Отражение нравственности в «Профессиональном стандарте педагога (доклад+презентация)
Доклад
на тему:
«Отражение нравственности
в «Профессиональном стандарте педагога»
Подготовила:
учитель английского языка
Родимова Е.О.
2015 г.Слайд 2
НРАВСТВЕННОСТЬ 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Слайд 3
Профессия учителя одна из самых древних профессий на земле.
Слайд 4
Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан.. И это соответствовало тогдашним понятиям нравственности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров. Власть учителя над учеником в Древнем Египте была абсолютной. Широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит».
Слайд 5
Из "Азбуковника" мы узнаем очень важный факт: образование в Древней Руси не было сословной привилегией. Эта нравственная ценность близка нам. Школа исключала участие в образовательном процессе посторонних, лиц, даже близких родственников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя столь часто употребляемую ныне фразу "Без родителей в школу не приходи" было просто немыслимо. Подобная мера не входила в систему нравственных норм. Дисциплина в древнерусской школе была очень суровая. Особенно строго запрещалось шуметь в самой школе и рядом с ней, потому что училище находилось в доме, принадлежащем учителю. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память». Физические наказания были нравственной нормой.
Ученики также сами занимались хозяйственными делами. Это та нравственная норма, которая в наше время сильно видоизменилась.
Учение и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. «Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке». Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.
Слайд 6
Прошло немало лет, и школы существенно изменились. Для современного педагога уже недостаточно методики многократного повторения, никто нынче не воспринимает учителя «как второго отца», и методика физического насилия в современной школе также отсутствует. Ни поставить «на горох», ни розги, ни кнутом по спине-все эти методы безнравственны в современном обществе и остались в прошлом.
В настоящий момент учитель- профессия многогранная, требующая всестороннего развития личности, очень серьезной профессиональной подготовки и постоянного самообразования.
Слайд 7
А для того, чтобы общество себе лучше представляло, кто такой педагог сегодня, принят «профессиональный стандарт педагога». Посмотрим, что есть нравственные нормы в «Профессиональном стандарте» сегодня. Рассмотрим Стандарт в той его части, которая касается «Характеристики обобщенных трудовых функций», в частности трудовой функции – Общепедагогическая функция. Обучение» и трудовой функции «Воспитательная деятельность».
Слайд 8
1 Трудовая функция – это общепедагогическая функция, обучение.
Трудовые действия (в рамках общепедагогической функции):
Нынче учитель, не просто переписывает с детьми таблички, а разрабатывает и реализовывает программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, планирует и проводит учебные занятия, систематически анализирует эффективность учебных занятий и подходов к обучению, осуществляет контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов,
Слайд 9
формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями и мотивацию к обучению (вспомним о палках и горохе).
Слайд 10
Необходимые умения (в рамках общепедагогической функции):
-Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.,
-Объективно оценивать знания обучающихся,
Слайд 11
-Включать в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (Нравственная норма современного общества говорит о необходимости включения всех вышеперечисленных категорий детей в образовательный процесс).
Слайд 12
Необходимые знания (в рамках общепедагогической функции):
Знания, которыми владеет современный педагог также крайне обширны, по крайней мере должны быть. Кроме преподаваемого предмета и методики его преподавания, это -- история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества, основные закономерности возрастного развития,
Слайд 13
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях. Знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, конвенцию о правах ребенка, ТК.
Слайд 14
2 Трудовая функция - Воспитательная деятельность
Трудовые действия (в рамках воспитательной деятельности):
-учитель ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера; (Нравственная норма)
Слайд 15
- учитель развивает эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации); (Нравственная норма: не просто развивает навыки, необходимые в будущей профессии).
- формирует толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
использует воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка (Нравственная норма изменилась).
развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 16
Необходимые умения (в рамках воспитательной деятельности):
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей;
Общаться с детьми, признавать их достоинство;
Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей и педагогических работников;
Слайд 17
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; (нравственная норма, основанная на справедливости)
Слайд 18
Необходимые знания (в рамках воспитательной деятельности):
Основы законодательства о правах ребенка;
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития.
Слайд 19
Отдельной графой в каждой из трудовых функция прописано соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Я начала свой доклад с определения понятия нравственности. Это форма общественного сознания и вид общественных отношений. Любой нормативно-правовой акт РФ это выражение общественного сознания и способ осуществления общественных отношений. Профессиональный стандарт, как нормативно-правовой акт, несомненно, является нравственным ориентиром.
Слайд 20
Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда. Еще Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Слайд 21
Работая в соответствии с нравственными ориентирами «Профессионального стандарта», мы, несомненно, воспитаем общество образованных и нравственных людей.
1 Трудовая функция – это общепедагогическая функция, обучение
Трудовые действия
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Необходимые умения 1
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
Необходимые знания 1
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Другие характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
2 Трудовая функция - Воспитательная деятельность
Трудовые действия 2
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Необходимые умения 2
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Необходимые знания 2
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Другие характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
3. Трудовая функция -- Развивающая деятельность
Трудовые действия 3
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Необходимые умения 3
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Необходимые знания 3
Педагогические закономерности организации образовательного процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
Другие характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415