Урок литературы. Литературный салон. Лирика А.С.Пушкина (6-7 класс)
Литературный салон
Лирика Александра Сергеевича Пушкина
Цели:
1.познакомить учащихся с лирикой А.С.Пушкина;
2.осуществлять нравственно-эстетическое воспитание; развивать творчество, артистизм;
3.помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века.
Оборудование: портрет поэта, презентация, стенгазета, выставка книг, декорация к сценке.
Музыкальное сопровождение: Г.Свиридов «Метель», Алябьев «Я вас любил», Глинка «Я помню чудное мгновенье», Чайковский «Времена года», «Узник», «Памятник».
Примечание: учащиеся одеты в стиле 19 века, сидят за столами четырьмя группами.
Ход урока
Эпиграф: «И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал»
А.С. Пушкин.
1вед.: Удивительное и прекрасное имя – Пушкин! Чем оно стало для нас? Мы совсем не часто задаем себе этот вопрос. И не потому, что недостаточно ценим Пушкина. Пушкин для нас само воплощение поэзии, синоним высокого слова ПОЭТ. Он всегда с нами и в нас. Как небо, как воздух, как земля, о которых мы нечасто думаем и вспоминаем, потому что они всегда для нас есть.
2вед.: При имени Пушкина, - писал Гоголь, - тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным: это право решительно принадлежит ему В нем русская природа, русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
1вед.: 6 июня этого года вся наша страна, весь русский народ отмечает со дня рождения А.С.Пушкина. В селе Михайловском Псковской губернии состоятся празднества, посвященные этому юбилею. Сегодня на нашем маленьком празднике мы попытаемся приобщиться к творчеству величайшего русского поэта и поговорим о его лирических произведениях.
2вед.: Лирика Пушкина – это прежде всего его стихотворения, которые он писал на протяжении всей жизни и которых насчитывается около 700. Собственно говоря, при словах Пушкин-поэт – сразу же в памяти возникают в памяти стихи, а потом уже поэмы, драма и проза.
1 вед.: Свои первые стихотворения А.С.Пушкин написал в 13-14 лет, будучи лицеистом. Все мы знаем, что Пушкин учился в Царскосельском лицее. Печататься он начал в 1814 году, когда ему было 15 лет. В первых поэтических опытах Пушкина поражает и восхищает прекрасное владение стихом, культура стиха. Стих у него легкий, свободно льющийся.
2вед.: Однажды в лицее учитель русской словесности Николай Федорович Команский принес на урок розу и попросил описать ее в стихотворной форме. Пушкину удалось это лучше всех. Так было создано первое стихотворение «Роза»
1чтец (в роли Пушкина):
Где наша роза,
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
1вед. Стихотворение настолько коротко, мгновенно, бесхитростно, что о нем трудно говорить. И все-таки почему оно так изумляет? Щемящая печаль и проникновенная мелодичность делают это пушкинское создание столь прелестным и завораживающим.
2вед. «Выйдя из Лицея, - рассказывал в своих записках Пушкин, - я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и прочему.
1 вед. Русскую деревню полюбил Пушкин с детства. Он помнил бабушкино подмосковное сельцо Захарово. Там было хорошо. Но здесь, в Михайловском, куда как лучше. Холмы, поросшие соснами, тенистый парк, почти у самого дома река и два озера – приволье
2 вед. В Михайловском недавний лицеист наслаждался деревенской свободой. Целые дни бродил по полям и лесам, ездил верхом, купался в реке. Курчавая темно-русая голова, юное смуглое лицо с округлыми щеками, толстоватые губы, небесно-голубые глаза, то веселые, насмешливые, то задумчивые и хмурые Таким увидели Пушкина Михайловские рощи.
1вед. Вместе с родителями поэт часто бывал в соседнем поместье Тригорском. Жила там Прасковья Александровна Осипова-Вульф с семьей. В обширном доме, в старинном парке на берегу реки затевались увеселительные игры, танцы. Время летело незаметно. За два дня до отъезда юный поэт написал стихотворение «Простите, верные дубравы».
2 чтец. «Простите, верные дубравы».
1 вед. В начале своего творческого пути А.С.Пушкин пишет элегии, стихотворения печального содержания, проникнутые грустью. 24 сентября 1820 года Пушкин, будучи в Южной ссылке, писал брату: «морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле писал я элегию, которую тебе присылаю. Элегия называлась «Погасло дневное светило»
2 вед. С этим стихотворением входит в поэзию Пушкина атмосфера Юга, южной ночи, южного моря и морской стихии. Вместе с тем стихотворение дает ощущение личности поэта, его человеческой и творческой неповторимости.
3 чтец. «Погасло дневное светило»
1 вед. Во время Южной ссылки Пушкин жил в Кишиневе. Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог (тюрьма). Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
2 вед. Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так родилось стихотворение «Узник». Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди. Стихотворение стало народной песней.
СЛУШАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «УЗНИК» В ЗАПИСИ
1вед. На протяжении всей своей жизни А.С.Пушкин создает большое количество любовных стихотворений. Стихотворение «Певец» - подлинный шедевр ранней лирики Пушкина. Оно было написано в тот период, когда Пушкин , будучи лицеистом, был влюблен в Катеньку Бакунину, молоденькую, приветливую, очаровательную девушку, сестру одного из лицеистов.
Она вызывала всеобщий восторг лицейской молодежи. Пушкин был покорен. Он стал задумчив, рассеян.
1чтец (в роли Пушкина):
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал.
