Внеклассное мероприятие Встречи на экологической тропе для учащихся 1-5 классов
ЦЕЛЬ: воспитывать любовь к природе; содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастия ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, развивать интерес к различным представителям растительного и животного мира леса, желание побольше узнать об их жизни, приспособлении к условиям среды обитания, воспитывать у детей экологическую культуру.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
1. В гостях у хозяйки праздника. (Класс украшен картинами, выставки журналов «Свирелька», «Миша», «Юный натуралист», Красная книга Смоленской области, музыкальные произведения П. Чайковского.)
2. Класс «Сказочный лес». В гостях у Лесовика.
3. В гостях у доктора «Зеленой аптеки». (Класс украшен лекарственными растениями нашего леса).
4. Полянка ягод и грибов. (Класс украшен по теме.). Встреча с хозяйкой поляны. Практическое занятие.
5. В гостях у лесника. Игры и соревнования. Чаепитие на природе.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
ВЕДУЩИЙ. – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по экологической тропе. Нас ждут различные встречи, нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, любви, заботе.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чутким,
Не оскверняй его святынь.
- Природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников, писателей. Они посвятили ей много своих творений. Давайте послушаем музыку П.И.Чайковского «Времена года». Обратите внимание на картины русских художников, изображающих русскую природу в разные времена года.
Человек активно воздействует на природу, и его деятельность иногда приносит непоправимый ущерб.
Когда люди вырубают леса или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес и река – дом. Из-за бесхозяйственности человека его охоты одни животные стали встречаться редко, а другие – совсем исчезли. Поэтому создают заповедники, заказники для сохранения и размножения животных.
- Кто из вас знает, что такое заповедник?
Уменя в руках книга. Что это за книга и для чего она? (В руках у ведущего Красная книга).
Мы много слышим о том, что убивать лягушек, жаб, ловить шмелей, бабочек и стрекоз, разрушать муравейники – недопустимо. Но можно ничего этого не делать, но равнодушно смотреть на это, это значит – приносить природе еще больший вред, т.к. хуже равнодушного человека ничего быть не может.
Послушайте песню в исполнении учащихся 5 класса «Не дразните собак».
(Стук в дверь).
- Загадочное письмо к нам пришло. Как вы думаете от кого оно? (Дать детям понюхать письмо, в котором текст и карта путешествий).
«Дорогие друзья! Приглашаю вас на удивительную прогулку по лесной тропе. В пути вас ждут интересные встречи. На каждой остановке для вас приготовлены задания. Удачи вам, мои юные друзья!
Хозяин леса».
Давайте рассмотрим карту путешествия. Чтобы отправиться в путь, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу. (Дети называют эти правила)
На доске плакат.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ.
В лесу нельзя шуметь, потому что можно напугать лесных жителей.
Нельзя ломать деревья.
Запрещается рвать большие букеты цветов.
Нельзя разорять муравейники, т.к. муравьи – санитары леса.
Запрещается разорять гнезда птиц и бросать в них камни.
(За каждый правильный ответ учащийся получает нарисованный листочек дерева.)
- Чтобы никто не потерялся АО время путешествия, мы выучим речевку. Я у вас спрашиваю, а вы дружно отвечаете: «Это я, это я! Это все мои друзья».
Итак, друзья, в путь. Идем в гости к лесовику.
-Кто шагает дружно в лес
Полный сказок и чудес?
-Это я, это я, это все мои друзья!
-Здесь вот зайка проскакал.
Кто следы его узнал?
-Это я, это я, это все мои друзья!
- Тут прошла кума – лисица.
Кто видал эту сестрицу?
-Это я, это я, это все мои друзья!
(Навстречу детям идет Лесовичок. Он встречает детей и гостей у входа в сказочный лес.)
Лесовик. – Неужели, мальчики и девочки, вы ко мне пожаловали? Как я вам рад! Как рад! Давно ко мне никто не приходил, все один, да один. Скучно мне стало. Ребята, а вы за чем любите ходить в лес? (Ответы детей).
- Вы, я вижу, любите в лес ходить по грибы, по ягоды, по орехи. Но сейчас я предлагаю вам отправиться в мой сказочный лес по загадки. Их тоже интересно искать. Как загадку найдешь, так отгадку подавай. А пока ищешь отгадку, так новых две загадки найдешь. И пошло, и поехало. Ну, так пожалуйте в мой сказочный лес.
