Роль заместителя директора по УПР в организации методической работы лицея

Роль заместителя директора по УПР в организации
методической работы лицея. Влияние на развитие
профессионально-педагогической компетентности
мастеров производственного обучения

Постановка проблемы. Сущность методической деятельности мастера производственного обучения состоит в творческом подходе к формированию своей профессионально-педагогической деятельности, влияет на формирование профессиональной компетентности будущих квалифицированных рабочих. Поэтому участие их в различных формах методической работы обеспечит развитие профессиональной, психолого-педагогической и методической компетенции.
В Положении о методической работе в профессиональных образовательных учреждениях указано, что она основана на достижениях науки и передового опыта системы аналитической, организационной, диагностической, поисковой исследовательской, научно-практической, информационной деятельности с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников и повышения эффективности учебно воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении.
Формы и содержание методической работы в профессиональных образовательных учреждениях основывается на следующих основных принципах:
гуманизации и демократизации осуществления методической работы;
системности и систематического участия специалистов в различных видах методической работы;
творческая направленность инженеров-педагогов в осуществлении учебно-воспитательного процесса;
оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм методической работы;
учет потребностей среднего профессионального образования на современном этапе;
учет потребностей инженера-педагога в оказании методической помощи.
К организационным формам методической работы, введенным в профессиональных образовательных учреждениях относятся коллективные, массовые и индивидуальные.
Коллективные формы методической работы предусматривают привлечение мастеров производственного обучения к участию в педагогических советах, предметных методических комиссиях, школе молодого мастера и в массовых формах коллективной работы таких как: педагогических чтениях, теоретических конференциях, инструктивно-методических заседаниях, школах передового опыта и т.д.
Педагогический совет является одной из основных форм коллективной работы, основной задачей которой является совершенствование процесса обучения и внедрение в учебно-производственный процесс передовых педагогических и производственных технологий. Как правило, вопросы, выносимые на рассмотрение педагогического совета связанны с планированием учебно-воспитательного процесса в лицее, организацией работы по совершенствованию теоретического, производственного обучения и производственной практики; этап преподавания учебных дисциплин, обсуждение результатов успешности тех, кто учатся, итоговой, поэтапной и государственной аттестации и тому подобное. Положительной особенностью в проведении педагогических советов является участие в их проведении представителей базовых предприятий и работодателей, обеспечивающей тесную связь педагогического коллектива и заказчиков рабочих кадров в определении вопросов по рейтингу будущих специалистов и влияния организационно-педагогических условий на формирование у них соответствующей профессиональной компетентности.

Направления деятельности методических комиссий
в профессиональном образовательном учреждении

















В развитии профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения значительную роль играют методические комиссии, целью которых является обеспечение поиска эффективных путей и форм совместной деятельности работы преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
Основными направлениями деятельности методических комиссий следующее:
разработка учебно-методической документации: обсуждение рабочих учебных программ по учебной и производственной практикам, программ предвыпускных практик с внесенными изменениями и дополнениями; обсуждение перечня учебно-производственных работ, содержания видов работ по каждой теме перечня; обсуждение комплексных видов работ для каждого квалификационного уровня по профессиям; обсуждение содержания паспорта комплексно-методического обеспечения по профессиям; обсуждение видов работ, которые выносятся на итоговую и государственную аттестацию по основной и смежным профессиям (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщик ручной сварки; маляр, штукатур; электрогазосварщик, слесарь по ремонту автомобилей и т.д.;
организация учебно-производственного процесса. Это направление методической работы обеспечивает: обсуждение вопросов, связанных с организацией формирования начальных навыков обучающихся в учебных мастерских, простых комплексных видов работ, лабораторно-практических и т.п.; обсуждение методических подходов к внедрению в учебно-производственный процесс активных форм обучения; обмен опытом с применением различных методов на уроках производственного обучения; обсуждение перечня и содержания учебно-производственной выпускной документации; обсуждение методических рекомендаций и разработок уроков производственного обучения;
повышение эффективности учебно-производственного процесса: анализ качества знаний обучающихся, в частности, учебной и производственной практик; обеспечения учебно-производственного процесса современными дидактическими средствами обучения;
повышение профессионально-педагогического уровня: организация взаимопосещения уроков мастерами производственного обучения уроков специальных дисциплин и уроков производственного обучения своих коллег; подготовка и проведение открытых уроков; организация обмена передовым производственным опытом; участие в работе школы передового опыта; участие в работе творческих групп и экспериментальных мастерских.
В то же время, значительное внимание в работе методических комиссий придается установлению и осуществлению межпредметных связей, прежде всего, связи теоретического обучения с производственным обучением. Не менее важными в работе методических комиссий являются проблемы, связанные с определением путей ликвидации и предупреждения пробелов в обучении; определение путей и методов развития логического мышления обучающихся; совершенствование способов закрепления и углубления знаний и умений; осуществление постоянного контроля за учебно-производственным процессом в целом. Следующей коллективной формой методической работы в лицее, способствующей развитию начального профессионально-педагогического уровня мастеров производственного обучения является школа молодого мастера производственного обучения. Прежде всего, нами обоснована концепция школы молодого мастера производственного обучения, в основу которой был положен компетентностный подход к осуществлению учебно-производственной деятельности в лицее.

