Психологический комфорт-главное условие успешности учащихся.
Мухина Л.П.
Психологический комфорт как условие развития личности младшего школьника
МБОУ гимназия № 7, город Чехов
От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя. Принципы психологического комфорта следующие: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации. Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Важен выбор методов и приемов. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе. Успешный урок - это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока. Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и активности ребят, необходимо использование интриги. С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно. Атмосфера в классе. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности, а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям. Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика."Садись, ты не прав". "Кто скажет лучше?". Учитель парит над учениками, его интересует только результат передачи знаний. Такая деятельность разъединяет коллектив, а благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности. Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию. Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе. Положительные эмоции, характерные для психологического комфорта – это движущая сила в поведении человека, в способах взаимодействия с окружающей средой. Источниками психологического комфорта выступает организация межличностных взаимодействий “учитель – ученик”. Это отношения в процессе совместной деятельности , которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными взаимоотношениями. Это выражается в активном слушании, доверии. Доверие – обязательное условие при взаимодействии учителя и ученика. ”Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность” – говорили древние. Действия педагога по созданию комфортной среды заключаются в обеспечении благоприятных условий в том, чтобы дать возможность ребёнку проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, чёткая организация вместо жёсткой дисциплины. В младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт. Доброжелательное прикосновение – это знак эмоциональной безопасности. К непосредственным способам осуществления индивидуальной поддержки можно отнести подбадривание, услугу, снятие напряженного состояния, защиту, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему и т. д. Не следует забывать и о создании ситуации успеха, но ситуации достижимой. Выбирать такие задания, давать такие поручения, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Нужно помочь снять чувство страха, оказать скрытую помощь, дать совет. Не нужно бояться авансировать ученика, называя его достоинства: авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, – писал Ф.Ларошфуко. Может быть, это главное право ребенка – доброта, защита, душевный комфорт в школе. Ощущение гарантированной неприкосновенности. Даже если из-за этого может пострадать успеваемость.
Сохранить душевное равновесие ребенка – вот что становится в сегодняшней жизни главной задачей педагога.