Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Научно-исследовательская деятельность как ресурс повышения качества физического образования»


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Литературный обзор состояния вопроса PAGEREF _Toc463357127 \h 31.1 История темы педагогического опыта в педагогике и литературе PAGEREF _Toc463357128 \h 31.2 История изучения темы педагогического опыта в МБОУ СОШ № 3 PAGEREF _Toc463357129 \h 51.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта PAGEREF _Toc463357130 \h 52. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта PAGEREF _Toc463357131 \h 93. Педагогический опыт PAGEREF _Toc463357132 \h 103.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте PAGEREF _Toc463357133 \h 103.2 Актуальность педагогического опыта PAGEREF _Toc463357134 \h 143.3 Научность в представляемом педагогическом опыте PAGEREF _Toc463357135 \h 153.4 Результативность педагогического опыта PAGEREF _Toc463357136 \h 163.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта. PAGEREF _Toc463357137 \h 173.6 Технологичность представляемого педагогического опыта. PAGEREF _Toc463357138 \h 183.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта PAGEREF _Toc463357139 \h 194. Выводы PAGEREF _Toc463357140 \h 21Список использованных источников PAGEREF _Toc463357141 \h 23
1. Литературный обзор состояния вопроса1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и литературеОпыт базируется на теории общей педагогической деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконин Р, В.В. Давыдов Р, Л.В. Занков Л, И.С. Якиманская Л, Н.Ф, Талызина Ф, Г.И. Щукина А), работах методистов физики (Л.С.Хижнякова, А.В. Усова , Балашов, А.Н. Крутский, П.В.Скулов ), передовом опыте педагогов новаторов (О.Б. Лущекина, Ж.В. Чопорова, С.Н.Кириллов), а также идеи компьютерной поддержки образовательного процесса (В.И.Загвязинский). Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-2000.
Веселова В.В. Американская школа: ценности образования ( 1960- 1990 гг._ -М. 1999.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы.-1995.- № 6.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998.
Дьюи Дж. Демократия и образование.- М., 2000.
Дьюи Дж. Школа и общество. –М., 1925.
Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественно - научного образования.- М.:РАО, 1993.-160с. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007.
Левин. Новые пути школьной работы– М., 1925.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист .2004. № 1.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа школьников. – 2002. - №2.
Анализ педагогической и методической литературы показывает, что задача формирования исследовательской деятельности учащихся имеет продолжительную историю, которая прослеживается с античного периода развития истории до наших дней. Самое раннее и классическое выражение идеи исследования как метода познания мира и метода обучения находим у древнегреческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «исследуем», сохраненное преданием, определяло подход философа к изучению действительности, характер его дидактики и весь его жизненный стиль. Сократ утверждал, что процесс приобретения человеком истинного знания есть процесс порождения этого знания им самим. Сократовский метод представляет собой беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых одним собеседником другому, обнаруживаются противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, выявляется несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые требуют пристального анализа; осознание этих противоречий будит мысль; возникают новые вопросы, которые шаг за шагом ведут к истине. Другой великий ученый Древней Греции – Аристотель критиковал преимущественно вербальный способ обучения, практиковавшийся в школах, и доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия.
В XII в. западноевропейский схоласт Пьер Абеляр доказывал необходимость рассудочного анализа религиозной догматики, требовал от преподавателя не красноречия, а умения обосновывать избранную точку зрения логическими доводами. У Абеляра впервые нашла яркое выражение идея противопоставления образования, основывающегося на знании, образованию, получаемому в результате собственной исследовательской деятельности. Исследовательского пути в обучении касались многие великие педагоги эпохи Возрождения и Просвещения. Отметим, что взгляды ученых на проблему формирования исследовательской деятельности учащихся обусловливались конкретно-исторической ситуацией, господствовавшей научной картиной мира и идеологией.
