- Пенза. 1995.
Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 класс. - Волгоград.,: Учитель, 2003.
МБОУ «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по учебно- воспитательной работе:
____________ /Н.М.Павлова/
«___» _______________ 2013__ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа»
______________ /Е.З. Оплева/
«___» _______________ 2013__ г.
«ПРИНЯТА»
решением заседания ШМО учителей английского, марийского и русского языков
«___» _______________ 2013__ г.
Руководитель ШМО:
_____________ /Пайвахтина В.Г./
Протокол № ___
Рабочая программа кружка
по русскому языку
«Юный филолог»
на 2013-2014 учебный год
Руководитель программы:
Паранина Л.В., учитель русского языка и литературы
2013г.
ЂЂ
src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js" type="text/javascript"15