Открытый урок по литературе Н.А.Некрасов .Поэма Русские женщиныКнягиня Трубецкая
Тема : Поэма «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая».
Форма занятия – урок- исследование
Тип урока - объяснение нового материала ( с использованием презентации).
Цели урока :Обучающие :- продолжить знакомство с писателем Н. Некрасовым, с его биографией и творчеством ;- осмысление содержания отрывка из поэмы, его исторической основы;
- размышление о величии духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини с губернатором Иркутска»;
- обучение умению анализировать текст художественного произведения;
- выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Развивающие :- включить ребят в творческий процесс изучения некрасовского произведения.
Воспитывающие:
- приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
- воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;
- прививать любовь к истории государства, вечным ценностям.
Методологическая база.
На разных этапах урока использован объяснительно- иллюстративный метод, фронтальная беседа, фронтальный опрос.
Оборудование:
Слайд 1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте , ребята! Уважаемый гости!
Сегодня у нас необычный урок, урок интегрированный.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке нам предстоит путешествие во времени и пространстве: мы перелистаем страницы истории, ожившие под пером Н.А. Некрасова в поэме «Русские женщины», и вместе с поэтом и женами декабристов отправимся в путь – из Петербурга в Сибирь.
Итак, тема урока. Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая». Нам предстоит знакомство с исторической основой поэмы ,и проанализировать эпизод «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
Группы историков, исследователей, географов,литераторов и архитекторов ознакомят нас со своими проектами.
1. Историки : «Историческая основа поэмы»+кластер+презентация
2. Исследователи :«Декабристки»
3. Географы: «Путь в Сибирь».
4. Литераторы .: «Разговор княгини с губернатором».
5. Архитекторы. «Жёны декабристов. Врата судьбы»
- На партах перед вами лежат листы с вопросами. В конце урока вы должны будете на них ответить, познакомьтесь с ними.
Слайд 2А эпиграфом нам станут строки Н.А.Некрасова
Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н.А.Некрасов
Слайд 3 Николай Алексеевич НекрасовХронология Слайд Биографическая сорбонка
1821г.,1839,1838,1840,,1859-1861гг,1871-1872
10 октября (28 ноября) 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.
1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии.
1838 год –начал печатать стих
1839 – 1840 годы –слушатель филологического факультета Петербургского университета.
1840 году- состоялась первая публикация Некрасова.
1871 – 1872 годы – Некрасов пишет поэму «Русские женщины».
- Какова основная тема лирики Некрасова?
Судьба русской женщины всегда волновала поэта .Для него “женщина – великое слово. В ней – чистота девушки, в ней – самоотверженность подруги, в ней – подвиг матери”.Вчерашний день -------
Муза Некрасова, муза «мести и печали» - родная сестра простой крепостной женщины
С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме "Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: "Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и "Княгиня Волконская” (1873 г.). Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки».
Что вы знаете о декабристах? -Это участники восстания против царя
Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете.
- И все-таки, Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? Против чего они протестовали ? слово предоставляется историкам.
Слайд 4ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни
Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю 1. Для нового императора, однако, этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоящие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков, а также некоторые гражданские лица позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами,но выступили за ограничение самодержавия и введение конституции, а также за ликвидацию крепостного права,думая о благе всего народа. Восстание было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправа. Слайд 5
Пятеро заговорщиков были казнены, многие отданы в солдаты и отправлены на Кавказ, огромное число сослано в Сибирь на каторжные работы..Вывод: Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.
2. Исследователи о декабристках
Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя.
Слайд 6 Вглядитесь в эти прекрасные лица.Фотогалерея «Жёны декабристов»
. Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, урождённая графиня Лаваль.Она была обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, вышла за него замуж. ОН был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника.
Она так сильно любила мужа, что добровольно пошла в изгнание, отказавшись от гражданских прав и дворянских привилегий. Обратно она уже не вернулась. Рядом с мужем, на каторге и в ссылке, прожила она всю оставшуюся жизнь.
Слайд 7А вот перед вами портрет Марии Николаевны Волконской с ребенком на руках. Вглядитесь в эти прекрасные черты Правнучка М.В.Ломоносова, дочь героя Отечественной войны 1812года генерала Н.Н.Раевского .Вышла замуж за героя Отечественной войны генерала Сергея Волконского, который был старше её на 18 лет.
Слайд 8 Муравьева Александра Григорьевна. Дочь графа Г.И.Чернышева. Именно с нею А.С.Пушкин направил два послания в Сибирь
Слайд 9-19 - И вслед за ними одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов.