На сегодняшний день несмотря на широкие изыскания в этой области и на освещение различных аспектов проблемы единого общепринятого определения исследовательской деятельности учащихся нет, т. е. существует множество определений одного и того же конструкта, суть которых сводится к определению, которое предлагает Т. В. Авгусманова: «Исследовательская деятельность учащихся – это системно организованный, социально обусловленный и личностно значимый творческий процесс совместной деятельности двух и более субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется взаимообогащающий обмен интеллектуальными, культурными ценностями, а результатом является развитие интеллектуальных и творческих способностей личности».
1.2 История изучения темы педагогического опыта в МБОУ СОШ № 3Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Научно-исследовательской деятельностью я занимаюсь со студенческих лет. Изначально данной работой занимался самостоятельно, под руководством преподавателей. Начав педагогическую деятельность в школе, полученный опыт исследовательской деятельности стал применять в работе с обучающимися.
МБОУ СОШ № 3 ст. Новокорсунской Тимашевского района имеет успешный опыт работы в области научно-исследовательской деятельности. На базе школы действуют два детский научных творческих объединения: «Тополиный край» и «Эрудит», где занимаются ученики 7 – 11 классов. В рамках научных объединений проводиться большое число исследовательских работ различной тематики.
Наработанным опытом делятся педагоги во время педагогических советов, заседаний школьных методических объединений, педагогических конкурсов. Активно ведётся работа и в рамках районного методического объединения учителей естественно-научного цикла.
Свой материал по теме «Научно-исследовательская деятельность как ресурс повышения качества физического образования» были мною представлен на заседании школьного методического объединения учителей точных наук.
1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опытаСегодня образование России переживает период перехода в новое качество: социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Поэтому содержание образования, соответствующее этому уровню, должно быть связано с формированием способностей к выбору, построению или освоению новых способов деятельности на основе применения теоретических знаний по различным дисциплинам. Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.
Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и ее основных понятиях.
Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.
Как специфическая сфера человеческой деятельности она представляет собой результат общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.
Движение мысли от незнания к знанию (познание) руководствуется методологией. Методология научного познания - учение о принципах, форме и способах научно-исследовательской деятельности. Исследовательский прием - это способ применения старого знания для получения нового знания. Он есть средством получения научных фактов.
Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в разных видах;
1) научно-исследовательская деятельность;
2) научно-организационная деятельность;
3) научно-информационная деятельность;
4) научно-педагогическая деятельность;
5) научно-вспомогательная деятельность и др.
Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.
В пределах научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования. Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.
Формирование у школьников специальных знаний, а также общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных задач современного исследовательского обучения. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности. Сам факт эффективного использования школьником специальных умений и навыков исследовательского поиска ученые рассматривают как важнейший индикатор познавательной потребности.
С точки зрения В.В. Успенского, исследовательское умение-это «способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач». Автор также отмечает, что «навыки исследователя предполагают умение вести сравнение, анализ, производить выделение существенных признаков, делать обобщения и выводы». В.С. Лазарев к числу основных действий, выполняемых при решении исследовательских задач, относит следующие:
- постановка исследовательских задач;
- планирование решения задач;
- выдвижение гипотез;
- построение измеряемых величин и измерительных шкал;
- сбор исходной информации (наблюдение );
- экспериментирование;
- анализ данных экспериментов или наблюдений и построение обобщений;
- построение моделей действительности и работа с моделями.
Исследование как разновидность деятельности в настоящее время признается в сфере образования давно известным способом освоения действительности и средством организации образовательной деятельности, значение и роль которых возрастают в силу особенностей современного состояния цивилизации, требующего от человека овладения функциональными навыками, умения структурировать большие массивы информации, развития способностей к постоянному самообразованию. Исследовательская деятельность во всей своей полноте – это анализ следов собственного «хождения» при изучении какой-либо проблемы, извлечение чего-либо «из следа», «движение по следам», т. е. восстановление некоторого порядка вещей, хода явления по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В практике образования часто используется термин «исследовательская деятельность», но единого общепризнанного определения этого понятия нет, что является одним из проявлений общей проблемы – наличия множества разных определений одного и того же сложного явления.
