Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру Сбережём всё живое
Звучит клип «Давайте сохраним»
Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите! (М. Дудин)
3. Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о проблемах экологии. Слово «экология» сейчас у всех на слуху. И недаром. Все люди стали понимать, что экология – наука очень важная. Ведь она учит нас беречь наш дом – планету Земля. Жителями этого дома являемся мы, люди, животные и растения. И каждый из нас не только живет сам по себе, но еще и влияет на жизнь других.
Мы речь свою вам поведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давайте же докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Презентация «Экологический калейдоскоп» (игра)
4. Ведущий: Сегодня нас, жителей Земли, объединяет очень важное дело – охрана окружающей нас среды, нашей природы. Очень много экологических проблем стоит перед человеком. И ни леса, ни луга, ни реки не могут позаботиться сами о себе. Не могут защитить себя звери, птицы, насекомые растения. Но есть мы с вами, которые можем помогать природе. За здоровье Земли в ответе каждый из нас.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, что такое явление природы как облако связано с воздухом?
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым.
- Что же нужно сделать, чтобы оздоровить воздух?
Дети: Хорошо очищают и освежают воздух растения. Поэтому не только в больших городах, но и в наших домах и квартирах должно быть много зелени.
Не будем забывать проветривать помещения, проводить влажную уборку. Чтобы меньше пыли и грязи попадало в воздух, а значит, и в наш организм, не стоит бегать и играть в подвижные игры в закрытых помещениях.
Необходимо строить очистные сооружения, а также предприятия, которые относительно безопасны.
Двигатели в машинах должны работать на газе, а еще лучше на солнечных батареях.
Ведущий: Молодцы! Вы правильно объяснили, как нужно заботиться о чистоте воздуха.
А мы пойдем дальше.
Не умыться, не напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о воде. Вода – это жидкость.
Где вода встречается в природе?
(В реке, озере, пруду, море, океане).
Послушайте загадки, ответив на которые, вы узнаете, какие явления природы связаны с водой.
По небесам оравоюБредут мешки дырявые,
И бывает – иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
(мороз)
На дворе переполох, с неба сыплется горох.
(град)
Всю зиму смирно лежит, а весной убежит.
(снег)
Меня ждут не дождутся, а как увидят, так разбегутся.
(дождь)
Дождик, дождик ты длиннющий,
Ты от неба до земли.
Дождик, дождик пуще, пуще,
Чтобы мы скорей росли!
Нам совсем не страшно
Бегать под дождем,
Если дождик сильный,
Зонтики возьмем.
Ведущий: Вода нужна всем, без нее не могут жить люди, растения, животные. Если бы не было воды, не было бы ничего живого. Вот почему так важно беречь воду.
Дети: А для этого надо не только экономить воду, Но и заботиться о чистоте водоемов. Прежде всего, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины.
Мы обещаем, что когда вырастим, научимся очищать отходы заводов и фабрик, будем бережливыми гражданами своей страны.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги!
Мы ведь на планете не одни.
Взрослые и дети!
Вы за все в ответе!
Берегите воду, как и всю природу.
Только чистая вода
Будет другом навсегда!
Ведущий: Ребята, а вы любите цветы?
Кто же их не любит. Даря друг другу цветы, люди выражают свои чувства: любовь, уважение, признательность. О цветах у разных народов сложено много красивых легенд. Познакомимся с некоторыми из них.
Клип на музыку П. Чайковского «Вальс цветов».
(Выходят дети, одетые в костюмы цветов).
2 учащихся – один рассказывает стихотворение,
– другой – легенду о цветке.
Я – цветок, и моя доля
Расти, цвести в открытом поле.
Я – василек, и мне часто говорят:
«Ты красив в венке душистом,
А никак не пахнешь сам.
Свежим венчиком лучистым
Часто нравишься ты нам.
Твой глазок на ножке твердой
Затерялся в колосках.
Все же ты красавец гордый,
Гость ненужный на полях!
В дни, когда пылает лето,
А в лучах блестит река,
Годен ты лишь для букета
И нарядного венка».
В одной из легенд рассказывается о том, как красивый, стройный юноша Василек и русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василек не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь что когда-нибудь дождевой поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.
Ведущий: - Как нам надо вести себя, чтобы вокруг было много растений?
Дети: Не рвать лесные и полевые цветы, не собирать из них букеты, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться, а не губить их.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Ведущий: Не только цветы, но и насекомые, птицы, рыбы, звери в души людям смотрят, вы их жалейте, люди, не убивайте зря. Ведь небо без птиц – не небо, а море без рыб – не море, и земля без зверей – не земля.
