Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работе для студентов 1 курса СПО
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
цикловой комиссией Зам. директора по
социально-экономических
дисциплин учебной работе _________ А.Е. Приемщиков
Председатель ________И.Ю. СамолюкПротокол №__1___ _________20____ - 20________
«___» ____________ 20__ - 20___ уч. г.
Методические рекомендации
для студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы
дисциплины «Обществознание»
1 курс, группа специальности: «Коммерция»
общее количество часов 117 часа
преподаватель И. П. Блохина
Составлена в соответствии с примерной программой, разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины………………………………………………………………………………….
2. Структура и содержание самостоятельной внеаудиторной работы учебной дисциплины……………………………..
3. Критерии к определению явления самостоятельности……………………………………………………………………
4. Тематический план и содержание учебной дисциплины………………………………….. .............................................
5. Методические рекомендации при выполнении самостоятельной работы……………………………………………….
6. Условия реализации самостоятельной внеаудиторной работы……………………………………………………………
7. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………………………………
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание».
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Количество часов на освоение программы:
Максимальная учебная нагрузка – 117 часов, обязательная аудиторная учебная нагрузка – 78 часов, на самостоятельную работу обучающемуся отводится 39 часов.
Уровень усвоения.
Каждый урок предполагает проявление самостоятельности и активности студентов, что отражено уровнями усвоения материала:
1 – ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств)
2 – репродуктивный (выполнение деятельности под руководством)
3 – продуктивный уровень (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
В том числе: Контрольные работы 4
Дифференцированный зачет 2
Самостоятельная работа обучающегося39
В том числе, домашние работы: подготовка рефератов, презентаций, сообщений, проектов 39
Итоговая аттестация в форме Диф. зачёта
Критерии к определению явления самостоятельности
Критерии к определению явления самостоятельности следующие:
Наличие руководства преподавателя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
Отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу студента;
Внесение студентом в выполнение задания нового по отношению к образцу;
Собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);
Готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
Соединение собственных мыслей с действием;
Проявление инициативы и творчества.
Тематический план и содержание учебной дисциплины.
№
ппНаименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа Объём часов Уровень
освоения
1 2 3 4 5
117 ч.
(самост изучен 39 ч.)
1 ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала.
Задачи и содержание курса
Возникновение социальных наук
2 1
Глава 1.НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ.
Раздел 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества 2 Тема: Человек. Индивид. Личность.
Содержание учебного материала.
Философские представления о человеке
Индивидуальные особенности человека
Личностные качества человека 2 2
3 Тема: Деятельность – способ существования людей.
Содержание учебного материала.
Характеристика деятельности человека
Структура деятельности и ее мотивация
Многообразие деятельности человека
2 2
4 Тема: Потребности. Способности. Интересы. Содержание учебного материала.
Элементы человеческой психики
Духовный мир человека
Свойства личности
2 2
5 Тема: Социализация личности
Содержание учебного материала.
Физическое развитие человека
Возрастные особенности социализации
Агенты, виды и способы социализации
2 2
6 Тема: Истина. Критерии истины.
Содержание учебного материала.
Познание чувственное и рациональное
Относительная и абсолютная истина
Особенности научного познания
2 2
7 Тема: Свобода и ответственность личности
Содержание учебного материала.
Понятие свободы
Свобода в деятельности человека
2 2
8 Тема: Многообразие мира общения Содержание учебного материала.
Мир общения
Характеристика процесса общения
Межнациональное общение
Правила общения в обществе
2 2
9 Тема: Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
Содержание учебного материала.
Реальное и идеальное бытие
Формы бытия
Роль сознания в жизни человека
Взаимосвязь бытия и сознания
2 2
10 Тема: Самопознание Самостоятельная внеаудиторная работа:
Проект «Превосходная должность быть на Земле Человеком». 2 3
11 Тема: Моральная оценка личности Самостоятельная внеаудиторная работа:
Проект «Превосходная должность быть на Земле Человеком». 2 3
12 Тема: Цель и смысл жизни человека. Проблемы смерти в духовном опыте человечества Самостоятельная внеаудиторная работа:
Проект «Превосходная должность быть на Земле Человеком». 2 3
Раздел 1.2. Общество как сложная система
13 Тема: Представление об обществе как сложной динамичной системе.
