Психологический портрет младшего школьника с девиантным поведением


Психолого-педагогическая характеристика на младшего школьника с делинквентным поведением.
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от 1 к 3 классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся 1-2 классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся 3 класса, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Так же формируется и моральное поведение.
У большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых встречается делинквентное поведение. К такому поведению относится: воровство, побеги из дома, намеренная лживость, прогулы школьных занятий, участие в поджогах, вандализм, нападения на людей, разрушение чужой собственности, физическое или сексуальное насилие, жестокость по отношению к людям или животным.
Характер младшего школьного возраста отличается некоторыми особенностями. Прежде всего импульсивность — склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.
Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Нарушения поведения – одиночный агрессивный тип. У детей с делинквентным поведением имеет место также доминирование агрессивного в физическом или вербальном плане поведения. Преимущественно оно направленно против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.
Дети с указанным типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганств, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.
Для большинства таких детей свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ «жесткости». Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей.
Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети не только часто испытывают необыкновенную фрустрацию, особенно потребности в зависимости, но и совершенно не подчиняются никакой дисциплине. Вместе с тем, отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночной, а не групповой характер деятельности.
Нарушения поведения – групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся, в основном, в виде групповой активности в компании друзей. Такое поведение всегда проявляется вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением.
Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки детей и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому дети с названными нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них.
Для детей с нарушением поведения характерна полярность психики:
1. Целеустремленность, настойчивость и импульсивность.
2. Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать.
3. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.
4. Потребность в общении сменяется желанием уединиться.
5. Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.
6. Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью.
7. Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.