Ведущий: - Многие животные тоже пострадали от людей по разной причине: Одни из-за своей красоты, другие из-за непонимания человеком полезности этого существа, а третьи из-за страха перед ними.
- Какие же правила надо выполнять?
Дети: Не ловить никаких животных, не пугать их. Не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд, не разорять муравейников. Самое главное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
Ведущий: Ну вот вам еще одна проблема – проблема загрязнения окружающей среды.
Вам, наверное, приходилось наблюдать, как на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, несмотря на запреты, самый разнообразный мусор. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. Вряд ли у вас появится желание прогуляться по такому лесу. Запомните, ребята: мусор всегда должен попадать на свалку! Не засоряйте природу!
Ведущий: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.
Дети: Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица,
Волк и медведь, стрекоза и куница,
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы,
Все доверяют тебе человек!
Ты самый умный, а значит, в ответе
Все: За все живое, что есть на планете!
Песня «Про доброту»
Сейчас немного поиграем (3 класса-3 команды)
1 раунд «Экологическая разминка»
Вопросы команде №1
1. Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный)
Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)
Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
Кто собирает яблоки спинной? (Ёж)
Пингвин — птица или нет? (Птица)
Вопросы команде №2
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем)
Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
Вопросы команде №3
Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей)
Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые)
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
Месяц весенних первоцветов? (Апрель)
Кто кукует у кукушки: самец или самка? (Самец)
2 раунд: «Найди животное в словах»
Каждой команде на листке дается задание. Вам нужно решить анаграмму, т.е. В слове поменять местами буквы, убрать лишние, чтобы получилось название животных.
Команда 1.
БАНКА (кабан), БАГАЖ (жаба), КОЛОСЬЯ (лось), КОЖУХ (жук)
Команда 2.
КИНО (кони), САЛОН (слон), ВОЛНА ( вол), КАРКАС ( рак),
Команда 3.
ПИОН (пони), ОСАДА (оса), ЗОНТИК (кит), ДУДОЧКА (удод),
3 раунд: «Ситуации»
Команда №1:
Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?
Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем ребята не правы?
Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?
Команда №2:
Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Что вы сделаете с мусором?
В лесу, Петя увидел красивые подснежники, и долго не раздумывая решил сорвать букетик для учительницы. Прав ли Петя? Что он сделал не так?
Возвращаясь домой после похода, вы увидели ёжика. Вам очень захотелось взять его домой. Как вы поступите?
Команда № 3
Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, что вы сделаете перед тем как уйти домой?
Идя в лес, Вася захватил с собой своего четвероногого друга — собаку. Но так как она была без поводка, то собака убежала в лес и потерялась. Нужно ли брать с собой в лес собак?
Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?
Давайте немножко отдохнем, Встанем. Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, то дайте мне знать — хлопайте.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи....( хлопают)
Что не правильно? (Мухи-насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы... ( хлопают)
Что не правильно? (Куницы — млекопитающие)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Чибисы, чижы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки....(Хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижы,
Аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке!
4 раунд: «Жалобная книга леса»
Жалоба 1.
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? (Сова С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)Жалоба 2.
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. (Жаба. одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород)
Жалоба 3:
« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!
Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти» ( Грибы)
Раунд 5: «Знаете ли вы..?»Знаете ли Вы, для чего дятел «барабанит» весной?
барабанной дробью дятел сообщает соперникам, что это его территория, этими же звуками он приглашает к себе самочку.
Зачем слону слюни?
слон слюной не только смачивает пищу, но и охлаждает тело в жару, т.к. у него нет потовых желез.
Зачем страус голову в песок прячет?
опустив голову в горячий песок, страус ждет пока погибнут или сбегут с головы насекомые.
Сколько перьев у птиц?
У голубя 2600 перьев, у кряковой утки- 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем пятая их часть разместилась на голове и шее.
Для чего дельфины плачут?
Слезы дельфина напоминают белок куриного яйца (такой же густой и прозрачный), поэтому они хорошо защищают его глаза от механических и химических повреждений.
Ты человек, любя природу, хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши,
Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую нас много, а она одна. (В. Шефнер)
Клип-притча «Всё в твоих руках».
Сценарий КТД
«Сбережём всё живое»
3А класс
Составила:
Кл.руководитель:Грачёва Т.В.