4 чтец. «Певец»
1 вед. Любовная лирика Пушкина всегда была высокой лирикой. Она выражает глубокое и чистое чувство. Одно из самых прославленных стихотворений поэта на тему любви «Я
помню чудное мгновенье»
2 вед. Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, с которой поэт познакомился в 1819 году. Ей было 16 лет, но она была замужем за пожилым генералом Ермолаем Керном. Пушкин увидел юную жену генерала и весь вечер старался привлечь ее внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но ему так и не удалось приблизиться к ней. И вот прошло 6 лет. Он снова встретил ее в Тригорском.
1 вед. Вторая встреча стала событием в жизни Пушкина и его поэзии. Пушкин влюбился в Керн и посвятил ей стихотворение:
1чтец (в роли Пушкина):
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
2 вед. Михаил Иванович Глинка положил слова стихотворения Пушкина на музыку и написал романс, который посвятил так же женщине, которую любил – дочери А.П.Керн.
ЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»
1 вед. Очень непросто (если невозможно) найти в пушкинском творчестве такие участки, которые были бы совсем свободны от стихии лиризма. Во всем пушкинском наследии нет таких уголков, где бы ни отозвалось то главное обстоятельство, что автор их – поэт по призванию. Даже прозу Пушкина можно назвать лирической. Одним из таких произведений А.С.Пушкина является повесть «Барышня-крестьянка» из сбрника «Повести Ивана Белкина»
СЦЕНКА ИЗ ПОВЕСТИ «ВСТРЕЧА ЛИЗОНЬКИ И АЛЕКСЕЯ В ЛЕСУ»
1 вед. Знакомясь с творчеством А.С.Пушкина, мы прежде всего узнаем о его самом близком и дорогом ему друге – его няне Арине Родионовне. Няня была сильно привязана к своему питомцу-поэту. Ведь она его воспитывала с рождения. Он также испытывал к ней глубокие чувства и увековечил ее образ в своих произведениях.
5 чтец. «Любезный мой друг, Александр Сергеевич», - писала Арина Родионовна Пушкину, - я получила Ваше письмо и деньги, которые вы прислали. За все милости я Вам всем сердцем благодарна – Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует Приезжайте, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дороге выставлю Я Вас буду ожидать и молить Бога, чтобы он дал нам свидеться
Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. Целую Ваши ручки и остаюсь Вас многолюбящая няня Арина Родионовна»
2 вед. И как ответ на письмо старушки няни звучит одно из самых задушевных стихотворений Пушкина, полное любви и нежности.
6 чтец «Няня»
2 вед. Задушевным обращением к няне звучит другое стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»
7 чтец. «Зимний вечер»
1 вед. В декабре 1828 г. в Москве, на балу, Пушкин впервые встретил свою будущую жену Наталью Николаевну Гончарову. И влюбился. На этот раз так сильно, как, может быть, никогда не любил в жизни. В Наталье Николаевне он полюбил не только молодую очень красивую женщину, но и свою мечту- свою давнюю мечту о прекрасной подруге, о душевном приюте, о Доме. О этой своей мечте он пишет в стихотворении «Зимняя дорога»
8 чтец. «Зимняя дорога»
2 вед. Те же мотивы и те же мечты в стихотворении «Зимнее утро». И здесь тоже основная тема дома, душевного покоя, тихих радостей жизни,
9 чтец. «Зимнее утро»
1 вед. Стихотворения «Зимний вечер»,
«Зимняя дорога»,
« Зимнее утро»
-это конечно же ещё и непревзойдённые описания природы, но следует отметить, что лирические описания природы у Пушкина почти всегда являются составной частью большого эпического произведения. Они мастерски вписываются в ткань повествования, но этим их роль не ограничивается. Лирические описания природы помогают Пушкину раскрыть единство душевного мира человека и мира природы, создать «пейзаж души»
2 вед. Зарисовки природы у Пушкина всегда хорошо выделяются. Всем нам хорошо известны лирические отступления из романа в стихах «Евгений Онегин». Их мы воспринимаем как самостоятельные произведения.
10 чтец. «Уж небо осенью дышала»
11 чтец. « Гонимы вешними лучами»
1 вед. Поэтическим завещанием и последним стихотворением Пушкина является стихотворение «Памятник». Оно и написано как завещание. По словам исследователя Алексеева, стихотворение «Я памятник себе воздвиг» мыслилось поэтом как предсмертное, как своего рода прощание с жизнью и творчеством в предчувствие близкой кончины.
2 вед. В «Памятнике» А.С. Пушкин говорит о своём понимании смысла и ценности поэзии. Он видит их в том, чтобы служить добру и пробуждать в людях «чувства доброты».
Слушание стихотворения «Памятник» (в записи)
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы попытались охватить некоторые стороны тематики лирических произведений А.С. Пушкина, но это только малая толика того, что создал Гений, и маленькая часть того, что вы будите изучать в старших классах. Это только ваше первое прикосновение с его лирикой. Ведь Пушкин, как пишет А.А. Ахматова: «сам меньше всего представлял себя детским писателем (когда Пушкина попросили написать что-нибудь для детей, он пришёл в ярость...)»
Но нам кажется, что мы знали это имя всегда. «Нет и не было ни одной говорящей по-русски семьи,- пишет далее А.А. Ахматова.- где дети могли бы вспомнить , когда они в первый раз слышали это имя и видели этот портрет». Но мы с вами, ребята, сделали только первый шаг на пути узнавания творческого наследия и личности А.С. Пушкина.
Домашнее задание
15