Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Биология
Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
Богучарский филиал ГОБУ СПО ВО «ВГПГК»
00воронежский государственный
промышленно-гуманитарный
колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по выполнению самостоятельных работ
по дисциплине
«Биология»
Для студентов 1 курса
(230113) 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы
Богучар
2014
Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледж
Составитель Касьянова Елена Владимировна
Преподаватель биологии
: Методические указания к самостоятельным работам. По дисциплине «биология» Для студентов 1 курса (230113) 09.02.01. омпьютерные системы и комплексы
/ департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. Касьянова Е.В.]. – Воронеж : ВГПГК, 2014. – 8 c.
Указания разработаны в соответствии с Рабочей программой по обществознанию . Приведены рекомендации по выполнению самостоятельных работ. а также темы самостоятельных работ.
Основные источники:
1 Константинов В.М. Общая биология: учеб. для студентов образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М Константинов, А.Г Резанов; под ред. / В.М Константинова.-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия.», 2008.
2 Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных
заведений. М.: Академия (совместно с В.Ш.) 2008 г.
3 В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2006.
4 В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11. - М.: Дрофа, 2007
5 Общая биология: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Под
ред. Д. К. Беляева и др.. М.: Просвещение, 2002 г.
6 Общая биология: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Под ред. Ю.И. Полянского. М.: Просвещение, 1998
Дополнительные источники:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004
Методические указания студентам
Методические указания студентам очной формы обучения представлены в виде:
методических рекомендаций при работе над конспектом лекций во время проведения лекции;
методических рекомендаций по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям;
методических рекомендаций по изучению рекомендованной литературы;
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций
во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям
Важной составной частью учебного процесса в ссузе являются семинарские и практические занятия.
Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.
Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.
Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов.
Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические рекомендации студентам по изучению
рекомендованной литературы
Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информационном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.
На самостоятельную работу студентов отводится 17 часов
Тема раздела Тема самостоятельной работы Количество часов
Тема1. Введение. Краткая история развития биологии. Сущность жизни и свойства живого. Составить схему «Система биологических наук».
Заполнить таблицу «Основные направления развития современной биологии» 2
Тема 1.1. Неорганические и органические вещества клетки. Самостоятельная работа в группах.
1 группа. Изучить строение и классификацию углеводов, используя электронные ресурсы «Углеводы их классификация», заполнить таблицу.
2 группа. Белки – основа жизни, изучить функции белков, заполнить таблицу. 4
Тема 1.3. Строение и функции органоидов клетки. Разнообразие типов эукариотов ( подготовить тезисы сообщения по теме, используя дополнительные источники информации). 2
Тема 1.5.-1.6. Пластический и энергетический обмен веществ. Автотрофные и гетеротрофные организмы (дать сравнительную характеристику по таблице). 2
Тема 1.8. Деление клетки. Цитокинез. Клеточная теория старения организма. (сделать выборку научной информации).
Работа по карточкам. 4
Тема 1.10. Формы размножения. Составить схему виды размножения в тетради. 3
Тема1.1. Неорганические и органические вещества.
Задание для первой группы:
1.Вспомните понятия полимер, мономер.
2.Изучите строение и классификацию углеводов, используя электронные ресурсы «Углеводы их классификация».
Заполните таблицу, проанализируйте ее согласно поставленной цели, сделайте вывод.
3.Изучите видеофрагмент интерактивной анимации «Качественная реакция на углеводы»
Используя знания, полученные при изучении видеоматериала, знаний и умений приобретенных на уроках химии докажите наличие углеводов в клетках живых организмов
4.Заполните таблицу в тетради.
Название соединения Особенности строения Важнейшие свойства Функции в клетке Практическое значение
глюкоза крахмал целлюлоза Вывод (о взаимосвязи строения и функций), значении в природе Задание для второй группы:
1.Прочитайте текст «Белки – основа жизни» изучите функции белков. Ответьте на вопрос:
Строение и функции углеводов.
Название соединения Особенности строения Важнейшие свойства Функции в клетке Практическое значение
глюкоза крахмал целлюлоза Вывод (о взаимосвязи строения и функций), значении в природе
Тема 1.8. Деление клетки.
Карточка № 1.
Заполните пропуски в тексте.
Подготовка к делению клетки начинается в период …
Ядерная оболочка растворяется к концу …
В митозе различают 4 фазы: …, …, …, …
Ядра соматических клеток содержат … набор хромосом.
Ядра половых клеток содержат … набор хромосом.
Хромосомы располагаются в экваториальной части клетки во время …
Хромосомы хорошо видны в ядре к концу …
Начало расхождения хроматид к полюсам клетки происходит …
Диплойдный набор хромосом человека содержит … хромосом.
Гаплойдный набор хромосом человека содержит … хромосом.
Карточка № 2.
Заполните таблицу.
Характеристика фаз митоза.
Фазы. Характеристика фаз.
Профаза
Метафаза
Анафаза
Телофаза
Карточка № 3.
1. Сравнение митоза и мейоза.
Признаки для сравнения. Митоз. Мейоз.
В каких клетках происходит.
Число делений.
Наличие конъюгации.
Число клеток, возникших в результате деления
2. Что такое кроссинговер? Конъюгация? Их значение.
3. Устный ответ у доски с использованием таблиц: «Отличия мейоза от митоза».