Рабочая программа по экологии растений Тамбовской области (6 класс)


Рабочая программа по экологии растений Тамбовской области. 6 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Экология растений» изучается в 6 классе. Основной целью курса «Экология растений» является развитие познавательного интереса к окружающей среде, главной составляющей которой является мир растений, при этом углубляются и дополняются знания, полученные при изучении ботаники. Учащиеся знакомятся с многообразием взаимоотношений у живых организмов в природе. Курс способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.
Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В теме 1 рассматривается предмет экологии как науки. Даются основные экологические понятия. Подчёркивается роль экологии в жизни современного общества.
В темах 2 6 изучаются основные абиотические факторы и адаптация к ним растений. Даётся представление об экологических группах растений по отношению их к этим факторам.
В теме 7 излагаются основы фитоценологии.
В теме 8 излагаются основы биоценологии.
В теме 9 рассматриваются проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой и пути их решения.
Учитывая возраст, следует аккуратно, в значительной степени упрощая (но, не искажая смысла) и подбирая соответствующие сравнения знакомить учащихся с основными понятиями и терминами.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов.
Программа предусматривает использование в процессе изучения курса «Экология растений» материалов, касающихся исключительно биологии представителей местной флоры и знакомство с разнообразием растительности родного края. Данная особенность программы в значительной степени облегчает задачу учителя и способствует активизации краеведческих исследований.
Программой предусматривается самостоятельная деятельность обучающихся по приобретению знаний, а так же учитель может использовать современные образовательные технологии (проектная, ИКТ и др.).
Изучение курса основано на использовании учебника:
Соколов А.С., Соколова С.А. Экология растений. Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/ Под ред. канд. биол. наук Г.А. Лады. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006. – 96 с.: илл.

Содержание программы.
Введение в экологию. (1 ч.)
Введение в экологию. Определение понятий «Экология», «Экология растений. Предмет исследования. Объекты исследования (популяции, сообщества). Из истории экологии. Основные методы экологических исследований. Учение об окружающей среде. Факторы среды. Связи с другими предметами (природоведение, ботаника, география). Роль экологии в жизни современного общества. Значение знаний экологии растений в хозяйственной деятельности человека. Экология растений как учебная дисциплина.
Основные понятия: экология, экология растений, окружающая среда, факторы среды, абиотические, биотические (биогенные) и антропогенные факторы, популяция, сообщество,
В результате изучения темы ученик должен:
Знать определение экологии.
Рассказывать историю становления экологии как науки.
Давать характеристику факторам среды.
Объяснять значение экологических знаний в хозяйственной деятельности человека.

Абиотические факторы в жизни растений (5 часов)
Солнечная радиация, её составляющие (видимый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) и их биологическое действие. Значение света в жизни зеленых растений. Фотосинтезирующие пигменты (хлорофиллы и каротиноиды). Основы фотосинтеза. Разнообразие степени освещённости в природе. Классификация растений по отношению их к свету. Экологическая валентность (степень приспособленности). Адаптация растений к условиям освещённости. Бесхлорофилльные растения. Растения гетеротрофы (паразиты и сапрофиты).
Понятие почвы. Роль почвы в жизни растений. Процесс образования почвы. Основные типы почв. Классификация растений по отношению их к почве (псаммофиты, кальцефиты, галофиты, оксилофиты). Адаптация растений к произрастанию на разных почвах. Кто и как обрабатывает почву в условия дикой природы? Эрозия и деградация почв: причины и пути решения проблемы.
Физические свойства воды (растворитель, капиллярность, испаряем ость, замерзание). Биологическое значение воды (транспортное вещество, источник водорода, охладитель, создание тургора). Классификация растений по отношению их к воде (гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты суккуленты и склерофиты). Адаптация растений к произрастанию на почвах с разной обеспеченностью водой. Растения верховых болот и проблема физиологической сухости. Искусственное осушение и орошение – «плюсы» и «минусы».
Температурные границы жизни растений. Классификация растений по отношению их к условиям дефицита тепла (нехолодостойкие, неморозостойкие, морозоустойчивые). Классификация растений по отношению их к высоким температурам (нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые). Рельеф и экспозиция в распределении температур на почве. Адаптация растений к разным температурным условиям.
Атмосфера. Газовый состав. Круговорот основных газов. Прозрачность атмосферы и фотосинтез. Дыхание растений. Движение воздуха в жизни растений (иссушение, деформация побегов, полегание растений, ветровал, ветровая эрозия, перемещение снежного покрова, опыление, распространение плодов и семян). Растения индикаторы загрязнения воздуха.

