Формирование нравственных и мировоззренческих установок учащихся, ориентированных на профессии в области медицины фармации
Т.Б. Прохоренкова,
учитель биологии высшей категории
МБОУ СОШ № 64
Формирование нравственных и мировоззренческих установок учащихся, ориентированных на профессии
в области медицины фармации
В течение двадцати пяти лет медицинские классы являются визитной карточкой школы №64 города Нижнего Тагила. Многие из наших выпускников стали высококлассными специалистами, по праву пользуются признанием и уважением среди пациентов. И, по-прежнему, ежегодно учащиеся разных школ города вновь поступают в классы с углубленным изучением биологии и химии, чтобы проверить свой профессиональный выбор. Такая возможность предоставлена, благодаря использованию различных форм и методов обучения, позволяющих на время "погрузиться" в профессиональный мир медицины и фармации. Это проекты и творческие задания, выполняемые учащимися, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, индивидуально или коллективно.
Особый интерес у современных школьников вызывают проекты, осуществление которых требует использования ПК и мультимедийных средств. Перспективным в этом отношении считаем использование учебных модулей ГлобалЛаб в процессе преподавания биологии. Проект разработан международной лабораторией инновационных образовательных технологий в сотрудничестве с Московским институтом новых технологий.
Каждый ГлобалЛаб класс, регистрируясь на сайте, сразу начинает выполнять интегрированный МИМ (мультимедийный исследовательский модуль). Любой модуль начинается с интриги, что обеспечивает интерес детей, побуждает их к поиску. Ежегодно выполняя обязательные МИМы, школьники совершенствуют навыки наблюдений. Каждый МИМ – это не только самостоятельное исследование, но и возможность общения с одноклассниками и ровесниками из других школ. Исследовательские проекты обеспечивают дифференцированный подход, позволяют учить без принуждения. Фотографии и графики, представленные в разработках, способствуют визуализации и дают возможность ребенку стать первооткрывателем, ученым на пороге открытия, самостоятельно найти пути решения проблемы. Знания, добытые самостоятельным трудом, более прочные, так как построены на множестве коррелятивных связей, интеграции предметных областей.
Подготовка и проведение экскурсий в природу, организация фенологических наблюдений обеспечиваются, благодаря таким учебным модулям, как: «Портрет листа», «Портрет соцветия», «Портрет цветка», «Ветви зимой» и многим другим. Проекты ГлобалЛаб универсальны и могут использоваться на всех ступенях обучения. Модули, предложенные методистом ГлобалЛаб Сергеем Николаевичем Ловягиным, позволяют быстро и эффективно, практически играя, организовать эффективное повторение при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Самостоятельная работа при выполнении проекта обеспечивает стойкую мотивацию к изучению биологии, формирует предметную компетенцию, позволяет развивать успешного ученика, будущего высококлассного специалиста.
Углубленное изучение биологии формирует не только интеллектуальный потенциал личности, но и определяет нравственный опыт школьников, что несомненно помогает им как в профессиональном самоопределении, так и в приобретении дальнейшего жизненного опыта. Нравственность определяется стремлением личности добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми идеальными этическими понятиями, т.е. проявлять внимание, понимание, сочувствие в своих отношениях с людьми, обществом и природой. Особую роль в этом играют интегрированные уроки в форме ролевых игр. Подобные уроки неизменно вызывают интерес у школьников, они с большой ответственностью подходят к их подготовке. Тематика разработанных и проведенных ролевых и деловых игр также обширна.
Одна из последних наших разработок, интегрированный урок "Деонтологические и правовые аспекты медицинских ошибок", был проведен в форме круглого стола. Урок разработан совместно с учителем обществознания Д.В.Прохоренковым. Интеграция биологии, литературы и права обеспечило реализацию принципа единства знаний и опыта в развитии личности, формирование правовой и валеологической компетенции школьников.
Тема обсуждения актуальна и интересна для всех категорий учащихся, так как каждый хотя бы раз в жизни становится пациентом и отдается во власть врача, а риск медицинских ошибок достаточно высок. В ходе подготовки к уроку и в процессе его проведения школьники познакомились с тем, как предупредить подобные ситуации и защитить себя и близких от нанесения вреда здоровью. На уроке использованы интерактивные методы обучения, такие как анализ проблемных ситуаций, разыгрывание ролей, театрализация, элементы дискуссии. Учащиеся в ходе подготовки к уроку провели анализ специальной литературы по обозначенной проблеме, выбрали свое «амплуа», составили тезисы выступления, где сформулировали собственную точку зрения. Подборка примеров врачебных ошибок из литературы и реальной жизни, соцопрос, проведенный в семьях школьников, обеспечили условия приобретения предметно-профессионального и социального опыта. Старшеклассники разработали и разыграли модели – пьесы ситуаций врачебных ошибок по мотивам романа Артура Хейли «Окончательный диагноз». Эти приемы обеспечили введение в игру импровизации и диалоговое общение участников. При подготовке к уроку и в процессе его проведения каждый участник проекта в полной мере смог проявить свою индивидуальность, что обеспечило ситуацию успеха и сотрудничество.
Такие игры максимально развивают мышление и характер учащихся, так как требуют умения сосредоточиться, формулировать свои мысли, вызвать интерес у слушателей. Кроме того, такая деятельность носит выраженную социальную направленность, так как воспитывает ответственность за принятие решения. Нашим учащимся очень нравится такая форма работы, так как они могут «примерить» на себя роли различных специалистов в области биологии и медицины, что способствует профессиональной ориентации. Кроме того, развиваются коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, уважать мнение оппонента. Формируется умение высказать свое мнение, понимать и уважать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. Все это развивает потенциальные возможности старшеклассников.
Решение проблемы профориентации школьников и формирование этических установок на будущую профессию возможно, благодаря использованию в урочной и внеурочной деятельности творческих заданий, разработанных коллективом ФДПМ ПГФА. Задания открытой олимпиады настолько интересны школьникам, содержат такие нестандартные задания, что практически в течение четверти они обсуждают, спорят по вопросам, разрабатывают, защищают на уроках и проводят для учеников школы замечательные как виртуальные, так и реальные экскурсии. Такие задания - большое подспорье в работе учителя! В прошлом году дети с энтузиазмом изучали историю здравоохранения города, пытаясь связать воедино историю медицины, фармакологию и валеологию. В этом году были разработаны замечательные виртуальные экскурсии в музей, при этом каждая из них по своему уникальна и разработана с большим интересом. Ребята по - разному смогли соединить мировое художественное наследие и фитотерапию, проявили выдумку, творчество.
Традиционно в школе проходят тематические дни, посвященные борьбе с различными заболеваниями: туберкулезом, СПИДом, онкологией и другими. Также большое внимание уделяем формированию основ здорового образа жизни и умению вести его пропаганду. Учащиеся проводят лектории для учеников школы, выпускают листовки, защищают плакаты. При этом обязательно учитывается соответствие возрасту аудитории, научность, наглядность, эмоциональность, нестандартность подачи материала.
Подобная форма работы позволяет сформировать осознанное отношение к выбору профессии, доброту, неравнодушие к чужой боли. Дифференцированные задания группам позволяют каждому учащемуся проявить свою индивидуальность. Интеграция и дифференциация обучения позволяет сформировать не только интеллектуальный, но и нравственный опыт школьников, что несомненно поможет им как в профессиональном определении, так и в приобретении дальнейшего жизненного опыта.