Слайд 12 . Елизавета Петровна Нарышкина,
Слайд 13. Александра Васильевна Ентальцева,
Слайд 14. Наталья Дмитриевна Фонвизина,
Слайд 15. Александра Ивановна Давыдова,
Слайд 16. Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль),
Слайд 17. Анна Васильевна Розен,
Слайд 18. Мария Казимировна Юшневская,
Слайд 19. Камилла Петровна Ивашева.
Вывод: Любовь, преданность, твердость характера, мужество, настойчивость жен помогали декабристам выдержать одиночное заключение, допросы, предчувствия трагической развязки.
Трудный путь из Петербурга в Сибирь
Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они “другим дороги проложили” — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.
Слайд 20-23
Поэма композиционно делится на две части. В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь.
Географы. «Путь из Петербурга в Сибирь» 1 часть
Путь был очень трудный. Железных дорог не было вовсе. Метели, снегопады, сильные морозы осложняли путь. По современным автодорогам от Москвы до Иркутска более 5039 км, до Читы – 6152 км, от Читы до Нерчинска около 400 км. Т.е. женам декабристов предстояло преодолеть около 7000 км.
Географические пункты, через которые пролегал путь княгини Трубецкой в Сибирь.
Петербург - ___________ - Енисей - __________________- Нерчинск.
Работа по географической карте
Давайте зрительно проследим этот 2х месячный путь с начала Трубецкой, а затем других, кто последовал ее примеру. Что произошло в пути ?
Москве -Красноярск -- сломалась карета, заболел провожатый
- Иркутск - губернатор пытается ее вернуть ее обратно
- Нерчинск - встреча с Трубецким, Благодатный рудник
Слайд 24 Вывод: Еще вчера графиня Лаваль танцевала мазурку с Н I, а сегодня, на следующий день после отъезда мужа в Сибирь, добившись разрешения у царя, отправилась в следа за мужем.
Два месяца она добиралась до Иркутска, проехав 6 тыс. верст по бездорожью и холоду.
Это подвиг!
Слайд 25 Основная часть урока.
Дома, ребята вы внимательно читали 2-ую часть поэмы. О чём эта часть?
( встреча губернатора Иркутска с княгиней).
-В чём особенность этой части? ( написана в форме пьесы)
- Сегодня на уроке мы исследуем 2-ую часть поэмы Некрасова . И постараемся ответить на вопрос : в чём заключается подвиг жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь?
III. Работа с текстом Этап исследования (работа с текстом по группам)
Слайд 26 Инсценирование: Проследите, как нарастает напряжение в противостоянии двух воль : воли губернатора и воли княгини.
Составим краткий план-перечень событий, изложенных в поэме
1. Длительный пути княгини в Сибирь.
2. В первой части большое место занимают сны княгини.
3. Сон перемежается с явью.
4. Вторая часть– разговор княгини с губернатором.
Слайд 27. Характеристика княгини
(Умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя; у нее сильная воля; смогла преодолеть сопротивление Генерала.)
11. Характеристика генерала
(Уважительный, почтительный к людям . Честно исполняет долг по службе. Умен. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Осмелился не выполнить предписание о возвращении Княгини в Петербург.
- Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.
- Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?
- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.
Слайд 28- Давайте исследуем 2-ую часть поэмы Некрасова. И постараемся ответить на вопрос: Кто побеждает в поэме? Кто и как одерживает нравственную победу?
Задание для каждой группы на слайде (слайд 10)
I группа ИИ: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине:
Доводы генерала Ответы княгини
1.Трудная дорога 1.Готовность ехать сей же час
2.Напоминание о своей власти 2.Княгиня наивно полагает, что, как друг отца, генерал ускорит встречу с мужем
3.Напоминание об отце 3.Выдерживает напоминание об отце, вспоминает о другом долге
4.Тяжёлые условия жизни в Сибири 4.Готова разделить участь мужа, морально готова к жизни на каторге
5.Возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником её горькой судьбы 5.Тверда и мужественна в принятом решении
6.Напоминание о знатности и славе рода 6.На разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа
7.Обращение к женской гордости 7.Высота гражданских чувств княгини
8.Подписание бумаги о лишении всех прав 8.Готовность отречься от всех прав
9.Угроза добираться до Нерчинска этапом 9.Готовность к героическому поступку
- наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой.
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть…
-напоминание о том, какой властью « в здешней стороне» он обладает.
Покуда я не прикажу,
Его не подадут…
………………….
Княгиня ! здесь я- царь!
-предсказание будущего
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
-невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником её горькой судьбы.