В результате изучения темы обучающиеся должны:
Знать определение фотосинтеза.
Характеризовать основные экологические группы растений по отношению к свету.
Объяснять понятия «компасность», «облигатность».
Доказывать, что свет обладает энергией
Знать определения анемофилия, анемохория.
Характеризовать иссушающее воздействие воздуха на растения.
Приводить примеры отрицательного влияния человека на атмосферу.
Знать определение почвы, эрозии.
Объяснять причины плодородия почвы.
Характеризовать состав почвы.
Давать характеристику экологическим группам растений по отношению к почве.
Называть основные адаптивные признаки.
Знать определения когезия, адгезия
Характеризовать роль растений в жизни растений
Давать характеристику экологических групп растений по отношению к воде
Называть особенности внешнего и внутреннего строения растений различных экологических групп.
Знать определения яровизация, стратификация.
Характеризовать значение температуры в жизни растений.
Перечислять адаптивные признаки растений к изменению температуры окружающей среды.
Формулировать правило предварения.

Растительные сообщества (5 часов)
Растительное сообщество (фитоценоз). Разнообразие растительных сообществ: бор (хвойный лес), дубрава (широколиственный лес), осиновые кусты, луг, луговая степь, солонец, верховое болото, низинное болото). Совокупность факторов, обуславливающая формирование растительных сообществ. Видовое разнообразие растений данных сообществ. Господствующие и сопутствующие виды сообществ. Сезонные изменения в сообществах. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения растений в сообществах. Смена сообществ. Искусственные сообщества. Жизненные формы растений.
Биоценоз. Составляющие биоценоза. Границы биоценоза. Биоценотические связи растений друг с другом, с грибами, животными. Пищевые связи. Роль сапротрофов. Симбиоз и паразитизм. Опыление растений животными. Распространение семян животными.
В результате изучения темы обучающиеся должены:
Знать определение фитоценоза и механизм его образования.
Объяснять причину смены сообществ.
Выявлять разницу между эфемерами и эфемероидами.
Применять знания для объяснения различий между искусственным и естественным биоценозами.
Рассказывать о растительных сообществах дубравы, бора, степи.
Выявлять особенности фитоценозов различных растительных сообществ.
Объяснять разницу между дерном и дерновиной.
Давать характеристику растительных сообществ осиновые «кусты», солонцы, сфагновые болота.
Характеризовать приспособления растений к условиям обитания разных растительных сообществ.
Знать определения биоценоз, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы.
Характеризовать взаимоотношения, складывающиеся в биоценозе между животными и растениями.

Называть причины питания растений насекомыми.
Характеризовать особенности круговорота веществ в биоценозах.
Объяснять роль бактерий в круговороте веществ.