Содержание учебного материала
Подсистемы и элементы общества.
Специфика общественных отношений.
Основные институты общества, их функции.
2 2
14 Тема: Общество и природа.
Содержание учебного материала.
Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
Противоречивость воздействия людей па природную среду.
2 2
15 Тема: Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Содержание учебного материала.
Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального изменения
Понятие общественного прогресса.
2 2
16 Тема: Цивилизации прошлого
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Особенности древних цивилизаций.
Древние цивилизации Европы.
Цивилизации эпохи средневековья.
Переход к индустриальной цивилизации. 2 3
17 Тема: Цивилизация России Самостоятельная внеаудиторная работа
Ни Запад, ни Восток?
Русь Христианская.
От Руси Киевской к Руси Московской.
На встречных курсах с Западной Европой. 2 3
18 Тема: Глобализация человеческого общества
Самостоятельная внеаудиторная работа
Развитие отношений между народами в истории человечества
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем
2 3
19 Тема: Особенности современного мира
Самостоятельная внеаудиторная работа
Современные войны, их опасность для человечества.
Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. 2 3
20 Тема: Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Контрольно-обобщающее занятие по разделу.
Содержание учебного материала:
Качества личности, индивидуальные особенности человека.
Многообразие деятельности человека.
Элементы человеческой психики и свойства личности.
Характерные черты личности.
Способы, виды и агенты социализации.
Виды человеческих знаний.
Типы мировоззрения.
Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества).
Межличностное общение и взаимодействие.
Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Основные институты общества, их функции.
Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
Понятие общественного прогресса.
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
2 3
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1.Духовная культура личности и общества
21 Тема: Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.
Содержание учебного материала:
Понятие культуры.
Культура народная, массовая и элитарная.
Экранная культура - продукт информационного общества.
Особенности молодежной субкультуры.
Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
2 2
2.2.Наука и образование в современном мире
22 Тема: Естественные и социально-гуманитарные науки.
Содержание учебного материала:
Виды наук
Значимость труда ученого, его особенности 2 2
23 Тема: Образование как способ передачи знаний и опыта. Содержание учебного материала:
Роль образования в жизни современного человека и общества.
Система образования в Российской Федерации.
Государственные гарантии в получении образования. 2 2
2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
24 Тема: Мораль. Основные принципы и нормы морали.
Содержание учебного материала:
Гуманизм. Добро и зло.
Долг и совесть. Моральный выбор.
Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. 2 2
25 Тема: Искусство
Содержание учебного материала:
Искусство и его роль в жизни людей.
Виды искусств. 2 2
26 Тема: Мировые религии
Содержание учебного материала:
Религия как феномен культуры.
Мировые религии.
Религия и церковь в современном мире.
Религиозные объединения РФ. 2 2
27 Тема: Мировоззрение. Убеждение. Вера. Самостоятельная внеаудиторная работа
Кем быть? Проблемы выбора между «добром» и «злом».
2 3
28 Тема: Моральная оценка личности Самостоятельная внеаудиторная работа
Каким быть? Проблемы выбора моральных ценностей.
2 3
29 Тема: Духовный мир личности Самостоятельная внеаудиторная работа
К чему стремиться? Проблема выбора целей и идеалов современной молодежи.
2 3
30 Тема: Основы знаний о духовной культуре человека и общества. Контрольно-обобщающее занятие по разделу.
Содержание учебного материала:
Понятие о культуре.
Роль образования в жизни современного человека и общества.
Система образования в Российской Федерации.
Моральный идеал.
Религия как феномен культуры.
Виды искусств.
2 3
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1.Социальная роль и стратификация. 31 Тема: Понятие о социальных общностях и группах.