(Все проходят, рассаживаются по местам).
- Теперь нужно поздороваться с лесом.
(Стихотворение «Здравствуй, лес»)
- Устраивайтесь поудобнее, мои дорогие, мои желанные. Знаете, почему я вас так называю? Да потому что, пока вы шли ко мне по лесной тропе, мне сообщили, что идут ребята, которые знают правила поведения в лесу. Идут друзья леса! Это прекрасно! Значит вы и мои друзья.
Сегодня я приготовил для вас несколько заданий. И вот первое из них.
1. Знаете ли вы, какие деревья растут в нашем лесу? Я буду загадывать вам загадки, а ответы вы должны найти на этом сказочном деревце. За каждый правильный ответ получаете по листочку, а в конце подсчитаем, у кого же больше.
- Какие деревья в нашем лесу остаются зелеными зимой?
- Назовите дерево – символ нашей страны.
- Какое дерево в нашем лесу самое сладкое?
- Листья каких деревьев осенью краснеют?
- Какие дрова горят самым жарким пламенем?
- А теперь посмотрите кругом. Вам нравится в моем лесу? Здесь много интересного. Ну-ка, мальчик, достань вон то гнездышко, там и птенчик сидит.
(Ребенок не должен трогать гнездо. Почему? За правильный ответ он получит листок).
- Что знаете об этом?
«Не разоряйте птичьих гнезд!»
«Птицы – наши друзья!»
- В лесу нельзя шуметь, потому что можно напугать лесных жителей. Кто же они? Назовите их. Сейчас я вам буду показывать карточки, а вы угадывайте, кто живет в моем лесу.
КОЛВ БАНКА ЛАКБЕ ЦАЗЯ ДВЕМЕДЬ ЖИКЕ
- Молодцы! Всех зверей правильно назвали. Но они все разбежались с моей опушки, а вот один зверек остался, вас не побоялся. Это.. Отгадайте загадку: под соснами и елками лежит мешок с иголками
- Кто желает его взять домой?
(Лесовик предлагает ученику взять муляж ежика в кепку. Но диких животных нельзя брать домой. Как поступит ученик?)
- А что здесь у меня? Узнали? Муравейник. Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика делается?
(Лесовик приглашает двух детей, дает им две палочки. Как поступят дети?Вывод)
- Ребята, если бы муравьи умели говорить, чтобы они им сказали?
(Ответы детей. За правильный ответ – листок)
- Ребята, а пословицы о лесе вы знаете? (Читают пословицы)
Ну что же наша встреча заканчивается, вас ждут в другом месте. Не буду вас задерживать, просто посмотрите на эти знаки и вспомните, что они говорят? (Ответы детей оцениваются)
ВЕДУЩИЙ. – Кто, шагая дружно в ногу,
Не пойдет искать берлогу.
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто не станет бить ужа,
Не возьмет домой ежа.
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто не тронет муравья,
Силача, богатыря.
- Это я, это я, это все мои друзья!
(Вместе с ведущим учащиеся идут на встречу с лесным доктором).
ДОКТОР. – Здравствуйте, девочки и мальчики. Что называют «зеленой аптекой»?
Лечение целебными травами издавна привлекало внимание людей. Фитотерапия зародилась в глубокой древности. Травы – настоящая кладовая здоровья, т.к. в них спрятаны ценные вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси фитотерапией занимались ведуньи, знахари, травники. Наш класс создал рисованную книгу – справочник «Зеленая аптека нашего края». Отгадав загадки и кроссворд, узнаем, что дает человеку лечение травами. Дети расскажут об их применении. В красной колонке спрятано это слово.
1. В белом сарафане встали на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
(Береза)
УЧЕНИК - Береза дает целый ряд лекарственных продуктов: почки, молодые листья, сок, деготь и уголь. В народной медицине листья березы употребляют от нарывов, прикладывают их наружной стороной к больному месту, а внутренней стороной при порезах. Ранней весной береза щедра на сладкий, несравненный по вкусу сок, в котором много витаминов и минеральных веществ.
2. Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит.
У него согнулись ноги, неприметен его вид.
(Подорожник)
УЧЕНИК. – Подорожник называют другом путника. Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или поврежденному пальцу. Сок его успокаивает боль в ушах, отвар – зубную боль.