Охрана растительности (6 часов)
Природа Окско-Донской равнины до активного освоения её человеком. Общее представление о растительном мире региона (Тамбовской области), как части Среднерусской лесостепи. Леса (основные массивы, крупные отъемы на плакоре, байрачно-балочные леса). Степи и их классификация. Современное состояние степных биоценозов. Формы воздействия человека на мир диких растений. Населенные пункты и сельскохозяйственные земли, как места обитания растений. Видовой состав растений культурного ландшафта. Сорняки. Охрана растительного мира области (формы и методы). Красная книга Тамбовской области. Роль школьников в деле охраны природы.
Экскурсии:
Фитоценоз пришкольной территории.
В результате изучения темы обучающиеся должны:
Давать определение растительности.
Характеризовать основные растительные сообщества Тамбовской области.
Освещать современные проблемы сохранения растительных сообществ Тамбовской области.
Объяснять опасность исчезновения отдельных видов растений.
Называть этапы работы по охране растительности в Тамбовской области.
Давать понятие памятник природы, заказник, национальный парк, заповедник.
Рассказывать о структуре Красной книги.
Приводить примеры помощи в деле охраны растений школьников.
Знать растения Красной книги Тамбовской области.
Разделять растения Красной книги Тамбовской области на экологические группы.
Называть факторы отрицательно, сказывающиеся на растительность степей в современный период.
Систематизировать редкие растения степени на основе их цветения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ урока
№ урока
в теме
Тема урока
Количество
часов
Примечание


1.

1.
Введение в экологию
Введение в экологию. Экология растений как наука.
Экологические факторы. Экологические группы.
1


2.

1.
Абиотические факторы в жизни растений (5 часов)
Солнечная радиация как абиотический фактор.
1


3.
2.
Почва в жизни растений.
1


4.
3.
Вода и ее влияние на растения.
1


5.
4.
Температура как фактор окружающей среды.
1


6.
5.
Воздух и атмосфера в жизни растений.
1



7.

1.
Растительные сообщества (5 часов)
Растительные сообщества, их типы и структура.
1


8.
2.
Растительные сообщества Тамбовской области: дубрава, хвойный лес, луговая степь.
1


9.
3.
Растительные сообщества Тамбовской области: солонцы, болота, осиновые «кусты».
1


10.
4.
Сообщества живых организмов. Взаимосвязи организмов в сообществе.
1


11.
5.
Роль бактерий и грибов в фитоценозе. Смена растительных сообществ.
1



12.

1.
Охрана растительности (6 часов)
Влияние деятельности человека на растительность Тамбовской области.
1


13.
2.
Меры охраны окружающей среды в Тамбовской области.
1


14.
3.
Охраняемые территории Тамбовской области.
1


15.
4.
Фитоценозы ближайших окрестностей школы. Экскурсия.
1


16.
5.
Растения из Красной Книги Тамбовской области.
1


17.
6.
Экологическое состояние растительности Тамбовской области.
1




В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- определения основных понятий и терминов в курсе «Экология растений»;
- основные экологические факторы и степень их воздействия на растения в условиях Окско-Донской равнины;
- роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза;
- виды растений из региональной Красной книги, произрастающие в области, в районе, окрестностях конкретного населенного пункта;
основные формы и методы охраны редких растений области и применять эти знания на практике.

уметь:
классифицировать растения по экологическим группам на основании их внешней морфологии;
- объяснять связи между особенностями внешней морфологии растений и условиями, в которых они произрастают;
- характеризовать основные растительные сообщества, встречающиеся в окрестностях школы, уметь анализировать сезонные явления в данных фитоценозах;
- обосновывать роль растений в биоценозах и хозяйственной деятельности человека;
- замечать факты негативного воздействия человека на окружающую среду, конкретные растительные сообщества, отдельные виды растений и стараться по возможности предпринимать шаги по их ликвидации;
- применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
Литература:
А.С. Соколов, Л.А. Соколова. Экология рапстений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / под ред. Канд. Биол. Наук Г.А. Лады. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006.
Вент Ф.В. В мире растений. – М. 1972. – 192
Государственные памятники природы Тамбовской области. Изд. 2-ое – Тамбов, 1989 – 127 с.
Культиасов И.М. Экология растений. – М. 1982. – 384 с.
Линд А.Э. Растительность Тамбовской области// Природа Тамбовской области.- Тамбов, 1955 – с.95-121.
Петров В.В. Мир лесных растений. – М., 1978 – 168 с.
Петров В.В. Растительный мир нашей родины. – М., 1991. – 207 с.










13PAGE 15


13PAGE 14415




15