Готовимся к гиа. Раздел «Грамматика. Синтаксис». CПП с несколькими придаточными


РАЗДЕЛ: «ГРАММАТИКА. СИНТАКСИС».CПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ Учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ № 58» г. АрзамасаТкаченко Елена Ивановна ТИПЫ СВЯЗИ Однородное подчинение,Неоднородное (параллельное) подчинение,Последовательное подчинение. 1. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ Придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главной части или ко всей главной части.1)Мальчишки глядели вслед грузовику, 2)пока тот не отъехал за перекресток, 3)пока не рассеялась поднятая им пыль, 4)пока сам он не стал клубом пыли.(придаточные времени, однородное подчинение) 2. НЕОДНОРОДНОЕ (ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ) ПОДЧИНЕНИЕ К главной части относятся:если придаточные присоединяются к одному слову главной части, но являются разными по семантикеПридаточные одного вида, но присоединяются к разным словам в главной части. 1. 2)Когда он подъезжал к заднему двору, 1)Егорушка напряг своё зрение, 3)чтобы получше рассмотреть его.2). времени, 3)цели, неоднородное (параллельное подчинение) 2. [Он знал, (что одна прядь волос светлее)2, и обрадовался]1, (что разглядел ее в такой темноте)3.Придаточные изъяснительные, но относятся к разным словам 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ Придаточные зависят одно от другого.[Он достиг последнего лестничного марша и увидел]1, ( что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки)2, (на которую выходила его дверь)3.Придаточное 1 – изъяснительное, придаточное 2 – определительное. СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 54–61 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. –(54)Нехорошо как, –сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. –(55)Ведь он вам жизнь спас.–(56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? –ответила Сергеева.(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.60 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 15–19 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕОДНОРОДНЫМ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ) ПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.17 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 21–29 НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.–(24)Откуда у тебя цветы? –спросила учительница.–(25)Это мне Витя подарил, –спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.–(28)А вот и жених пришёл! (29)Здоро во, юный жених!27 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ. НАПИШИТЕ ЕГО НОМЕР. (21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рбвно интересны.22 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ. НАПИШИТЕ ЕГО НОМЕР. –(10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, –отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.–(14)Прямо с тобой душа отошла, –говорила Поликарповна,–а то уж в людей вера пропадать стала. –(15)Вера в человека –это самая большая вещь, – отзывался Трифон Петрович. –(16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.12 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 13–17 НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.15 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1–7 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.–(2)А где вас ранило? –спрашивали ребята.–(3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой –почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...5 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 12–17 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕОДНОРОДНЫМ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ) ПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Сайт ФИПИ / открытый банк заданий ГИА-9Русский язык. 9 класс. Под ред. Т.А. Ладыженской и др., М., 2010.