Организационная структура школы молодого мастера













Организационная структура школы молодого мастера предусматривает следующие этапы:
диагностический, обеспечивающий выявление индивидуальных потребностей в методической помощи;
планирующий, предусматривающий определение и планирование основных направлений развития профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения;
организационный, обеспечивающий качественное формирование знаний и умений мастеров производственного обучения по определенным проблемам;
корректирующий, предусматривающий внесение коллективов с учетом приобретенных знаний, умений и необходимых для осуществления учебно-производственной деятельности;
практический, благодаря которому осуществляется обмен приобретенным опытом.
Участие мастеров-новичков производственного обучения в указанной коллективной форме обеспечивает формирование: умение проектировать содержание профессионально-практического обучения с учетом требований государственных стандартов профессии; умение определять рациональные формы и методы профессионального обучения; умение корректировать свою профессиональную деятельность и вносить изменения в индивидуальный план самообразования; умение систематизировать необходимую психолого-педагогическую, методическую, техническую и технологическую информацию и пользоваться ею во время подготовки и организации учебно-производственного процесса в лицее. В ходе опроса было выявлено, что около 29% малоопытных мастеров производственного обучения нуждались в методической помощи по разработке учебно-планировочной документации и разработке планов уроков производственного обучения по разным типам, разработке паспорта комплексно-методического обеспечения; применение активных методов обучения, вынесенные нами на заседание школы молодого мастера.
Результаты в оказании методической помощи
мастерам производственного обучения в школе молодого мастера



О результативности предложенной концепции работы школы молодого мастера свидетельствуют определенные нами темы, способствующие их методическому росту: требования к разработке содержания профессионально-практической подготовки; принципы отбора и структурирования содержания производственного обучения; составляющие педагогического мастерства мастера производственного обучения; инновационные педагогические технологии и их влияние на формирование профессиональной компетентности мастера производственного обучения; введение активных методов обучения в учебно-производственный процесс; применение рационализаторских способов работы в строительстве - залог формирования профессионального мастерства обучающихся.
Выводы. Итак, на основе указанного можно сделать вывод, что такие коллективные формы методической работы в лицее, как педагогические советы, предметные методические комиссии, школы молодого мастера обеспечивают совершенствование методической работы специалистов и способствуют развитию профессионально-педагогической компетентности мастеров производственного обучения в целом.
Перспективы дальнейших поисков в направлении исследования. Дальнейшее наше исследование будет осуществляться с целью определения методического роста мастеров производственного обучения в процессе их участия в других массовых коллективных формах методической работы.









Деятельность методических комиссий в ОУ СПО

Разработка
учебно-методической документации

Повышение профессионально-педагогического
уровня мастеров производственного обучения

Организация учебно-производственного процесса

Повышение эффективности учебно-производственного процесса

Развитие профессионально-педагогической компетенции мастера производственного обучения

Входящее диагностирование

Обмен
опытом
мастеров производственного обучения

Планирование
работы школы

Организация заседаний школы

Корректировка содержания обучения

Школа молодого мастера



15