Рабочая программа Технология. Обслуживающий труд 5 класс
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
(МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»)
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей эстетического цикла и технологии
Протокол от «___»____________2014 г.
№____
Руководитель _________ Емельянова И.П. ПРИНЯТО
методическим Советом
Протокол от «___»____________2014 г.
№ ____
Председатель _________Ничкова Т.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы - интерната по МР
______ Ничкова Т.А.
«____»_____________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Е.В. Дубникова
«___»____________2014 г.
Приказ «___»__________2014 г.
№ ____
Рабочая программа
Технология. Обслуживающий труд
5а,б класс
Составитель:
Прудникова Марина Анатольевна,
учитель технологии, I КК
с. Панаевск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 5 класса МКУОШИ «Панаевская ШИО(П)ОО» составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в РФ» (№273 – ФЗ от 29.12.2012);
Федерального компонента ГОС ОО по технологии (обслуживающий труд);
Программы образовательных учреждений «Технология 5-11/ под ред. В.Д. Симоненко» - М.: Просвещение, 2010;
Основной образовательной программы 4-11 классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» (Приказ №219 от 29.08 2013)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий
Данная программа по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного обучающимися при обучении в начальной школе.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по технологии обусловлена, с одной стороны требованиям к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы ступени основного общего образования определённых ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.
Программа «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов обучающимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Программа разработана с учётом потребности обучающихся, семьи и общества.
Учебный материал отобран с учётом распространённости изучаемых технологий и орудий труда, способов ведения домашнего хозяйства и отражения в них научно-технических достижений, возможности освоения содержания на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность, выбора объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых и индивидуальных потребностей.
Содержание обучения технологии отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются ключевые компетенции:
информационно-коммуникативная;
социально-трудовая;
познавательно-смысловая;
учебно-познавательная;
деятельностная;
межкультурная;
ценностно-смысловая;
профессионально-трудовая.
Новизна рабочей программы
Программа 5 класса, создана на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В.Д. Симоненко. В программу внесены следующие изменения:
На изучение раздела «Кулинария» отведено 12 часов (вместо 16). Тема «Сервировка стола интегрирована в практические работы, тема «Заготовка продуктов» перенесена в 9 класс, так как не является актуальной для района Крайнего Севера;
В теме «Рукоделия. Художественные ремёсла» кроме тем «Вышивка», «Узелковый батик» изучается тема «Валяние» (всего 10 часов);
На раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» отведено 42 часа, включая разделы «Материаловедение»(2 часа) и «Машиноведение»(4 часа), «Лоскутное шитьё» (2ч) и «Творческие проектные работы»(10 часов). Резерв времени, предусмотренный в программе (8 часов) так же включён в этот раздел.
Раздел «Культура дома» оставлен без изменения (4 часа).
Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов.
Исходя из этого определения можно сделать вывод – объектом изучения предмета «Технология. Обслуживающий труд» являются технологии преобразования окружающего мира.
Задачи
совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем;
ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
развитие художественной инициативы;
освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
воспитание привычке к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
воспитание уважения к народным обычаям и традициям родного края;
ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии ведения дома».
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления «Технология. Обслуживающий труд». В том числе: в 5 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, что соответствует учебному плану школы-интерната.
Для реализации программы выбран учебник, который входит в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко: - М.:Вентана-Граф, 2013
Учебник адресован пятиклассницам с целью дать основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология. Обслуживающий труд» обеспечивает межпредметные связи с изобразительным искусством, математикой, окружающим миром, мировой художественной культурой, историей, биологией и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.
Основной формой организации учебного процесса является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно- практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они
выдвигают в качестве творческой идеи.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
Типы уроков:
урок изучение нового материала;
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
урок – беседа
лабораторно-практическое занятие
урок – экскурсия
урок – игра
творческая мастерская
выполнение учебного проекта
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Для достижения планируемых результатов предлагается использование элементов следующих образовательных технологий:
Операционно-предметная система обучения.
Моторно-тренировочная система.Операционно-комплексная система.
Практические методы обучения.
Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
Опытно-эксперементальная работа.
Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
Коллективное творчество.
Основными методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности являются:
Устный контроль и самоконтроль
Письменный контроль и самоконтроль
Лабораторно-практический контроль и самоконтроль.
Основными формами и средствами контроля являются:
Проверка знаний: тесты, кроссворды, опросы, упражнения, диктанты
Проверка умений: практические работы, упражнения, проектные работы, самостоятельные работы.
