Формирование педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития дошкольника
«Формирование педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Цель - формирование системы психолого-педагогических компетенций родителей по развитию эмоционального интеллекта их детей.
Задачи:
Формировать у родителей информационную, коммуникативную, компетентности по развитию эмоционального интеллекта их детей через систему активных, практико-ориентированных технологий обучения;Обогащать коммуникативные навыки и умения как компонентов психолого-педагогической культуры дошкольников;
Обучать родителей различным техникам экспресс-регуляции своего эмоционального состояния и эмоционального состояния ребенка;
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей детей дошкольного возраста, обучая их навыкам эффективного взаимодействия с ребенком.
Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности
Цель – формирование психолого-педагогической культуры родителей через обогащение коммуникативных навыков и умений.Форма проведения: ролевая игра, представленная в виде 5 занятийВремя проведения: 20 – 25 мин.Гетерогенная группа: муж. и жен.Способ набора группы: добровольная.Специфическая характеристика группы: родители детей дошкольного возрастаКаждое занятие включает:
основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
завершающую часть, направленную на рефлексию;
Необходимые материалы:
стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, бланки, картинки.
ЗАНЯТИЕ 1.Упражнение «Солнце любви»Задачи: - вырабатывать высокоэффективные поведенческие стратегии у родителей в конфликтных ситуациях;- формировать у родителей установки на позитивное отношение к детям;- развивать навыки безусловного принятия ребенка.Основная часть (10 мин.).ХОД МЕРОПРИЯТИЯИнструкция: Дорогие родители! На этом листке бумаги нарисуйте, пожалуйста, солнце, в центре которого Вам нужно написать имя собственного ребенка. При этом на каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Заключительная часть. Рефлексия (10 мин.).- Легко ли было справиться с заданием? Получилось ли назвать только положительные черты ребенка?- Какие эмоции возникли во время выполнения упражнения?
ЗАНЯТИЕ 2.Деловая игра «Воспитание без насилия»Цель - повышение психолого-педагогической культуры родителей через поиск ненасильственных методов воспитания.Форма проведения: деловая играВремя проведения: 20 – 25 мин.Гетерогенная группа: муж. и жен.Способ набора группы: добровольная.Специфическая характеристика группы: родители детей дошкольного возрастаКаждое занятие включает:
основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
завершающую часть, направленную на рефлексию;
Необходимые материалы:стулья, капроновая лента, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).Вступление (5 мин.).Психолог: Дорогие родители!Пусть информация, которую вы получите в ходе этого занятия, не обидит вас и не создаст впечатление, что мы поучаем вас.Знайте, что мы уважаем вас и понимаем, что родителей чаще обвиняют, чем оказывают помощь. Никто не учит нас быть родителями. Однако мы почему-то уверены, что умеем ими быть. Все дело в том, что каждый из нас имеет свою собственную модель семейного воспитания, которую мы приносим из детства. Модель, часто пораженная ржавчиной какого-либо вида насилия (психического, физического, сексуального и др.), как матрица, переносится во вновь созданную семью и воспроизводится из поколения в поколение до тех пор, пока кто-либо из носителей данной модели не остановит эту эстафету зла.Что нужно для того, чтобы изменить эту модель?Как быть с требованиями, которые тоже необходимы?Как сделать так, чтобы жесткость не стала жестокостью? Как определить границы дозволенного? На эти и многие другие вопросы сегодня мы будем стараться найти ответы вместе с вами.Основная часть (10 мин.).ХОД МЕРОПРИЯТИЯВыбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно». Заключительная часть (10 мин.).Рефлексия.- Какие чувства или ощущения у вас вызвало это упражнение?- Сложно ли было справиться с "ролью"?- Происходит ли в ваших семьях подобные ситуации? Как вы из них выходите? ЗАНЯТИЕ 3.Упражнение «Эффективное взаимодействие»Задачи:- формировать навыки конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”;- расширять поведенческий репертуар в конфликтной ситуации.Основная часть (10 мин.).ХОД МЕРОПРИЯТИЯИнструкция:Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг — упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.Заключительная часть. Рефлексия (10 мин.).— Когда было легче просить предмет?— Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом? Какие слова или действия побудили вас к этому?ЗАНЯТИЕ 4.Психологическая ролевая игра «О правах и обязанностях»Цель: сформировать навыки конструктивного толерантного взаимодействия в диадах «ребенок – родитель»Форма проведения: ролевая играЗначимые характеристики группы: Возраст: от 25 до 50 лет.Гетерогенная группа: муж. и жен.Способ набора группы: добровольная.Специфическая характеристика группы: родители младшего школьного возрастаКаждое занятие включает:
основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
завершающую часть, направленную на рефлексию;
Необходимые материалы:стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага.Время проведения: 20 мин.Основная часть (10 мин.).ХОД МЕРОПРИЯТИЯРодителям и детям необходимо разделиться на 2 группы по возрастному признаку. Обеим группам предлагается на основе собственного общения создать "Билль о правах и обязанностях" (родителям – для детей и наоборот). Затем ведущий предлагает к обсуждению "Билли", созданные в группах.Заключительная часть.Рефлексия (10 мин.).- Какие чувства у вас вызвало это упражнение?- Сложно ли было справиться с заданием?- Какой список было проще составить: прав или обязанностей?- Сложно ли было проявить качества, позволяющие установить диалоговое общение?- Какие тезисы Биллей породили больше всего споров?ЗАНЯТИЕ 5.Психологическая ролевая игра «Обмен ролями»Цель: сформировать навыки конструктивного толерантного взаимодействия в диадах «ребенок – родитель»Форма проведения: ролевая играЗначимые характеристики группы: Возраст: от 25 до 50 лет.Гетерогенная группа: муж. и жен.Способ набора группы: добровольная.Специфическая характеристика группы: родители детей младшего школьного возрастаКаждое занятие включает:
основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
завершающую часть, направленную на рефлексию;
Необходимые материалы:стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага.Время проведения: 20 мин.Основная часть (10 мин.).ХОД МЕРОПРИЯТИЯУчастникам предлагается объединиться в группы: в пары – один участник выполняет роль родителя, другой роль ребенка. Каждой группе предлагается установить диалог при разрешении проблемной ситуации. При этом необходимо придерживаться своей роли. Затем нужно поменяться ролями.Пример ситуации:
Просьба ребенка о покупке дорогостоящей вещи.
Позднее возвращение ребенка домой и т.д.
Заключительная часть.Рефлексия (10 мин.)- Какие чувства у вас вызвало это упражнение?- Сложно ли было справиться с "ролью"?-Сложно ли было проявить качества, позволяющие установить диалоговое общение?- Происходит ли в ваших семьях подобные ситуации? Как вы из них выходите?