Содержание учебного материала:
Социальная стратификация.
Социальная мобильность.
2 2
32 Тема: Социальная роль.
Содержание учебного материала:
Соотношение личностного «Я» и социальной роли.
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
2 2
33 Тема: Социальное мышление Самостоятельная внеаудиторная работа:
Социальное мышление 2 2
34 Тема: Социальный статус и престиж
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Престижность профессиональной деятельности. 2 2
3.2.Социальные нормы и конфликты
35 Тема: Социальный контроль.
Содержание учебного материала:
Виды социальных норм и санкций.
Самоконтроль.
2 2
36 Тема: Девиантное поведение, его формы, проявления
Содержание учебного материала:
Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
Опасность наркомании, алкоголизма.
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. 2 2
37 Тема: Социальный конфликт.
Содержание учебного материала:
Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
Позитивное и деструктивное в конфликте.
Пути разрешения социальных конфликтов.
2 2
38 Тема: Подростковая преступность: где выход? Самостоятельная внеаудиторная работа:
Подростковая преступность: где выход? 2 3
3.3.Важнейшие социальные общности и группы
39 Тема: Особенности социальной стратификации в современной России.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
2 3
40 Тема: Молодежь как социальная группа.
Содержание учебного материала:
Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
2 2
41 Тема: Интересы современной молодёжи Самостоятельная внеаудиторная работа:
Интересы современной молодежи 2 3
42 Тема: Этнические общности.
Содержание учебного материала:
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
2 2
43 Тема: Семья как малая социальная группа.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Модель «идеальной» семьи
2 3
44 Тема: Социальные отношения
Контрольно-обобщающее занятие по разделу.
Содержание учебного материала:
Социальная стратификация.
Социальная мобильность.
Виды социальных норм и санкций.
Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
Особенности социальной стратификации в современной России.
Межнациональные отношения.
Семья и брак.
2 3
ГЛАВА 4. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
4.1.Политика и власть. Государство в политической системе
45 Тема: Политика как общественное явление.
Содержание учебного материала:
Понятие власти.
Типы общественной власти.
Политическая система, ее внутренняя структура.
Политические институты.
Государство как политический институт.
Признаки государства.
Государственный суверенитет.
2 2
46 Тема: Особенности функционального назначения современных государств.
Содержание учебного материала:
Межгосударственная интеграция
Формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.
Внутренние и внешние функции государства 2 2
47 Тема: Формы государства.
Содержание учебного материала:
Формы правления
Территориально-государственное устройство
Политический режим.
2 2
48 Тема: Правовое государство, понятие и признаки.
Содержание учебного материала:
Понятие правового государства
Признаки правового государства
Демократия, ее основные ценности и признаки
Особенности демократии в современных обществах.
2 2
49 Тема: Путешествие в правовое государство Самостоятельная внеаудиторная работа:
Правовое государство 2 3
50 Тема: Демократия
Самостоятельная внеаудиторная работа:
«Демократия»
Условия формирования демократических институтов и традиций. 2 3
4.2.Участники политического процесса
51 Тема: Личность и государство.
Содержание учебного материала:
Политическое лидерство
Лидеры и ведомые.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
2 2
52 Тема: Политический статус личности Содержание учебного материала:
Политическое участие
Типы политического участия.
2 2
53 Тема: Гражданское общество и государство.
Содержание учебного материала:
Гражданские инициативы.
Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации 2 2
54 Тема: Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Содержание учебного материала:
Избирательная система в Российской Федерации 2 2
55 Тема: Политические партии и движения
Содержание учебного материала:
Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. 2 2
56 Тема: Политические партии в РФ Самостоятельная внеаудиторная работа:
Многообразие и идейно-политические взгляды политических партий с Российской Федерации 2 3
57 Тема: Роль СМИ в политической жизни общества
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборной кампании. 1 3
58 Тема: Политика как общественное явление. Контрольно-обобщающее повторение.
Содержание учебного материала:
Типы общественной власти.
Политическая система, ее внутренняя структура.
