Конспект опытно-экспериментальной деятельности Язык друг, язык -враг

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №108












Конспект опытно – экспериментальной деятельности
на тему «Язычок»»
в рамках краткосрочного исследовательского проекта
«Язык – друг или враг?»

















Составил воспитатель
Бобришова Анна Григорьевна







Ноябрь 2014



Цель – развитие познавательно – исследовательского интереса к своему организму.

Задачи:
Образовательные:
Расширять представление детей о функциях языка; правильном уходе за языком – как органе.
Учить детей устанавливать причинно- следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развивающие:
Развивать навык экспериментирования.
Умение выдвигать предложения и делать выводы.
Развивать внимание и память.

Атрибуты:
Кукла «Язычок»
Карточки с цифрами от 1 до 3
Для опыта № 1:
кусочки лимона на каждого ребёнка
кусочки сахара на каждого ребёнка
пипетки со сладкой водой на каждого ребёнка
карточка с фиксацией опыта
Для опыта № 2:
коктельная трубочка на каждого ребёнка
Для опыта № 3
клей – карандаш на каждого ребёнка
макет языка на каждого ребёнка
блёстки
4. карточки с изображением правил
Для опыта № 4
металлические полоски
макет языка на каждого ребёнка
карточка с фиксацией опыта

плакат с изображением «Весёлого» язычка и «Злого» язычка
карточки с изображением правил

Участники: Настя. Ч, Андрей. В, Милана. Ф, Лиза.М, Паша. Л, Ксюша.П










Ход опытно – экспериментальной деятельности.

1. Организационный момент:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим»
Дети: это язык.
Воспитатель: правильно, это язык.
(воспитатель вносит «куклу» язычок. Дети здороваются с ним.)

2. Основная часть:

Постановка проблемы.

Воспитатель: ребята, язык нам друг или враг?
(дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Чтобы нам узнать кто из нас прав мы с вами и нашим язычком попробуем это выяснить. Но сначала давайте скажем, для чего нам язык.
Дети: чтобы есть, разговаривать.
(воспитатель выставляет картинки)
Воспитатель: Язык нам нужен чтобы чувствовать вкус и чтобы общаться друг с другом.
(воспитатель с детьми подходят к столу с цифрой 1)
Воспитатель: когда мы с вами едим, что помогает нам почувствовать язык.
Дети: язык помогает нам почувствовать вкус пищи.

Опыт №1.
Воспитатель: Давайте это проверим. Присаживайтесь на стульчики. Возьмите лимон и лизните его. Какой он на вкус?
Дети: лимон кислый.
Воспитатель: а теперь лизните сахар. Он какой на вкус?
Дети: сахар сладкий.
Воспитатель: а теперь закройте глаза и откройте рот.
(Дети закрывают глаза и открывают рот, воспитатель из пипетки капает детям на язык очень сладкую воду и предлагает детям проглотить )
Воспитатель: а теперь вы смогли определить вкус?
(ответы детей)
(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт)
Воспитатель: Что помогает языку определить вкус?
Дети: языку помогает определить вкус, трубочки, которые находятся на кончике языка.
(Воспитатель выставляет картинку с изображением строения языка.)
Воспитатель: правильно, первый ответ мы доказали. Какой?
Дети: Язык нам нужен, чтобы чувствовать вкус.
(Воспитатель выставляет фиксацию опыта.)
Воспитатель: Мы с вами сказали, что язык нам нужен чтобы разговаривать. А мы будем понимать человека, который плохо говорит?
(Ответы детей)

Опыт №2.
Воспитатель: Ребята, «язычок» предлагает нам подойти к столу с цифрой 2 и взять трубочки в рот.
(Дети берут трубочки в рот)
Воспитатель: а теперь давайте проговорим поговорку с трубочками во рту

«Язык поможет найти правильный путь»

(дети проговаривают пословицу с трубочками во рту)
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Плохо произносить, язык плохо двигается.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы хорошо говорить?
Дети: Делать зарядку для языка.
Воспитатель: Правильно, надо делать зарядку для языка. Давайте и мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику для наших языков.
Артикуляционная гимнастика:
1 упражнение: «Язычок выглядывает в окошко»
2 упражнение: «Лошадка»
3 упражнение: «Болтушка»

Воспитатель: Ребята, а что происходит с языком, когда ребёнок берёт грязные руки или игрушки в рот?
( ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим, как микробы попадают на язык.

