Понятие о металлах и неметаллах


Урок 7. Понятие о металлах и неметаллах
Цели.  обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»; активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету, формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.
I. Организационный материал.II. Актуализация знаний. Охарактеризуйте следующие химические символы: литий, натрий, магний, кислород, азот, сера, хлор, фтор.III. Изучение нового материала.
Загадка. Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще...
• Скажите, кто были жители этой страны? (Металлы и неметаллы.)
• Объясните, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера.

По элементному составу различают простые вещества, состоящие из атомов одного элемента (H2, O2, Cl2, P4, Na, Cu, Au), и сложные вещества, состоящие из атомов разных элементов (H2O, NH3, OF2, H2SO4, MgCl2, K2SO4).
Мета́ллы (от лат. metallum — шахта, рудник) — группа элементов, в виде простых веществ, обладающих характерными металлическими свойствами, такими, как высокие тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивления, высокая пластичность и металлический блеск.
Немета́ллы — химические элементы с типично неметаллическими свойствами, которые занимают правый верхний угол периодической системы.
Металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 118 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами).
Таблица 1. Неметаллы.
I II III IV V VI VII VIII
1 H He2 B C N O F Ne3 SiP S ClAr4 AsSeBrKr5 TeI Xe6 AtRnИз 118 химических элементов, открытых на данный момент (из них не все официально признаны), к металлам относят:
6 элементов в группе щелочных металлов,  Li, Na, K, Rb, Cs, Fr4 в группе щёлочноземельных металлов, Ca, Sr, Ba, Ra38 в группе переходных металлов,
- Sc, Ti, V, Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn; - Y, Zr, Nb, Mo, Tc, Ru, Rh, Pd, Ag, Cd;- La, Hf, Ta, W, Re, Os, Ir, Pt, Au, Hg;
7 в группе лёгких металлов, Al, Ga, In, Sn, Tl, Pb, Bi7 в группе полуметаллов, B, Si, Ge, As, Sb, Te, Po14 в группе лантаноиды + лантан, (La), Ce, Pr, Nd, Pm, Sm, Eu, Gd, Tb, Dy, Ho, Er, Tm, Yb, Lu14 в группе актиноиды (физические свойства изучены не у всех элементов) + актиний, (Ac), Th, Pa, U, Np, Pu, Am, Cm, Bk, Cf, Es, Fm, Md, No, Lrвне определённых групп бериллий и магний.
Демонстрационные опыты.
• взаимодействие натрия с водой (предварительно добавив в воду раствор фенолфталеина);
• горение магния в кислороде;
 Составление обобщающей схемы и закрепление изученного материала
Таблица 2. Простые вещества
Свойства Металлы Неметаллы
Агрегатное состояние Твердое (кроме Hg) Твердое (S2, I2);жидкое (Br2);газообразное(О2, N2)
Пластичность Пластичные Хрупкие
Металлический блеск Есть Отсутствует (кроме кристаллического йода)
Тепло- и электропроводность Есть Отсутствует
IV. Закрепление
1) Что такое вещество? Какие вещества называются простыми?
2) Что мы знаем о металлах с точки зрения строения атома и почему они легко отдают электроны?
3) Что мы знаем о неметаллах с точки зрения строения атома и почему они легче принимают электроны, чем их отдают?
4) Опираясь на знания из курса физики, дайте характеристику металла как простого вещества.
5) Охарактеризуйте физические свойства неметаллов, сравнивая их со свойствами металлов.
V. Домашняя работа.VI. Рефлексия