Политические институты.
Признаки государства.
Внутренние и внешние функции государства.
Формы правления.
Территориально-государственное устройство.
Политический режим.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Правовое государство, понятие и признаки.
Политическое участие и его типы.
Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
2 3
59 Итоговый контроль Дифференцированный зачёт. 2 3
Итого:
117 часов (58.5 пар) - максимальная нагрузка на студента
78 часов (39 пар) - всего по учебному плану
39 часов (19.5 пар) – самостоятельная работа студента 5. Методические рекомендации при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы
№
пп№
ппНаименование разделов и тем Методические рекомендации Объём часов Уровень
освоения
1 1 2 3 4 5
(самост изучен 39 ч.)
Глава 1.НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ. Самостоятельная внеаудиторная работа:
Изучить п.______Важенин А.Г. стр._______
Проект на тему:
«Превосходная должность быть на Земле Человеком»
Проект является долгосрочным (1 семестр), индивидуальным.
Основные вопросы проекта рассматриваются на уроках обществознания и только такие темы как: Самопознание, Моральная оценка личности, Цель и смысл жизни человека. Проблемы смерти в духовном опыте человечества, выносятся на самостоятельное изучение, но все темы как аудиторной, так и неаудиторной работы, включены в проект.
Содержание проекта:
Введение
Человек. Индивид. Личность.
Деятельность – способ существования людей.
Потребности. Способности. Интересы.
Социализация личности
Истина. Критерии истины.
Свобода и ответственность личности
Многообразие мира общения
Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
Самопознание
Моральная оценка личности
Цель и смысл жизни человека. Проблемы смерти в духовном опыте человечества
Заключение
Список литературы
Требования к содержанию, оформлению и предъявлению индивидуального проекта:
Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Введение включает в себя ряд следующих положений:
Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА
85–100 баллов – «отлично»;
70–85 баллов – «хорошо»;
50–70 баллов – «удовлетворительно»;
менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Для избежания «двойки» за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания информации.
Индивидуальная карта студента, защищающего проект
Этапы Критерии оценки Самооценка Педагог
Защита Представление
(из 15 баллов) Ответы на вопросы
(из 15 баллов) Процесс проекти-рованияИнтеллектуальная активность (из 10 баллов) Творчество (из 10 баллов) Практическая деятельность(из 20 баллов) Итог Достигнутый результат(из 15 баллов) Оформление
(из 15 баллов) Раздел 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества 1 10 Тема: Самопознание 2 3
2 11 Тема: Моральная оценка личности 2 3
3 12 Тема: Цель и смысл жизни человека. Проблемы смерти в духовном опыте человечества 2 3
Раздел 1.2. Общество как сложная система
Подготовить реферат, на одну из выбранных тем:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
1. Определить цель написания реферата в соответствии с выбранной темой.
2. Составить план.
3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения,
доказательства, чтобы затем сосредоточить на них свое внимание.
4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.
Структура реферата
1. Вводная часть:
обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных
точек зрения и желания в них разобраться, личные мотивы и
обстоятельства возникновения интереса к данной теме).
2. Основная часть:
– суть проблемы, изложение объективного материала по теме реферата;
– обзор источников;
– собственные сведения, версии, оценки.
3. Заключение:
– основные выводы;
– результаты и личная значимость проделанной работы;
– перспективы продолжения работы над темой.
Оформление титульного листа
• Название учебного учреждения
• Тема реферата
• ФИ автора, группа
• ФИО преподавателя
• год написания реферата
Отзыв (рецензия) преподавателя.
1.Содержательность, логичность, аргументированность изложения материала
и обобщение выводов.
2.Умение анализировать различные источники, извлекать из них
исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы.
3.Умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по
проблеме реферата, давать ей критическую оценку.
4.Наличие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность,
обоснованность его суждений.
5.Умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость,
образность выражений, индивидуальность стиля реферата.
6.Правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат,
их оформление.
