Презентация литературному чтению А. Куприн.Слон. (3 класс)
Урок 76. А. И. Куприн «Слон» 3 класс 02.02.2015г.
Третий урок из трех, посвященных изучению произведения
А.И.Куприна «Слон» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2015 г. ФГОС
Цели:
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя А.И. Куприна;
Продолжить знакомство с рассказом А. И. Куприна «Слон»;
Учить правильному и осознанному чтению, чтению по ролям, учить ориентироваться в тексте.
Учить понимать поступки и состояние героев;
Совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
Обогащать словарный запас через работу с толковым словарём;
Способствовать формированию читательской компетенции.
Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
Учить эмоциональному восприятию текста.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
Читать по ролям; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
Составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.
Ход урока (3)
Организационный момент.
Стадия вызова
(Слайд 2). “Верите ли Вы”
Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?
Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?
Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?
2.Речевая разминка: (Слайд3)
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
И посветлела от доброго дела.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
- Прочитайте выразительно.
- О каком добром деле идет речь?
- Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время?
3.Работа по теме урока:
а) Проверка домашнего задания.
— Вспомнили о чем мы говорили на прошлом уроке?
— Кто прочитал рассказ - поднимите руки.
— На сегодняшнем уроке мы усовершенствуем наши навыки анализа художественного текста и потренируемся в пересказе.
— Кто может пересказать нам первую половину рассказа от лица девочки?
— А кто может пересказать от лица папы?
— А зачем мы разбираем на уроках художественные произведения? - Для того чтобы стать добрее (Слайд 4)
— Мы продолжаем знакомиться с рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон» (Слайд5)
б)Работа в группах.
Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.
(Дети работают под музыку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена Слайда 6. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.)
Подготовить рассказ – ответ:
1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.
( от лица Нади)
2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?
( от лица мамы)
3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.
( от лица папы)
4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?
( от слона)
5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?
( от лица автора)
(Проверка работы в группах)
Учитель: Давайте выслушаем первую группу.
Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы.
Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей?
Ответ второй группы.
Учитель: Привели девочке слона?
Учитель: Девочка добилась своего – у неё есть слон.
Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
(Слайд 7). (Звуки слона по щелчку.)
Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон.
Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа? (Слайд 8).
Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа.
( Слайд 9) сопровождает ответ группы.
Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз?
Как считает следующая группа?
Выслушиваем ответ 4 группы.
Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас
5 группа.
Почему считаете его важным?
Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы.
Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?
4. Физминутка (Сайт 10.)
- Сейчас мы вспомним слова врача Нади.
«Ну постарайтесь её как – нибудь развлечь… рассмешить…
Ваша дочь больна равнодушием к жизни и больше ничем…
( Физминутка под песню «Розовый слон» Сайт 11,
Дети стараются развеселить Надю.)
V. Работа с произведением
Чтение в лицах
— На прошлых уроках мы все вместе прочитали первые 5 частей рассказа. Прочитаем 6-ю часть по ролям. Старайтесь передать интонациями и голосом чувства героев, их настроение в данный момент .Слайд 12 )
Беседа
- Как вы думаете в произведении А.И.Куприна описываются реальные или вымышленные , фантастические события?
— Давайте порассуждаем над этим
— Кажется ли вам реальным привести слона на второй этаж дома? —Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону? (Я думаю, что слон в комнате – событие менее реальное, чем исцеление благодаря слону).
— Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?
Речь идет о здоровье, и даже о жизни девочки. Она очень больна, почти умирает и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.
— Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.
Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока:
Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”?
Ответы детей.
Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением?
(Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.) Слайд 13
Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”
Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей.
Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)
Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)
(Слайд 14)
— Понравился ли вам рассказ?
— Что вы испытывали при чтении текста?
(Сначала ответы детей ! ! !)
Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.
— Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?
То, что Куприн – знаток человеческой души (Слайд 15)
Мы изучаем литературу для того, чтобы понять душу человеческую, как поступали другие люди в различных ситуациях. И мы можем брать с них пример или не поступать так, как поступали они.
(Слайд 16). Рефлексия.
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. (Слайд 16)
Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.
(Слайд 17). Самооценка участия в групповой работе.
Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.
Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.
Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5
(Сайт 18)
VIII. Домашнее задание по выбору. (Слайд 19)
:
Придумать, как можно вывести слона из дома.
Придумать продолжение рассказа.
Посмотреть мультфильм “Девочка и слон”.
Чем отличается рассказ от мультфильма?
Подготовить пересказ от имени Нади, мамы, папы, слона.
Урок закончен
(Если осталось время)
- Запускаем мультфильм «Девочка и Слон» режисера Л.Амальрика, по сценарию Жанны Витензон, композитор Анатолий Александров, художник Е.Давыдов и многие другие.
Литература.
Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.