Опыт № 3.
(Воспитатель с детьми подходят к столу с цифрой 3 и дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Возьмите макеты языка и намажьте его клеем – это как – будто слюна, наклейте блёстки – микробы.
Посмотрите, клей высох, и блёстки приклеились, так и попали микробы на язык и язык заболел.
Что надо делать, чтобы не было болезней языка?
(воспитатель выслушивает ответы детей и выставляет картинки с правилами.)

Опыт № 4.
Воспитатель: Скоро зима и некоторые дети любят на улице прикасаться языком к железу. Что же происходит с языком? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же происходит с языком на морозе.
Проходите к столу и садитесь
Возьмите макет языка, намочите его приложите его к металлу (металлические полоски)
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Теперь мы уберем металлические полоски с язычками за окно – на мороз. (воспитатель убирает макеты за окно и сразу достаёт другие макеты, которые были заранее приготовлены).
Воспитатель: Что случилось с языком?
Дети: язык стал твёрже, он примёрз.
Воспитатель: Можно облизывать на морозе предметы (показывает фиксацию опыта)
(Ответы детей)

3. Заключительная часть.
Воспитатель: Теперь давайте поместим карточки на лист:
Если язык друг – то к весёлому язычку;
Если язык враг – то к злому язычку.
(Дети берут карточки и расставляют.)
Воспитатель: Язычок посмотри на плакат, а мы с ребятами расскажем тебе кто ты друг или враг.
Воспитатель с детьми: Язык нам друг, потому что помогает нам чувствовать вкус пищи и разговаривать.
Но что бы язык на был нам врагом, не надо брать в рот грязные руки и разные предметы. Нельзя облизывать на морозе предметы, особенно железо.
Воспитатель: «Язычок» говорит нам спасибо, что мы ему доказали что он хороший.
Спасибо!






















Проект «Язык – друг или враг?»

Тип проекта по доминирующей деятельности – познавательно – исследовательский.
Тип проекта по предметно – содержательной области – межпредметный
Тип проекта по характеру координации – открытый
Тип проекта по количеству участников – подгрупповой
Тип проекта по продолжительности – краткосрочный.
Срок выполнения проекта – 1 неделя


Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно – научных представлений о человеке и животном мире.

Задачи проекта:
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования.
Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
Учить объяснять наблюдаемое.
Подвести детей к выводу о том, что язык выполняет много разных функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи. У животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением.
Познакомить с правилами ухода за языком.
Воспитывать интерес и стремление познавать.

1 этап проекта: проблематизация

У многих детей нашей группы , дома есть животные, детей заинтересовало почему у кошки язык шершавый и кошка может лакать, а человек нет.
Языки у всех одинаковые или они разные.

2 этап проекта: целеполагание

Цель детей: узнать всё об языке.
Предположения детей: языки у всех одинаковые, а цвет разный.
Решение: узнать, какие бывают языки, для чего они ещё нужны животным.
Задачи: Понаблюдать за домашними животными, вместе с родителями подобрать пословицы и загадки о языке, посмотреть книги и фильмы о животных.

3 этап: планирование деятельности с родителями


Обсуждение проекта с родителями .
Сбор информации, литературы.
Оформление альбома «Такие разные»
Презентация проекта.
4 этап: реализация проекта
1. игровая деятельность:
д/и «Скажи какой»
д/и «У кого есть язык»
д/и «Хорошо – плохо»
д/и «Чей язык?»
д/и«Научим Незнайку ухаживать за языком»
элемент сюжетно – ролевой игры «Язычок заболел»
2. ПИД – рассматривание строения языка,
Рассматривание разных видов языков у животных
коммуникативная деятельность: беседы по пословицам
разучивание загадок.
Беседа «Для чего нужен язык»
Составление и отгадывание загадок
Составление рассказа на тему «Вот какой язык..»
4. продуктивная деятельность: рисование с родителями по пословицам.









15