… с вами не знавать
Ему счастливых грёз…
-напоминание о славе и знатности рода.
Когда б не доблестная кровь
Текла в вас – я б молчал.
- обращение к женской гордости.
И что ж?... бежите вы за ним , Как жалкая раба.
- угроза добираться до Нерчинска «этапом»
Вас по этапу поведут
С конвоем…
II группа: ЛАГ Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.
-княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем
Так прикажите ж! Я прошу…
-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.
Но долг другой…меня зовёт…
-она морально готова к жизни на каторге.
Ужасно будет , знаю я…
Живут же люди в том краю,
Привыкну я…
-княгиня бесстрашна
Пусть смерть мне суждена
Мне нечего жалеть!...-тверда и мужественна
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих!
-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа.
Там места нет, там друга нет
Тому, кто раз прозрел!
-высота гражданских чувств княгини Трубецкой.
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя…
-готовность к героическому поступку:
Велите ж партию сбирать
Иду, мне всё равно…
- Как воспринимается финал этого поединка?
(Нравственная победа беззащитной женщины. Характер её уже сложившийся, мужественный и сильный, несет силу и поддержку своему мужу.)Ученики делают выводы:
-Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.
Сцена «Трубецкая- губернатор» – вершинный эпизод поэмы.
Слайд 29
Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой.
Идея: 1. Восхищение подвигом жен декабристов;
2. Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в исполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.
VIII . Стадия осмысления (фронтальный опрос)
Слайд 30 На каком художественном приеме основана авторская позиция в речевой характеристики героев? а) эпитет б) метафора в) сопоставление
Определить художественные приемы I и II части?
а) гипербола и олицетворение б) монолог и диалог в) метонимия и метафора
Какой основной художественный прием использован автором в поэме?
а) антитеза б) олицетворение в) гипербола
Слайд 31 Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.)
Каждая из этих женщин, достойна того, чтобы о ней помнили.
Слайд 32
Архитекторы .Русская история , литература , театр , архитектура живопись и кинематограф уберегли от забвения память о пленительных образах истории.
24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь дочь графа Лаваля, княгиня Трубецкая. /Особняк/
Слайд 33 Дворец Лавалей в Петербурге блистал изысканной красотой и роскошью убранства и этот домик в ссылке
Слайд 34 Особняк Волконской
Слайд 35 Зураб Церетели «Жёны декабристов. Врата судьбы»
Слайд 36 Памятник жёнам декабристов, находившимся в ссылке вместе с мужьями, находится в сквере близ исторического Завального кладбища в г. Тобольск.
Слайд 37 Памятник любви и верности в Чите, посвящённый жёнам декабристов.
Слайд 38 видеоклип на фильм В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (слайды 19-20)Название фильма – строка из пушкинского стихотворения
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Демонстрация слайдов с кадрами из фильма (слайды 21-29)
Выводы : Так о чем поэма Н.А. Некрасова “Русские женщины”?
В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера - самопожертвование, достоинство, терпение.
Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов.
Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.
Выводы учащихся:
- О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.
Итоги урока.
Давайте же теперь ответим на вопрос: «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены?
- Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.
Задание на дом :
Слово учителя. Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах. Так как у нас время ограничено 2 поэму дома изучите самостоятельно и напишите мини-эссе
Рефлексия
Составление кластера.
Синквейны
Подвиг.
Святой и бескорыстный
Хранит, верит, поддерживает
Высок и свят их подвиг незабвенный
Любовь- долг, любовь- крест, любовь – подвиг
Женщины
Самоотверженные, верные
Любят, надеются, ждут
Поддерживают дух мужей
судьба.
ЖЕНЩИНА Красива и умна.Жила, живёт и будет жить.И силой духа она сильна,Пока её будут любить.
ПОДВИГ Незабываемый. Прекрасный.Всегда есть, всегда был, всегда будет.Подвиг – прекраснейший из поступков.Никогда не исчезнут люди, способный совершить подвиг.
Слайд 39В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
· ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ИМЕНИ: ……………………………………………………………………
· ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ДЕЙСТВИЯ:……………………………………………………
· ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ЧУВСТВА:…………………………………………
· ТРИ ПОНЯТИЯ :……………………………………………………
Кластер
Русские женщины
Подвиг любви
Богатство Самопожертвование Сибирь
Дети Стойкость
Почёт Любовь Скудная еда
Свобода Преданность Суровый климат
Власть Чувство долга Воры, убийцы
Дворянство Дети-крестьяне
Близкие и родные Забвение
Блестящий двор Муж
Каторга
Гордость
Достоинство
Честь
Верность
Сила духа