Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов

Мы учимся общаться!

Цель: предупреждение и преодоление разногласий в учебном коллективе.
Задачи:
- развивать коммуникативные навыки и социально-психологические свойства личности;
-формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей;
- воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.
1. Приветствие
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь видеть всех вас! Сегодня необыкновенное занятие: у нас в гостях замечательные и удивительные люди – психологи и социальные педагоги школ нашего района. Каждое утро наши гости идут на работу для того, чтобы подарить детям спокойствие, радость, уверенность в своих силах, помочь разрешить конфликты и недоразумения, которые иногда случаются у школьников.
А в вашем классе случаются разногласия? (ответы детей: да). Почему?
Хотите научиться сегодня на занятии быть более дружными? (ответы детей: да).
Давайте поприветствуем друг друга по- особенному. Я предлагаю вам образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из вас пойдёт по кругу и будет здороваться со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Обсуждение:
- вам понравилась игра?
- чье приветствие особенно понравилось?
- какие чувства выражены в приветствии европейцев, японцев, африканцев?

2. Упражнение «Доброе животное»
А теперь, ребята встаньте пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое очень доброе животное. Прислушайтесь, как оно дышитА теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, а на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, также ровно и четко бьётся его большое доброе сердце, стук шаг вперед, стук –шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого доброго животного себе.
Обсуждение:
Сложно ли было придерживаться обозначенных правил?
Понравилось ли вам животное, частью которого вы были?
Что-нибудь удивило вас в этой игре?
Мы становимся дружнее!
4.Упражнение «Пазлы»
Я знаю ещё один секрет настоящей дружбы, но для этого вам необходимо преодолеть небольшое препятствие - собрать пазлы. Я предлагаю вам объединиться на команды и немного поиграть в игр. Каждому из вас я выдам по одному фрагменту - пазлу. Ваша задача: из имеющихся пазлов каждая команда должна собрать одну картинку, как можно быстрее. (во время работы звучит весёлая музыка)
А теперь, вам необходимо объединиться в одну большую команду и из 14 элементов создать одну картинку, как можно быстрее.
Обсуждение:
Как было легче работать в команде из семи человек или из четырнадцати?
2.Что помогало выполнению задания?
3. Что мешало?
4. Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия? (терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться).
Психолог: дорогие ребята, одним из секретов настоящей дружбы взаимопонимания является умение внимательно слушать и слышать друг друга! Вы хотите проверить как у вас это получается?
Упражнение «Рассказчик»
Чтобы начать эту игру, мне необходимо определить игроков - рассказчиков (5 человек), остальные ребята будут судьями.
Рассказчикам нужно будет передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать рассказ и передавать его следующему. Первому рассказ расскажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. (рассказчики выходят за дверь).
Господа судьи: «Сейчас сюда будут заходить по одному рассказчики, первому я сообщу текст, которой он передаст второму, второй третьему и так далее. Наша задача - запоминать, кто и как точно будет передавать текст».
Начинаем?
Я слышала, что Петя завтра собирается праздновать день Рождения, но он не хочет приглашать всех. Костю Петя решил не звать, потому что он дерется. Борю тоже не позовёт на День Рождения, потому что он двоечник и с ним неинтересно. А вот Рому обязательно позовет, потому что Рома умеет дружить и помогает делать домашние задания.
Обсуждение с судьями:
Отличается ли последний рассказ от первого?
Были ли искажена информация?
За счет чего это произошло?
Что «своего» каждый внес в рассказ?
Всегда ли нужно верить всему, что вам говорят?
Психолог:очень важно доверять и оправдывать доверие одноклассников, важно поддерживать друг друга в разных ситуациях. Чтобы это понять, давайте поиграем ещё в одну игру. Она называется «Пчёлы и змеи». Нам необходимо снова объединиться в команды по 7 человек. Те, кто хотят стать пчелами, отходят к окну, а те, кто хотят играть в команде змей, подходят к стене напротив. Каждая команда должна выбрать своего капитана команды. После того как я объясню правила игры наши капитаны выходят за дверь и ждут, пока их позовут. В это время я спрячу два предмета: для капитана пчёл – цветочек, а для короля змей – ящерицу. Капитаны должны отыскать эти предметы с помощью своей команды. Все пчелы будут жужжать: жжжжжжж... Чем ближе их капитан подходит к премету, тем громче должно быть жужжание, чем дальше – тем тише. А змеи помогают своему капитану шипением: шшшшшш... Чем ближе змеиный капитан, чем дальше – тем тише. приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Понятно ли вам задание? Капитаны, вам необходимо не надолго выйти из зала. Дорогие пчелки и змейки, рассаживайтесь по своим местам. Необходимо помнить, что во время этой игры никто не имеет право ничего говорить.
Обсуждение.
Твоя группа хорошо помогала?
Как вы взаимодействовали друг с другом?
Как ты чувствовал себя в роли капитана?
Что для тебя было самым трудным в этой роли?
Что мешало ?
Психолог: дружба- это добрые слова и пожелания (я беру в руки коробочку)
Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на эту коробочку. Сейчас я потрясу её, а вы определите на слух, что в ней находится. (варианты ответов). На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле (Дети берут по одной конфете и желают доброты, здоровья, долголетия, мира, достатка, дружбы, счастья). Каждый из вас сейчас совершил маленькое чудо. От ваших пожеланий мир стал добрее. Спасибо вам! Вы большие молодцы, мне очень понравилось наше занятие, но к сожалению оно подходит к завершению.
-Понравилось ли занятие вам?
- Что понравилось больше – что понравилось меньше?
-Что было самым трудным?
Я очень надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы будете самым дружным классом. Вы будете стараться?
Сегодня у нас есть отличная возможность поблагодарить друг друга. Для этого образуем круг. Я предлагаю поблагодарить друг друга, пожать руку и сказать: «Спасибо, что ты рядом!». (Психолог тоже в кругу, начинает или заканчивает упражнение «Спасибо, что все вы рядом»).
Обсуждение:
Какие чувства вы испытали, играя в эту игру?
Сложно ли было говорить слово «спасибо»?
Часто ли вы произносите добрые слова в классе, дома.

А теперь, давайте прощаться. Ребята, покладите свои ладошки на мою руку.
Давайте вместе произнесём: «До новых встреч!»










15