Урок «Важнейшие географические открытия»


Урок «Важнейшие географические открытия»

Автор: Луковкина Инна Ивановна, учитель географии ОГБОУ Областное государственное общеобразовательное учреждение « Школа №10» г. Рязани
Методическая разработка урока географии в 5 классе
Конспект урока географии "Великие географические открытия" составлен в рамках ФГОС ООО по учебнику И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. В конспекте отражены цели, результаты обучения, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, результаты урока. Учебная программа скорректирована для учащихся с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи).

Цель - познакомить с важнейшими географическими открытиями: материков Америки, Австралии и Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Фернана Магеллана,
Задачи: -  развивать общегеографические и общеучебные умения;
- развивать у школьников умение анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать использовать;
- создать условия для развития индивидуальных личностных качеств обучающихся: речь, внимание, память. 
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Учащиеся должны:
-выявлять и знать географические объекты при изучении темы;
-правильно использовать в речи географические слова
-знать основные правила работы на уроке; -знать результаты путешествия Х.Колумба, Ф.Магеллана, Дж.Кука, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева;
-уметь на карте находить маршруты важнейших географических открытий.
-Учащиеся должны уметь составлять план текста.
-Планировать свою деятельность под руководством учителя. -Работать в соответствии с поставленной задачей и планом.
-Оценивать работу одноклассников.
-Получать различную информацию из различных источников.
Проявлять учебно-познавательный интерес к географической науке.
Основные понятия, изучаемые на уроке: географические открытия, маршруты.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, презентация.
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации урока: групповая
Методы:
1.Частично-поисковый;
2.Объяснительно-иллюстративный;
3. Проблемный.
Организационная структура урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Ход урока:
1. Организа-ционный момент.  
Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке. Готовятся к уроку, слушают, формулиру-ют цели и задачи урока
2. Проверка домашнего задания. Устно:
рассказать о путешествиях финикийцев и Пифея,
рассказать о деятельности Эратосфена и Геродота,
рассказать о путешествиях Марко Поло, Бартоломео  Диаша и Васко да Гама. Отвечают устно на вопросы учителя
3. Введение нового материала.  Рассказ:    
Открытие Америки. В ХV в. многих европейских путешественников манили к себе далёкие страны Азии, прежде всего Индия и Китай, славившиеся несметными богатствами. Но путь в Азию был очень долгим - нужно было плыть вокруг Африки. Отыскать более короткий путь решил итальянец из Генуи Христофор Колумб. Он был уверен в том, что Земля имеет шарообразную форму и поэтому до Азии можно добраться, если плыть из Европы на запад. 3 августа 1492 года в море вышли три небольших корабля, матросами, на которых были, в основном, осужденные преступники. Прошло 33 дня, как экспедиция покинула заселенные острова, а Земли не было видно. Буйная команда начала роптать. Чтобы её успокоить, Колумб начал записывать в судовой журнал пройденные километры, умышленно их уменьшая. Наконец, они открыли о.Гаити, Куба и ряд других. Колумб полагал, что это были острова Южной и Восточной Азии. Будучи уверенным, что достиг Индии, Колумб назвал местных жителей индейцами. Трижды плавал Колумб в Вест-Индию, но до конца жизни считал, что открыл и исследовал берега Азии. Днём открытия Америки считают 12 октября 1492г.
Первое кругосветное путешествие. Португалец Фернан Магеллан решил достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга.20 сентября 1519 г. его флотилия, состоящая из пяти кораблей, покинула испанские берега. Путешествие было очень тяжёлым: голод, холод, цинга. Но Магеллан достиг своей цели 6 марта 1521 г. его слуга-малаец услышал почти забытую речь. Магеллан был счастлив. Он понял, что, обойдя вокруг Земли, он привёл свои корабли в Азию. Его мечта сбылась. Корабли подошли к островам, в честь наследника испанского престола Магеллан назвал их Филиппинскими. Именно на этих островах он погиб во время стычки с местным населением.  Оставшейся в живых команды не хватило для управления парусами трех кораблей, и моряки сжигают один корабль. Судьба оставшихся двух кораблей была разной. В Испанию вернулся лишь один корабль «Виктория» и 18 моряков.  В результате экспедиции была доказана шарообразность Земли и наличие единого Мирового океана.
Работа в парах: 1 варианты осваивают информацию об открытии Австралии, 2 варианты – об открытии Антарктиды. Слушают, анализируют, запоминают.
Работа с текстом учебника, работа в парах.
4. Закрепле-ние. Работа с электронным приложением, презентацией.
Беседа.
Какие части света и материки были известны древнегреческим ученым?
Кто совершил первое кругосветное путешествие?
Найдите на карте атласа объекты, названные в честь знаменитых путешественников, о которых вы услышали на уроке или прочитали в параграфе.
Работа с картой:
Нанесите  маршрут путешественника по вашему выбору. Смотрят, слушают, анализируют, выполняют тестовые задания, отвечают на вопросы.
5.Рефлексия. Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зеленый – всё понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного) Оценивание своей деятельности на уроке.
6. Домашнее задание. §6читать, задание 4 по желанию: подготовить сообщение об одном из великих путешественников. Записывают домашнее задание в дневник §6 читать, з.4
7.Окончание урока. Подведение итогов урока. Результаты урока:
- формирование пространственных представлений у пятиклассников;
- развитие предметного умения работать с картой;
- знакомство с именами путешественников, их заслугами;
- правильное использование в речи географических терминов;
- формирование умений устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Литература
Учебник И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География» Начальный курс М. Дрофа 2015
Интернет-сайт:
http//www.livejournal.com