3. Растет в кустах, канавах, мороза не боится. У него сок желтый, жгучий, ядовитый, но полезный. (Чистотел).
УЧЕНИК. – Чистотел прячется в тени, между кустами, не боится ни мороза, ни снега. Он храбрец. У чистотела сок очень интересный, вряд ли у других растений такой бывает. Отломишь стебель, оторвешь лист – сейчас же скопится большая оранжевая капля, сок этот жгучий и ядовитый. Пробовать его ни в коем случае нельзя! Раньше в отваре чистотела купали ребятишек: это снимало чесотку и золотуху, делало тело чистым. Отсюда и название растения «чистотел».
4. Весной зеленела, летом загорела, осенью надела красные кораллы. (Рябина).
(Сообщение уч-ся о рябине)
5.Вырос кустик колкий, во все стороны иголки, а лик розовый и пахучий.
(Шиповник)
(Сообщение уч-ся о шиповнике).
Животному вреден, а человеку полезен,
От 99 болезней этот цветок известен.
(Зверобой)
Это лиственное дерево, с шишками коричневого цвета.
(Ольха)
Раньше всех весну встречают эти желтые цветы,
Пчелки мед с них собирают, очень рады им и мы.
(Мать-и мачеха)
- Итак, кроссворд разгадан. Что же дает человеку лечение травами?
Очень важно правильно собирать и хранить лекарственные растения.
Как можно помочь «зеленой аптеке»?
Какие правила нужно соблюдать при сборе лекарственных трав?
Выберите запрещающие знаки, обоснуйте их необходимость.
(Ответы детей. Ведущий – доктор подводит итог знаний)
ВЕДУЩИЙ. С речевкой ведет детей далее по тропе к полянке «Грибы и ягоды».
- Кто гнезда в лесу не тронет?
В стужу птиц всегда накормит?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Охраняет кто цветы?
Не ломает зря кусты?
- Это я, это я, это все мои друзья!
ХОЗЯЙКА ПОЛЯНКИ. – Здравствуйте, ребята! Вот вы и пришли на мою полянку. А что здесь растет, вы сейчас узнаете.
Глубоко был спрятан он, 2. Ходят в рыженьких беретах,
Раз, два, три и вышел он, Осень в лес приносят летом,
И стоит он на виду. Очень дружные сестрички
Белый, я тебя найду Золотистые.(Лисички)
(Боровик)
Что за ребятки на пеньках 4. Не спорьте – не белый,
Столпились тесной кучкой? Я, братцы, попроще.
И держат зонтики в руках Расту я обычно
Застигнутые тучкой. В березовой роще
(Опята). (Подберезовик)
Я в красной шапочке расту 6. Он в лесу стоял,
Среди корней осиновых Никто его не брал.
Меня увидишь за версту В красной шапке модной
Зовусь я (Подосиновик) Никуда не годный.
(Мухомор).
- Вы догадались, что на моей полянке растут грибы, но не только.
На лесной полянке 3. Бусы красные висят.
Красуется Татьянка – Из кустов на нас глядят.
Алый сарафан Очень любят бусы эти
Белые крапинки. Дети, птицы и медведи.
(Земляника) (Малина)
Под листком на каждой ветке 4. Я красна, я кисла
Сидят маленькие детки На болоте я росла
Тот, кто деток соберет, Дозревала под снежком
Руки вымажет и рот. Ну-ка, кто со мной знаком?
(Черника) (Клюква)
(По мере отгадывания загадок хозяйка рассказывает о данных ягодах)
- А НА ВКУС ВЫ ЯГОДКИ СМОЖЕТЕ УГАДАТЬ?
(Хозяйка предлагает детям по очереди закрывать глаза и узнавать на вкус ягоды в варенье, компоте, сушеные, свежие. Затем подводит итоги и награждает победителей на этой полянке)
ВЕДУЩИЙ.- Наше путешествие еще не закончилось. Давайте посмотрим на карту. Теперь идем в гости к леснику, он нас заждался.
(Ведущий, ученики, гости идут на лесную опушку в гости к леснику, где они играют, соревнуются в сборе грибов, преодолевают препятствия и пьют чай у «костра». Путешествие закончилось, подводятся итоги).
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« В С Т Р Е Ч И
НА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»
15