Основным критерием эффективности освоения обучающимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала - Ку. Он определяется как отношение правильных ответов обучающихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
Ку = KN
где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы,
теста;
К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Текущие и итоговые знания и умения обучающихся оцениваются по пятибалльной системе.
Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90%
правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех
заданий (Ку > 0,9)
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, в последнее время все чаще используются тестовые задания. При этом целесообразно применить тесты нескольких видов:
с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
на соответствие;
с требуемым текстовым заполнением;
установления соответствия;
на установление правильной последовательности действий.
Оценка практических работ производится по следующим параметрам:
Качество и аккуратность выполнения изделия.
Соблюдение нормы времени.
Соблюдение технологии.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 - когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 - когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно. Работа оценивается 1, если она не представлена по неуважительным причинам.
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Количество часов 18 14 20 16
Контрольные работы 1 1 1 1
Практические, творческие 15 12 16 14
Другие виды деятельности Тестирование, экскурсии, создание проектов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Кулинария (12 часов).
Санитария и гигиена. Бытовые приборы. (2 часа).
Основные теоретические сведения
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Бытовые приборы для приготовления чая, кофе. Правила эксплуатации и размещения бытовых приборов на кухне. Техника безопасности на кухне. Основные способы обработки продуктов питания.
Практические работы
Ознакомление с кухонным оборудованием кабинета. Безопасныеприемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Изучение технологических карт. Составление списка оборудования по готовым рецептам.
Варианты объектов труда.
Бытовые приборы. Оборудование кухни. Сборники рецептов.
Физиология питания (2 часа).
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Варианты объектов труда.
Таблицы, справочные материалы.
Технология приготовления пищи (8 часов).
Бутерброды, горячие напитки (2часа)
Основные теоретические сведения
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, чая и трав.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Варианты объектов труда.
Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Блюда из яиц (2часа)
Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Производство яичной продукции.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
Варианты объектов труда.
Омлет, яичница, вареные яйца.
Блюда из овощей (2часаа)
Основные теоретические сведения
Виды овощей. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.
Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей.
Практические работы
Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей.
Варианты объектов труда.
Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Вегетарианские супы.
Сервировка стола (2 часа).
Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы
Выполнение эскизов сервировки стола к завтраку, в зависимости от меню. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда.
Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (42 часа).
Рукоделие. Художественные ремесла (10 часов).
Вышивка(4часа)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы
Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку»,
петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Варианты объектов труда.
Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.
Узелковый батик (2часа)
Основные теоретические сведения
Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения.
Практическая работа:
Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик».
Варианты объектов труда.
Салфетки. Шарфик. Кепка.
Лоскутное шитье (2часа)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-
прикладном искусстве. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
Практические работы
Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Варианты объектов труда.
Прихватка, салфетка, диванная подушка.
Валяние(4 часа)
Основные теоретические сведения
Валяние. Основные сведения. Краткие сведения из истории валяния. Мокрое валяние. Сухое валяние.
Практические работы
Изготовление изделия в технике сухого валяния. Изготовление изделия в технике мокрого валяния.
Варианты объектов труда
Брелок в технике сухого валяния. Элемент прихватки в технике мокрого валяния.
Элементы материаловедения (4 часа).
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение содержания нитей из растительных волокон в ткани. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Варианты объектов труда.
Образцы волокон и ткани.
Элементы машиноведения (4 часа).
Основные теоретические сведения
Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
Варианты объектов труда.
Швейная машина. Образцы машинных строчек и швов.
Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 часов).
Основные теоретические сведения
Виды рабочей одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда.
Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.
Технология изготовления рабочей одежды (14 часов).
Основные теоретические сведения
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.
Практические работы
Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка края изделия швом вподгибку с закрытым срезом, швом вподгибку с открытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Выполнение сборок и мягких складок. Соединение деталей с поясом. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Образцы ручных стежков, строчек и швов, образцы поузловой обработки изделия.
Технологии ведения дома (4 часа).
Эстетика и экология жилища
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.
Практические работы:
Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение прихваток, полотенец и др.
Варианты объектов труда.
Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.
Творческие, проектные работы (10 часов).
Примерные темы
Отделка швейного изделия вышивкой.
