Разработка занятия по обществознанию на тему Цивилизация и общество. Цивилизация России (10 класс)
Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Цивилизация и общество. Цивилизация России.
Мотивация изучения темы:
Человечество развивается много сотен тысяч лет. Все человеческие общества развивались с одного уровня – первобытно - общинного строя. За это время оно много раз менялось. Сегодня мы живем в обществе, достигшем наибольшего развития за всю известную историю.
Мы часто слышим понятие «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». Но то же это?
Цели занятия:
Учебные:
а) познакомиться с понятиями «цивилизация», «признаки цивилизации», «культурно-исторические типы», «культура» и т.д.; узнать о том, что такое цивилизация и каковы её признаки;
б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
фильм «Юлий Цезарь» (2002, реж.- Ули Эдел) ;
учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :
1) организационный момент;
2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
3) изучение нового материла;
4) закрепление изученного материала ;
5) инструктаж д/з;
6) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Изучение новой темы.
Какие теории происхождения человека Вам известны?
Много тысяч лет они развивались одинаково:
Была одинаковая структура;
Приёмы трудовой деятельности;
Верования;
Быт и духовная культура.
Но сегодня общества находятся на разных уровнях развития (Европа и Африка).
*Почему?
*Что стало главным фактором развития?
Просмотр отрывка фильма «Юлий Цезарь» (1 серия минута 1.11-1.18.)
*Видите ли Вы различия между римлянами и варварами?
Цивилизация (лат. Civilis- государственный)
Термин появился в середине 19 века в Европе.
Тогда считали, что КУЛЬТУРА=ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Но со временем их стали разделять.
Сегодня «Цивилизация» имеет более 100 определений.
Цивилизация – это…
1)историческая эпоха (античная, средневековая, современная);
2)географическое место (локальные, региональные. Глобальные. Например, восточная западная цивилизация);
3)религиозные цивилизации (христианская, мусульманская и т.д.);
4)степень развития общества (вершиной считают современную цивилизацию).
Признаки цивилизации:
Уровень грамотности населения;
Степень развития культуры;
Уровень смертности;
Экология и т.д.
Теория культурно-исторических типов(Автор- Данилевский Н.Я.)
Задание - прочитать определение термина «культурно-исторический тип» (с.33)
Похоже ли это понятие на понятие «цивилизация»?
Черты цивилизации определяют:
Географическая среда (природа);
Система ведения хозяйства;
Социальная структура;
Религия;
Духовные ценности;
Политико-правовая система.
Менталитет – образ мышления.
*Что вам известно о различиях менталитетов представителей разных народов?
*Отличается ли менталитет восточных и западных народов?
Задание (устно):
Сегодня ученые выделяют 3 цивилизации по религиозному принципу и 2 по территориальному.
Назовите эти цивилизации, выбрав из вариантов ответа.
По религиозному:
1) языческая, межрелигиозная, христианская;
2)мусульманская, буддистская, христианская;
3)индийская, китайская, европейская.
По территории:
1)большая и маленькая;
2)восточная и западная;
3)северная и южная.
Цивилизация существует от 1 до 1,5 тысяч лет.
Есть исключения:
Египет – 3 тыс.лет;
Китай – более 4 тыс.лет;
Индия – более 5 тыс.лет.
Цивилизации переживают периоды зарождения, становления, развития, пика развития, упадка.
Задание – изобразите развитие цивилизации на графике.
Народы, у которых нет письменности, нельзя считать цивилизованными (некоторые племена Полинезии и Океании).
Некоторые ученые выделяют их в отдельную цивилизацию.
Цивилизация России.
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить…
Ф. Тютчев.
Цивилизационные признаки устойчивы и заданы объективными географическими и климатическими факторами.
Российская цивилизация испытывала на себе влияние не Запада (Священной Римской империи), а окраин Запада (Византии), не Востока (китайская цивилизация), а окраин Востока (Золотая Орда).
Двойственное географическое и культурное развитие и расположение вызывали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России.
Россия – это Восток или Запад?
*А как бы вы ответили на этот вопрос (соц.опрос):
1)восток;
2)запад;
3)и восток, и запад;
4)не восток и не запад;
5)затрудняюсь ответить
Вариант №1. Россия – это Запад.
Русский философ ХIХ века Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” писал: “Если Россия… не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”.
А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство.
“Западники” ХIХ века – историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого.
Вариант № 2. Россия – это Восток.
А. Блок писал:
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы.
С раскосыми и жадными очами!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
А.П. Чехов: “Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские”.
А. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места:
Задернут Запад весь.
Там будет мрак глубок
Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом,
Проснися, дремлющий Восток!
Вариант №3. Россия – ни Запад, ни Восток
На уникальность положения российской цивилизации обращал внимание философ П.Я. Чаадаев: “…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Но проведение предоставило нас всецело самим себе”.
Вариант № 4. Россия – и Запад и Восток.
Историк П.Н. Милюков изобрел термин для обозначения цивилизационного места России – АЗИОПА.
Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа.
Другой термин – ЕВРАЗИЯ – был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть – евразийцы.
Н. Щербина:
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки…
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.
М. Волошин в поэме “Россия” пишет:
На дне души мы презираем Запад.
Но мы оттуда в поисках богов
Выкрадываем Гегелей и Марксов,
Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
Курить в их честь стираксою и серой
И головы рубить родным богам,
А год спустя – заморского болвана
Тащить к реке, привязанным к хвосту.
Таким образом, споры между “западниками” и “славянофилами” сохраняются и по сей день…
Закрепление изученного.
Задание.
Дайте письменный ответ на вопрос «Россия: Восток или Запад?»
(объясните свое мнение, приведите примеры)
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: §4, тетрадь.
Литература:
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение, 2002 г.
2. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. М., АРКТИ, 2002 г.
3. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006 г.
4. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000 г.
5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.: Просвещение, 2003 г.
6. Человек и общество. Современный мир. М.: Просвещение, 1994 г.