Одной из основных проблем современной школы является отчуждение ученика от внешне задаваемого для него образования. Преподнося детям нивелированные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае, всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемых наук, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, на отыскание единственного, наперед заданного ответа, а не приучают детей к вариативности и многообразию познания. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей учиться, отчуждением от школьного обучения, гиперболизацией формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз).
Общепринятое понимание образования как усвоения учащимися опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственной цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Но для этого необходим иной подход к обучению.
2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой. Действительно, человек, увлечённый чем–либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорство в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви.
Работа проводилась в МБОУ СОШ № 3 станицы Новокорсунской Тимашевского района с учащимися 8-11 классов.
Три года работы в данном образовательном учреждении показали, что многие обучающиеся обладают хорошей работоспособностью; сообразительны, активны на уроках, стремятся получить новые знания, способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы
Научно-исследовательская деятельность вызывает интерес у большого числа учащихся 8-11 классов. Но целенаправленно занимаются данной работой 10 обучающихся.
В обучении первостепенное значение имеют познавательные умения,  т.е. умения самостоятельно приобретать знания. Они особенно важны для пополнения знаний по окончании учебного заведения (для непрерывного самообразования). Вооружения учащихся познавательными умениями – важное средство против перегрузки учащихся и необходимое условие повышения эффективности учебных занятий.
3. Педагогический опыт3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опытеМетодика научно-исследовательской деятельности
Методика организации исследовательской работы учащихся строится на основных педагогических принципах: системности, последовательности, целенаправленности и включает следующие этапы исследовательской деятельности:
1. Выбор темы исследования основывается на двух критериях: первый – субъективный: тема должна соответствовать интересам исследователя. Второй – объективный: а) тема должна быть актуальной, то есть недостаточно изученной и важной в практическом отношении; б) тема должна быть реально выполнимой, то есть надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение, доступность объекта исследования, связь с учёными и т. д.).
Если ученик приступает впервые к работе, не знаком с достижениями в данной области, то выбор конкретной темы для него затруднителен и в этом случае ему необходима помощь со стороны учителя или консультация специалиста.
2. На втором этапе формулируется цель исследования. Она вытекает из формулировки темы исследования.
3. Формулировка задач исследования, то есть тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ в процессе выполнения исследования. Правильно сформулированные задачи выполняют организационную и направляющую функции. Этот и последующие два этапа выполняются под руководством учителя, который корректирует, даёт рекомендации, выслушивает мнение ученика.
4. Написание программы исследования. Программа исследования включает следующие положения: обоснование актуальности и выбора темы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы, календарный план и основное содержание работы.
5. Составление календарного плана. Делается общий план выполнения работы по срокам, чтобы ученик более ответственно относился к его выполнению. Для этого в плане ставятся сроки промежуточных отчётов, перед сверстниками, учителем, специалистом, а также родителями.
6. Знакомство с литературой по конкретной проблеме. Это необходимо для определения состояния изученности темы, выбора методов работы. Этот этап начинается с поиска литературы. Информацию об основных работах по теме учитель должен подготовить для ученика и рекомендовать самостоятельно изучить и выписать те научные источники, которые либо цитируются, либо прилагаются в конце научного издания. Помощь в поиске литературы может оказать и традиционный способ – просмотр каталогов библиотек. Важным источником библиографической информации являются справочные издания и словари. Наиболее эффективный путь – это консультации по данному вопросу со специалистами.
После нахождения необходимого литературного источника ученик приступает к работе с ним: делает библиографическую карточку (составляет свою картотеку по теме). Параллельно создаёт компьютерную базу данных.
Далее следует целенаправленное (исходя из задач исследования) конспектирование, выписывание цитат, методик. Это делается согласно ранее написанной, совместно с учителем, программы исследования.
После завершения работы с литературой ученик должен:
ориентироваться в выбранной области научного исследования, в том числе знать о степени изученности отдельных вопросов, о нерешённых проблемах, следовательно, может чётко оценить и сформулировать актуальность темы;
быть знаком теоретически с методиками исследования;
конкретизировать цель, скорректировать задачи исследования и план работы;
анализировать результаты своей работы, сравнивать полученные данные с таковыми других исследователей.
7. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться основные вопросы проблемы путём постановки опыта, эксперимента или наблюдения в природе.
8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике.
9. Анализ результатов работы, сопоставление их с литературными и экспериментальными данными.
10. Оформление результатов исследования в виде таблиц, диаграмм и формулировка выводов. Выводы делаются на основе поставленных задач и полученных результатов. Это сложная часть научного исследования выполняется под руководством учителя, так как эта работа требует умения анализировать, сравнивать результаты, делать практические рекомендации на основе полученных результатов.
При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Необходимо объяснить ученику, что писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений, научить, как нужно делать ссылки, приводить цитаты из источников, какой материал следует выносить в приложения. Учителю необходимо совместно с учеником работать над написанием текста, согласно плану и в соответствии с задачами исследования. При этом важно определиться с иллюстративным материалом. Выделить, какой из них пойдёт в приложение, какой необходим для иллюстрации основных положений работы. (Приложение 1)
Методы научно-исследовательской деятельности
Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели. Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем. Метод (гр. methodos) — 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ и образ действий. Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
В научно-исследовательской деятельности чаще всего применяются методы эмпирического исследования, такие как, наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.
Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами
Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в юридической статистике, криминологии для изучения преступности и личности преступников. Так, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридически значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.
Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.
Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.
Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.
Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. Строго говоря, определиться с подходом необходимо еще до начала сбора фактического материала. Однако некоторое количество предварительно собранных научных фактов сделают этот выбор более простым и содержательным. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, комплексный (целостный) и др.
Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием.
3.2 Актуальность педагогического опытаРазвитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Велика в этом плане роль знаний по физике. Эта наука даёт основополагающие знания о закономерностях и особенностях природы, двигает вперёд научно-технический прогресс.  Разумеется, специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные успешные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникативность.
В настоящее время система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Но становление личности  будет происходить успешно, если расширен круг общения, где есть здоровое соперничество. Школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взял этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришел к выводу, что технология метода научных исследований – достаточно эффективна, как и внедрение, ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у обучающихся.
Однако в последнее время наблюдается некоторый спад интереса учащихся к естественно-математическим наукам, в том числе и к физике, хотя современному обществу для быстрого экономического подъема необходимы высокообразованные специалисты во всех отраслях экономики. В связи с этим возникает необходимость в поиске и использовании действенных методов обучения, вызывающих интерес к физике, способствующих глубокому изучению ее понятий и законов.
Необходимость активизации физического познания определяется также его огромным значением для дальнейшего развития научного мировоззрения школьников.
Опыт показывает, что у учащихся проявляется интерес к исследовательской деятельности, они при этом увлекаются, легко погружаются в атмосферу творческого поиска, сотрудничества и общения.
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности школьников в рамках физического образования позволит повысить интерес учащихся к изучению физики, а самое главное развивать навыки творческого мышления и творческой деятельности школьников, так как именно эти свойства личности имеют большое значение для успешного обучения в ВУЗах.
Исследовательская деятельность в школе имеет свою специфику. Она существенно отличается от работы ученого не только по целям и задачам, но и по объему и содержанию. Ее цель – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать или выявлять проблему исследования; как правильно поставить и описать эксперимент; как обеспечить получение надежных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).
Цели данной работы заключаются в следующем:
Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Научно-исследовательская деятельность как ресурс повышения качества физического образования».
Проанализировать эффективность использования научно-исследовательской деятельности с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
3.3 Научность в представляемом педагогическом опытеНа сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к формированию УУД у учащихся как одной из основных идей ФГОС НОО. Поиском оптимальных путей и способов внедрения современных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения
Задачи-исследования дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов. В процессе работы учащиеся самостоятельно определяют порядок действий, обеспечивающий достижение цели, способы измерения и определения физических величин, выбирают измерительные приборы, таким образом, включаясь в творческую деятельность.