Выполнение изделий для интерьера кухни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Наименование темы, раздела Кол-во часов
I Раздел 1. Кулинария 12 часов
1.1-1.2 Санитария и гигиена. Бытовые приборы. 2 ч
1.3-1.4 Физиология питания. Витамины. 2 ч
1.5-1.6 Бутерброды, горячие напитки. Приготовление бутербродов.
2ч
1.7-1.8 Блюда из яиц. Приготовление блюд из яиц. 2ч
1.9-1.10 Блюда из овощей. Приготовление блюд из овощей. 2ч
1.11-1.11 Сервировка стола. Украшение блюд и стола. 2 ч
II Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 42 часа
2.1-2.2 Вышивка. Основные сведения и приёмы. 2ч
2.3-2.4 Украшение изделий вышивкой. Вышивка монограммы. 2ч
2.5-2.6 Валяние. Основные сведения. Мокрое валяние 2ч
2.7-2.8 Сухое валяние. Изготовление изделия в технике сухого валяния. 2ч
2.9-2.10 Классификация волокон. Ткани из растительных волокон. 2ч
2.11-2.12 Свойства тканей из растительных волокон. Лабораторная работа «Свойства тканей из растительных волокон». 2ч
2.13-2.14 Выполнение ручных стежков и строчек. Бытовая швейная машина. 2ч
2.15-2.16 Приёмы работы на бытовой швейной машине. Машинные швы. 2ч
2.17-2.18 Узелковый батик. Создание изделия в технике «узелковый батик». 2ч
2.19-2.20 Лоскутная техника. Приёмы лоскутной техники. 2ч
2.21-2.22 Изготовление прихватки. Окончательная обработка прихватки. 2ч
2.23-2.24 Чертёжные инструменты, применение их в построении выкройки. 2ч
2.25-2.26 Виды рабочей одежды. Конструирование фартука. 2ч
2.27-2.28 Конструирование фартука с нагрудником. Изготовление выкройки. 2ч
2.29-2.30 Раскладка выкройки на ткани, раскрой. 2ч
2.31-2.32 Обработка края изделия. Обработка края фартука. 2ч
2.33-2.34 Выполнение сборок и складок. Сборки или складки на фартуке. 2ч
2.35-2.36 Накладной карман. Карман на фартуке. 2ч
2.37-2.38 Выполнение бретелей. Вшивание деталей в пояс. 2ч
2.39-2.40 Сборка изделия. Окончательная обработка фартука. 2ч
2.41-2.42 ВТО и контроль качества изделия. 2ч
III Раздел 3. Технологии ведения дома 4 часа
3.1-3.2 Требования к жилищу. Эстетика и экология жилища. Способы украшения жилища. Интерьер кухни. 2ч
3.3-3.4 Уход за одеждой. Мелкий ремонт одежды 2ч
IV Раздел 4. Творческие, проектные работы 10 часов
4.1-4.2 Запуск проекта. Потребности человека. 2ч
4.3-4.4 Сбор банка данных и выбор наиболее интересного варианта. 2ч
4.5-4.6 Подбор материалов и инструментов. 2ч
4.7-4.8 Составление технологической карты 2ч
4.9-4.10 Защита проекта 2ч
Итого 68ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оргтехника
Компьютер с аудиосистемой (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, аудиосистема) – 1 штДоска интерактивная «ActivBoad» - 1 штМногофункциональное устройство «Brother» - 1 штДокументкамера «Avermadia» - 1 штМикроскоп «Levenhik» - 1 штКулинария
Весы электронные 1 штМиксер «Borc»– 2 штТостер «Tefal»– 1 штЧайник «Tefal»– 3 штХолодильник «Атлант» – 1 штЭлектроплита «Мечта» - 2 штЭлектроплита четырехконфорочная «Lysva»– 1 штМикроволновка «Samsung»– 1 штКофемолка «Bosch»– 2 штМультиварка «Redmond» - 1 штОбработка ткани
Машины швейные «Famili» – 10 штМашинки швейные «Bernette» - 2 штОверлок «Harmoni»– 1 штОверлог «Braun» – 1 штДоски гладильные – 2 штУтюг «Broun» – 4 шт
Лампа настольная – 10 штМанекен раздвижной – 1 штМанекен 40 р-р – 1 штМанекен 44 р-р – 1 штМанекен 32 р-р – 1 штМебель
Стол учительский – 1 шт
Тумба для стола – 4
Тумба под аппаратуру – 1 штШкаф плательный – 1 штШкаф застекленный – 2 шт
Шкаф закрытый – 2 штШкаф открытый – 4 шт
Банкетка – 4 штСтул офисный - 1 штСтул офисный детский – 19 штСтулья полумягкие – 2 штСтол компьютерный – 1 штТумба под доску - 1 штДоска с чертежными инструментами – 1 штЖалюзи – 3 штДоска классная – 1 штСтол раскройный – 1 шт
Стол дегустационный – 3 штТумба под системный блок на колесах – 1 штТелевизор «Supra»– 1 штВидеомагнитофон – 1 штКухонный гарнитур ( пенал, разделочный стол, 2 тумбы под мойку, 5 двухдверных, 1 однодверный навесные шкафы) – 1 штПланшеты пробковые – 2 штКалькулятор – 5 штТумба под швейную машину – 10 шт (отданы – 2 шт)
