Статья Развитие творческих способностей младших школьников с использованием метода проектов
Ялтинский учебно-воспитательный комплекс «Детский сад-школа-коллегиум» «Радуга»
Развитие творческих способностей младших школьников с использованием метода проектов.
Учитель: Якубова Т.И.
Ялта 2009 год
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Вес. что на свете человечно.
Здесь вес прекрасно - жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой, поэтому я стараюсь найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищу приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, на мой взгляд, является театральное искусство. Ведь театр - это синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств.
Театр - это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.
Основной язык театрального искусства - действие, основные видовые признаки - диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.
Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, представляют кого-то, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в классных и школьных праздниках.
Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре. Создавая собственные пьесы, сказки, дети рисуют эскизы декораций и костюмов, пробуют себя в роли режиссера.
Писатель Голдовский говорил о том, что история человечества началась с того, что Бог создал куклу по своему образу и подобию и назвал ее человеком, а человек в свою очередь, создал куклу и начал ей поклоняться.
- Кто же они такие – Куклы? Зачем они существуют? Когда возник кукольный театр?
Мы попытались найти ответы на эти вопросы и назвали свой проект «Театральный сезон в школе». Это совместный творческий проект учащихся первого и пятого классов.
Работа над проектом велась в нескольких направлениях.
Одна группа готовила сообщения об истории возникновения кукольного театра, ребята готовили рефераты, защищали свой мини-проект.
Но как можно играть в театральные игры, перевоплощаться на школьной сцене, не зная основ театрального искусства? Именно это навело меня на мысль о необходимости изучать азбуку театра, театральный этикет. При этом нужно формировать у детей лексические понятия и умения по следующим направлениям:
- этимология слова;
- работа с синонимами и антонимами;
- наблюдение за многозначностью слов;
- подбор рифм к слову;
- сочинение небольших рифмовок, раскрывающих смысл слова.
Например, работа над термином комедия может проходить следующим образом. Из Толкового словаря ученики узнали, что:
Комедия (лаг.) - 1) в Древней Греции: представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; 2) драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, часто высмеивающее недостатки общественной жизни, быта и людей; 3) забавное событие; 4) притворство.
Рифмы ребята подобрали следующие: комедия - трагедия, элегия, стратегия... Синонимичные пары: комедия - смех; комедия - забава; комедия - курьез. Гнездо антонимов: комедия - трагедия.
Другая группа работала над мини-проектом «Театральный этикет». Итогом работы в этом направлении стал Театральный словарь, который был составлен юными театралами. Материал успешно используется и на литературном чтении, и во внеклассной работе.
Актер - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а также в киноискусстве.
Амплуа - термин, определяющий различные виды ролей в русском театре прошлого столетия: герой, трагик, комик, простак, резонер, инженю, травести и др.
Амфитеатр места в зрительном зале современного театра, расположенные поднимающимися уступами после прохода.
Балет - спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж - первый ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.
Бенуар - ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.
Бутафория - предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих: части костюма, оружие, мебель, украшения и многое другое.
Водевиль -- легкая комедийная пьеса, обычно одноактная.
Грим искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли.
Декорация -
· оформление сцены художником для определенного спектакля, общий вид места действия.
Диалог (театральный) - основная форма драматической речи, разговор двух актеров на сцене, отличающийся обязательной действенностью.
Дирижер - лицо, руководящее коллективом исполнителей музыкального произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), предлагающее музыкантам трактовку произведения.
Занавес (театральный) - мягкие шторы, закрывающие сцену от зрителей, делающие невидимым процесс смены декораций, создающие ощущение промежутка времени между действиями.
Инсценировка - переделка прозаического произведения для сцены, где используются в большинстве только главные его линии и, как правило, нет места авторскому тексту.
Комедия - драматическое произведение, которое, развлекая, пытается исправить недостатки людей смехом.
Маска - накладка на лицо с изображением какого-либо персонажа, зверя, головы мифологического существа; применение ее началось в глубокой древности в обрядах, позднее вошло в употребление в театре для создания сценического образа.
Мельпомена - муза, покровительница трагедии, позднее - театра в целом. Мизансцена - расстановка актеров на сценической площадке.
Монолог - наиболее важное и развернутое обращение одного персонажа к другому или нескольким персонажам либо к зрителю, а также обращение персонажа к самому себе.
Опера - музыкально-драматический спектакль, где актеры не разговаривают, а поют.
Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.
Партер - места в зрительном зале, расположенные ниже сцены, перед проходом.
Премьера - первое представление спектакля по данной пьесе.
Пьеса - литературное произведение, написанное для исполнения в театре.
Рампа - граница между сценой и зрительным залом, вдоль которой по самому переднему краю сцены устанавливают осветительные приборы, не видимые зрителям.
Режиссер - театральный деятель, работа которого состоит в выборе пьесы, ее художественном толковании, созвучном времени постановки, определении принципов декорационного и музыкального решения (вместе с художником и музыкантом), создании актерского ансамбля в соответствии с трактовкой каждой роли.
Репертуар - список пьес, идущих в том или ином театре в текущем сезоне. Спектакль - театральное зрелище.
Суфлер - работник театра, обязанность которого на репетициях и спектаклях -подсказывать реплики ролей актерам.
Терпсихора - муза, покровительница танцев.
Трагедия - наиболее насыщенный сильными эмоциями жанр драматургии и театра. В его основе лежит резкое столкновение непримиримых сил, которое может привести героя (героев) к гибели. В древности считалось, что этот жанр очищает зрителей от мелких страстей и пороков.
Фарс - жанр пьесы и спектакля острокомедийного характера с грубоватыми шутками, бесцеремонными насмешками над пороками, слабостями людей, которые сильно преувеличиваются; одним из сценических приемов может быть потасовка. Этот сценический жанр нередко сравнивают с карикатурой в живописи.
Кто создает волнующий, удивительный, незабываемый праздник - спектакль, концерт? Артисты - ответит даже ребенок. Да, конечно, и артисты, и режиссеры, и осветители, и рабочие сцены и те, кто принимает наши пальто, помогает найти свое место в зале, продает минеральную воду в буфете. Не зря известный деятель искусства Константин Сергеевич Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки.
Да ведь и от нас самих тоже зависит, принесет посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады. Оказывается, быть зрителем - это тоже великое искусство. Зачастую перед посещением спектакля учитель инструктирует своих подопечных, как нужно вести себя в театре, что они должны увидеть и запомнить, чтобы потом это помогло в написании сочинения-рецензии. И как бывает грустно и обидно, когда дети разговаривают во время спектакля, громко смеются, отвлекаются! Думаю, обычные назидания не смогут воспитать настоящего зрителя, отличающегося строгим соблюдением приличий и сдержанностью манер.
Как же быть? Я попробовала предложить детям самим придумать правила поведения в театре и на концерте. Причем такие, чтобы их было интересно слушать и они запоминались. За образец взяли "Вредные советы" Григория Остера.
Несколько уроков было посвящено инсценированию сказок, ребята учились управлять перчаточными куклами; посетили Симферопольский театр кукол, театр Чехова, побывали в гримерной и столярной мастерских.
Пятиклассники провели мастер-класс для малышей и с большим удовольствием помогали готовить декорации для будущей постановки.
Третья группа работала над мини-проектом «Я – драматург». Ребята сочиняли пьесы-сказки для кукольного театра, одну из которых взяли для постановки спектакля.
В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других - тех, кто на сцене, - он может понять себя, окружающих, весь мир.
Конечно, кукольный театр - это игра вымысла и реальности, слов и света, красок и звуков всего того, что и есть, по сути, творчество.