3.4 Результативность педагогического опытаВ нашей школе создана система исследовательской деятельности учеников с 2010 – 2011 учебного года. Для работы в этом направлении создано научно творческое объединение «Эрудит» и «Тополиный край» В школьном научном обществе состоят обучающиеся 7 – 11 классов. Первоначально количество членов НТО составляло 9 человек, в этом учебном году 2016– 2017, число участников возросло до 16 учеников. НТО «Эрудит» имеет эколого-географическую направленность в научно-исследовательской деятельности. Большой объем исследований осуществляется в тесном сотрудничестве с объединением «Тополиный край», которое активно работает в биолого-экологическом направлении, так же обучающиеся это НТО занимаются научно-исследовательской деятельностью в области химии.
Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному выполнению необходимых действий.
Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором и является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для учащихся большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек
Главным результатом научно-исследовательской деятельности, является заинтересованность учеников в данной работе.
Победители и призеры научно-исследовательских конкурсов, предметных олимпиад, конференций и т.д.
№ п/п Учебный год Мероприятие Этап мероприятия Результат
1. 2014 - 2015 Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани Муниципальный Победитель
(1 место)
Всероссийская олимпиада по физике Муниципальный 1 призер
2. 2015 - 2016 Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани Муниципальный Победитель
Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» Всероссийский Диплом призера второй степени
Всероссийская олимпиада по физике Муниципальный Два призера
3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.Новизна опыта состоит в создании системы применения психолого-педагогических технологий, нацеленных на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и внеурочное время. А так же в использовании ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в исследованиях по физике в среднем и старшем звене средней школы с учениками разного уровня подготовкой и способностями. Применение результатов научного исследования по завершению работы как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, доклады, буклеты, бюллетени, сценарии, могут быть и поделки и пр.), результаты исследований становятся наглядным пособием для обучения следующего поколения учеников.
В современном (мире) обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творческий перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.
По моему мнению, работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, т.е. сути, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.
Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе. Может оказаться так, что кто - то продолжить изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.
3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта.Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого. Предоставленный педагогический опыт полностью воспроизводим любым учителем в любом учебном учреждении, в любом классе. Он не требует специальных технических средств. Основные приёмы и методики описаны подробно.
В своей учебной деятельности я использую элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения, кроме того на своих уроках я применяю элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опытаСледующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Исследовательская деятельность, которая в последнее время приобретает все большую популярность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно. Необходимо придерживаться основных требований к использованию метода проектов:
Наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
Практическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты и пр.);
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
Использование исследовательских методов, что предполагает:
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов;
корректировка;
выводы (творческие отчеты, защиты проекта, пр.).
Организация исследовательской деятельности в школе призвана повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность.
4. ВыводыЧтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.
Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные дети.
Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.
Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.
Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.
Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебное исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы)
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Анализируя результативность работы обучающихся в научно-исследовательской деятельности, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся; значительно расширяется кругозор в предметных областях; вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт обучающихся в труде и общении. Результаты организации и управления творческой деятельностью учащихся: 
• Повышение уровня познавательной активности учащихся.
• Повышение уровня обученности учащихся по различным предметам. 
• Появление черт личности, присущих исследователям. 
•  Увеличение числа учащихся занимающихся исследовательской деятельностью.
•  Связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся. 
Философ просветитель Софокл  говорил: «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая и кропотливая работа учителя, ученика, родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом способствует организация научно-исследовательская деятельность  школьников.
Список использованных источниковБычков А.В. Метод проектов в современной школе.-2000.
Веселова В.В. Американская школа: ценности образования ( 1960- 1990 гг._ -М. 1999.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы.-1995.- № 6.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998.
Дьюи Дж. Демократия и образование.- М., 2000.
Дьюи Дж. Школа и общество. –М., 1925.
Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественно - научного образования.- М.:РАО, 1993.-160с. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007.
Левин. Новые пути школьной работы– М., 1925.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист .2004. № 1.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа школьников. – 2002. - №2.
Интернет ресурсы:
http://metodist.tw1.ru/http://wwww.openclass.ru/http://www.alsak.ru/