7.Сопроводительные материалы к реферату.
Инструкция.
Как подготовить реферат.
1.Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и
конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой
смысл содержится в формулировке темы, какой теоритический и
фактический материал потребуется.
2. Составьте план реферата.
3. Подберите литературу по выбранной теме.
При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:
▪ Необходимо использовать несколько источников (не менее трех).
▪ Обратите внимание на сроки издания различных источников и их
восприятие через призму времени и событий.
▪ Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите
непонятные слова, найдите их значение.
▪ Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.
▪ Сделайте все необходимые выписки, запишите цитаты, обязательно
укажите страницу. Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну
мысль от другой.
▪ Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.
Памятка для сравнительной характеристики:
▪ Установите цель сравнения.
▪ Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.
▪ Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.
▪ Запишите выводы.
4. Напишите реферат.
5. Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать
сокращений в написании наименований, названий, слов.
Текст записывается на одной стороне листа формата А – 4. Каждая глава
должна начинаться с новой страницы. В тексте после каждой цитаты нужно
указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.
Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке.
Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, затем название
без кавычек, город, название издательства, год издания.
Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.
6. Правильно оформите реферат.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
Макс. - 20 баллов - актуальность проблемы и темы;- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемыМакс. - 30 баллов - соответствие плана теме реферата;- соответствие содержания теме и плану реферата;- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- обоснованность способов и методов работы с материалом;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источниковМакс. - 20 баллов - круг, полнота использования литературных источников по проблеме;- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу;- грамотность и культура изложения;- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;- соблюдение требований к объему реферата;- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
Макс. - 15 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;- литературный стиль.
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно». 4 14 Тема: Общество и природа.
2 3
5 16 Тема: Цивилизации прошлого
2 3
6 17 Тема: Цивилизация России 2 3
7 19 Тема: Особенности современного мира
2 3
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Изучить п.______Важенин А.Г. стр._______
Написать сочинение-эссе по одной из заданных тем:
- Значимость труда ученого, его особенности
- Кем быть? Проблемы выбора между «добром» и «злом».
- Каким быть? Проблемы выбора моральных ценностей.
- К чему стремиться? Проблема выбора целей и идеалов современной молодежи.
Алгоритм написания эссе:
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;
в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).
Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
№ Критерии оценивания эссе Баллы
1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрытИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании 1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0
2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы 2
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют)ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0
3 Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников) 2
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представленияИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа 1
Фактическая информация отсутствуетИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису 0
Максимальный балл 5
2.1.Духовная культура личности и общества
8 27 Тема: Мировоззрение. Убеждение. Вера. 2 3
9 28 Тема: Моральная оценка личности 2 3
10 29 Тема: Духовный мир личности 2 3
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Студенты, объединившись в группы по 4-6 человек, выполняют на выбор по одной из тем мультимедийный проект:
- Соотношение личностного «Я» и социальной роли.
- Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
- Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
- Социальное мышление индивида
- Престижность профессиональной деятельности.
- Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
- Позитивное и деструктивное в конфликте.
- Пути разрешения социальных конфликтов.
- Подростковая преступность: где выход?
- Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
- Содержание учебного материала:
- Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
- Интересы современной молодежи
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
- Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
- Модель «идеальной» семьи
Методические рекомендации по работе над групповым проектом
Общий вид и структура проекта
Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка.
Ниже приводится рекомендации по ее составлению.
Структура пояснительной записки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:
Титульный лист
Оглавление (содержание)
Введение
Главы основной части
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Структурные элементы пояснительной записки.
Титульный лист
Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").
Оглавление
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе
В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Главы основной части
Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.
В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Заключение
В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.
Список используемой литературы.
После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.
Приложения
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Общие требования к презентации:
Презентация не должна иметь меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название учебного заведения; фамилия, имя студента, ФИО преподавателя - консультанта Следующим слайдом должно быть содержание презентации.
Третий лист – цель проекта.
В конце презентации должны быть выводы.
Последний слайд: интернет - источники и литература.
