Конспект урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании


Предмет: русский язык класс: 8 урок: 15 05.10
Тема: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цели:     К концу урока ученики смогут определять 3 способа связи слов в словосочетании словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово, определить способ связи слов в  словосочетании по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Задачи урока:  Учащиеся
1) будут выделять словосочетания в составе предложения
2) будут определять  морфологические свойства главного слова
3) смогут  охарактеризовать способы подчинительной связи слов в словосочетании.
 Развивающие: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.
  Воспитательные:содействовать воспитанию интереса к русскому языку, к истории государства воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;формировать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint 
Ход урока:
I. Организационный этап.
Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
Начнём наш урок с проверки знаний.
 
II. Актуализация знаний. « Мозговой штурм
- Вы должны ответить в группах на поставленные вопросы  «да», если согласны с утверждением, «нет»,если не согласны .
Учитель: Что называется словосочетанием? И т.д.
Слайд 2. Для того чтобы ответить на эт вопрос, вам необходимо записать свои ответы в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании и обсудите в группах. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Индивидуальная работа.
В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:
Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
Соединение двух и более слов.
Состоит из главного и зависимого слова.
Бывают именные, глагольные и наречные.
Состоит только из самостоятельных частей речи
Слова, связанные по смыслу и грамматически
Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.
Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте одноклассникам, сидящим рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
Работа с текстом:
- чтение текста, определить стиль и тип речи. Доказать.
- Активити « Диалог на стикерах»
- прочитайте текст и составьте по одному вопросу по тексту
- Составление вопросов по тексту.
 
Ученики. Парная работа.
Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
Ученики.
По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Слайд 4.
Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Слайд 5.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Ученики.
Высказывают своё мнение:
Абильмансур присоединяется – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
Отваги и сообразительности – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
От недругов – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Слайд 6.
Грамматическая основа предложенияОднородные члены предложенияСлужебная + самостоятельная часть речиФразеологический оборот
– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.
 
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Слайд 7.
Нападали с жадностью, стремительно взлетает ,ставит задач, удивительное сравнение, казахских жигитов ,вскоре убедились ,жертвовать собой, для достижения цели, собирать отряды, боевым оружием, постоянно беспокоили, почувствовали особенно .
Ученики. Групповая работа (по 4 человека).
Учитель:
– Сколько блоков вы получили?
– По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Ученики. Слайд 8.
Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:
Глагольные:
Нападали с жадностью, стремительно взлетает, ставит задачу, жертвовать собой, постоянно беспокоили, почувствовали особенно, вскоре убедились.
Именные:удивительное сравнение, казахских жигитов, боевым оружием, для достижения цели.
Учитель:
– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?
– Какой вариант нам менее знаком?
Ученики:
Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
 Примыкание: постоянно беспокоили, почувствовали особенно, вскоре убедились, стремительно взлетает.
 Согласование:  удивительное сравнение, казахских жигитов, боевым оружием.
Управление: нападали с жадностью, ставит задачу, жертвовать собой, для достижения цели, собирать отряды.
V. Первичное закрепление.
Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.
Слайды 14-19. Задание 1.
Определите тип связи в словосочетании  к  отряду хана  в предложении:
Оставшись один из семьи,Абильмансур присоединяется к отряду хана Абильмамбета.
УПРАВЛЕНИЕ
Задание 2.
Определите тип связи в словосочетании  РУССКИЙ ЦАРЬ  из предложения:
Не скрывал своих аппетитов русский царь.
СОГЛАСОВАНИЕ
Задание 3.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  БЕСПОКОИЛИ ПОСТОЯННО из предложения:
Беспокоили постоянно джунгары.
ПРИМЫКАНИЕ
Задание 4.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Но самым грозным оружием отрядов Абылая были…..
ГРОЗНЫМ ОРУЖИЕМ
Задание 5.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Джунгары постоянно совершали набеги на богатые казахские аулы.
Постоянно совершали
Ученики.
Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.
VI Составление постеров Каждая группа выбирает карточку и составляет постерVII. Защита постеровVIII  Домашнее задание – упр. ___
 IX. Подведение итогов урока, выставление оценок.