Парта ученическая – 4 штСтулья ученические - 3 штНаглядность
Плакаты по кулинарии
Первичная обработка продуктов
Формы нарезки продуктов
Приемы тепловой обработки продуктов
Соотношение мер и массы некоторых продуктов
Схема приготовления омлета
Схема приготовления винегрета
Организация рабочего места и правила техники безопасности
Хранение продуктов
Витамины, жиры, белки, углеводы, минеральные вещества
Столовая посуда
Правила поведения за столом
Кодопозитивы «Кулинария» -1 штПлакаты по технике безопасности
Книги с рецептами
Веселые гамбургеры
Неповторимые украшения
Итальянская кухня
Гарниры на любой вкус
Блюда из капусты
Чудо – бутерброды
Любимые блюда из овощей и грибов
Блюда – минутки
Праздничный стол
Окрошка, борщ, уха
Православный стол
Домашний пикник
Необычные блюда из картофеля
Напитки и коктейли
Наглядность
Набор «Хлопок»
Набор «Лен»
Наборы «Ткани и волокна»
Видео «Этика»
Видео «Русский костюм» - 2шт
Кодопозитивы «Моделирование и конструирование фартука» - 2 штУчебно-методические комплексы
Бутерброды
Блюда из яиц
Овощи
Сервировка стола
Физиология питания
Лоскутная техника
Валяние
Вышивка
Узелковый батик
Конструирование и моделирование фартука
Изготовление фартука
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
Ермакова В.И.Основы кулинарии: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2009
Крупская Ю.В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012
Маркуцкая С.Э. Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий труд/ С.Э. Маркуцкая, - М.: Издательсьво «Экзамен», 2010
Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / С.Э. Маркуцкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 классы (девочки) – М.: 5 за знания, 2009
Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко: - М.:Вентана-Граф, 2013
Технология (для девочек). 5-8 классы: тесты/ авт.-сост. Г.А. Гордиенко. – Волгоград: Учитель, 2010
Технология 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы/ авт.-сост. Л.Д. Карачевцева, О.П. Власенко – Волгоград: Учитель, 2010
Для обучающихся
Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко: - М.:Вентана-Граф, 2013
Степанов И.В. Чудо-бутерброды для праздничного стола. – М.: Эксмо, 2010
Весёлые гамбургеры. – М.: Эксмо, 2010
Гарниры на любой вкус. – М.: Эксмо, 2010
Окрошка, борщь, уха. – М.: Эксмо, 2010
Блюда – минутки. – М.: Эксмо, 2010
Необыкновенно полезные блюда из капусты. – М.: Эксмо, 2010
Любимые блюда из овощей и грибов. – М.: Эксмо, 2010
Необычные блюда из картофеля. – М.: Эксмо, 2010
Ерёменто Т.И. Иголка – волшебница; Книга для учащихся 5-8 кл. – М.: Просвещение, 2008
Энциклопедия домашнего хозяйства. – М. Эксмо, 2011
Р. И. Егорова, В. П. Монастырная . Учимся шить. Книга для учащихся. – М. Просвещение. 2008
В.И. Барышникова, Л.П. Карпова Мы шьём одежду. – С.Пб., Легпромбытиздат, 2006
Интернет-ресурсы
http://stranamasterov.ruosinka.ru
http://www.life-pedia.ru/article/284ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/ понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды,приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологийобработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии испециальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий изразличных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
В результате изучения технологии ученик должен:
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Знать/понимать
• назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.
Уметь
• выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Кулинария
Знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
Уметь
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Технологии ведения дома
Знать/понимать
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; виды санитарно-технических устройств.
Уметь
соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.