Оформление слайдов
Соблюдайте единый стиль оформления.
Использование цвета:
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Содержание информации
Заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Представление информации:
Шрифты:
Для заголовков – не менее 24.
Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Критерии оценивания учебного проекта
Критерий Оценка Примечание
Формат
MS PowerPoint2 балл Prezi4 балла Выполняется на сайте prezi.com либо самостоятельно, либо на основе шаблонов.
Объем (не более 7 слайдов)
Наличие грамотно оформленного титульного листа 1 балл Написана тема, указаны авторы презентации, имя учителя, класс
5 слайдов 4 балла Требования к слайду:
- каждый слайд должен содержать как минимум единицу информации, то есть должен быть СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ и по этому компоненту не повторять другие слайды.
- Слайд в PowerPoint не может быть представлен только картинкой. Должны присутствовать и изображение, и текст
- Слайд не должен быть перегружен текстом.
6 слайдов 5 баллов 7 слайдов 8 баллов Логика построения До 3 баллов Изложение должно быть логичным и совпадать с изображением либо текстом на слайдах
Содержание До 10 баллов Оценка зависит от глубины раскрытия темы: поверхностно либо с деталями, с указанием примеров
Презентация доклада
Речь До 5 баллов Презентация делается на английском языке. Грамотная, количество речевых ошибок минимально, речь понимаемая.
Сопровождение презентацией 3 балла – презентация соответствует тексту
1 балл – частично соответствует
0 – не соответствует
Оценка
Максимум 34 балла «5» 28-34 балла
«4» 19-28 баллов
«3» Менее 19 баллов
3.1.Социальная роль и стратификация. 11 33 Тема: Социальное мышление 2 2
12 34 Тема: Социальный статус и престиж
2 2
3.2.Социальные нормы и конфликты
13 38 Тема: Подростковая преступность: где выход? 2 3
3.3.Важнейшие социальные общности и группы
14 39 Тема: Особенности социальной стратификации в современной России.
2 3
15 41 Тема: Интересы современной молодёжи 2 3
16 43 Тема: Семья как малая социальная группа.
2 3
ГЛАВА 4. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Изучить п.______Важенин А.Г. стр._______
Студенты готовят доклады и сообщения по одной из представленных тем:
- Правовое государство
- Условия формирования демократических институтов и традиций.
- Политическое участие
- Типы политического участия.
- Гражданские инициативы.
- Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации
- Избирательная система в Российской Федерации
- Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
- Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
- Многообразие и идейно-политические взгляды политических партий с Российской Федерации
- Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборной кампании.
Рекомендации по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения
Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Этапы подготовки сообщения:
Собрать и изучить литературу по теме;
Составить план или графическую структуру сообщения;
Выделить основные понятия;
Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
Оформить текст письменно;
Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок;
Критерии оценки
Актуальность темы;
Соответствие содержания теме;
Глубина проработки материала;
Грамотность и полнота использования источников;
Наличие элементов наглядности
Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствие элементов наглядности. Студент четко зачитывает сообщение.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если сообщение не соответствует теме, отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.
4.1.Политика и власть. Государство в политической системе
17 49 Тема: Путешествие в правовое государство 2 3
18 50 Тема: Демократия
2 3
4.2.Участники политического процесса
19 56 Тема: Политические партии в РФ 2 3
20 57 Тема: Роль СМИ в политической жизни общества
1 3
Итого:
39 часов (19.5 пар) – самостоятельная работа студента 6.Условия реализации программы.
Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Предполагаемое оборудование: учебные столы, стулья, доска, рабочий стол преподавателя, стул для учителя, компьютер, проектор (по возможности), библиотека кабинета (Конституция), таблицы и схемы по темам. Информационное обеспечение обучения.
Правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред.ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Для обучающихся
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В.,Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Для преподавателей
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб.пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А.,Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
7. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
1 2
Знать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы.
Тестирование.
Контрольные работы.
Зачёт.
Выполнение домашнего задания проблемного характера.
Методы оценки результатов обучения:
Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.