Обобщение педагогического опыта «Работа над музыкальной и художественной выразительностью в процессе обучения игре на музыкальном инструменте»
СОЛТҮСТІК ҚАЗАҚСТАН ОБЛЫСЫ
ПЕТРОПАВЛ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІ
«ПЕТРОПАВЛ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БӨЛІМІ» МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСЕНІҢ
«№8 ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН ЭСТЕТИКАЛЫҚ ТӘРБИЕ ОРТА МЕКТЕП-КЕШЕНІ»
КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-КОМПЛЕКС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ №8»
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСКА»
АКИМАТА ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСКА
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Обобщение педагогического опыта
«Работа над музыкальной и художественной выразительностью в процессе обучения игре на музыкальном инструменте»
Насибулина Гульнара Хамитовна
Преподаватель по классу аккордеона высшей категории
Петропавл қаласы, 2016 ж.
Работа над музыкальной и художественной выразительностью в процессе обучения игре на музыкальном инструменте»
Насибулина Г. Х. Преподаватель по классу аккордеона высшей категории
Выразительное исполнение – это определенное сочетание тонких изменений акустических параметров – частоты, амплитуды, спектра во времени. Но на вопрос, почему они именно такие, нет ответа ни в музыкознании, ни в акустике, ни в психологии. В человеко-машинной системе (исполнитель – инструмент) исполнитель, субъект берет на себя «организующую, управляющую» функцию – от осмысливания идеи композитора, эмоционального проживания и развертывания музыкальной партитуры программы до выполнения механических манипуляций над инструментом, порождающих саму музыку[1].
Исполнитель как субъективное звено в схеме эмоциональной коммуникации привносит в музыку очень многое. В процессе интерпретации объем «информации», закодированной в партитуре, разворачивается в несоизмеримо больший содержательный объем реального звучания. Именно исполнительским фактором обусловлены и многозначность, «размытость» музыкальных знаков, многоплановость музыкального языка. Исполнитель, образно говоря, «неимоверно усложняет» грамматику нотного текста, «привнося в нее в процессе живого интонирования грамматику выразительности» (А. Ментюков).
Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха. Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом [2].
Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое из них заключается в обычном разведении меха. Целесообразно, если ученик будет выполнять это упражнение, пользоваться кнопкой воздушного клапана, т.к. это позволит целиком, не отвлекаясь на постановку рук, сосредоточить внимание на правильности движения меха.
Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука.
Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость. Не стоит поначалу слишком нагружать ученика большим количеством повторений упражнения, т.к. с непривычки это вызывает боли мышц плеча[3].
Закладывая на первых занятиях основы владения мехом, преподаватель должен предостеречь учащегося от возможных ошибок. Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты[4].
Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Познать внутренний мир ребенка, уметь направлять в нужное русло положительные, сильные черты характера, а также стараться преодолеть отрицательные – вот главная задача педагога[5].
Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание - это 9-10 минут[6]. Составляющие компоненты урока должны быть разнообразными. Преподаватель должен уметь логично выстроить урок, переключая внимание ребенка с одного компонента на другой, увеличивая тем самым содержательность урока, и сохраняя при этом восприятие учащегося, что также само по себе является важным. Занимаясь с учащимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания[7].
Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода. Очень важно найти взаимопонимание между друг другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив музыкальную школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) человек не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.
Цель исследования (методической работы): определить и теоретически обосновать эффективность педагогических условий работы над музыкальной и художественной выразительностью в процессе обучения игре на музыкальном инструменте.
Актуальность данного исследования:формирование музыкальной и художественной выразительности неразрывно связано с развивающейся музыкальной культурой, а также духовно-нравственным воспитанием школьников.
Тема исследования: музыкальная и художественная выразительность в процессе обучения игре на музыкальном инструменте в классе аккордеона школы-комплекса эстетического воспитания № 8 г. Петропавловска
Объект исследования: процесс работы над музыкальной и художественной выразительностью в класссе аккордеона школы-комплекса эстетического воспитания № 8 г. Петропавловска
Предмет исследования: формирование музыкальной и художественной выразительности в процессе обучения игре на аккордеоне
Гипотеза исследования: если в процессе обучения игре на аккордеоне уделять особое внимание работе над музыкальной и художественной выразительностью , то процесс обучения игре на музыкальном инструменте будет более эффективным.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и музыкальную литературу по проблеме достижения музыкальной и художественной выразительности при работе над произведением.
2. Проанализировать методы и приёмы, используемые при работе над музыкальной и художественной выразительностью в процессе работы над произведением.
3. Выявить и обосновать эффективность применяемых на практике приёмов и методов, используемых при работе над музыкальной и художественной выразительностью в процессе работы над произведением в классе аккордеона школы-комплекса эстетического воспитания № 8 г. Петропавловска
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение музыкальной литературы о художественной выразительности;
- эмпирическое исследование
Т.о., определены основные элементы художественного исполнения следующие:
а) Точное выполнения указания на громкость звука, на его усиления и ослабления (тихо-громко; усиливая-ослабляя), т.е. динамических оттенков;
б) точное соблюдение скорости движения, указаний ускорения и замедления темпов, т.е. агогических оттенков;
в) выразительное исполнение музыкальных произведений, членение его на небольшие, осмысленные части (фразы), т.е. фразировка. Фразировка содействует ясной передачи содержания музыки.
Одним из частых недостатков исполнения учащихся является отсутствие настоящего "пианиссимо" (очень тихо- рр), с одной стороны, и отсутствие настоящего "фортиссимо" (очень громко-ff)- с другой. Обычно в исполнении случается незначительное отклонение от средней по силе звучности. Поэтому учащийся должен старательно работать над выработкой "пианиссимо", не боясь ни прекращения звука передачи, ни потери легато. Все эти навыки должны вырабатываться как на отдельных звуках, аккордах, гаммах, так и в пьесах, согласно имеющимся в нотах указаниям.
Особенно внимательно следует работать над фразировкой, которая на аккордеоне связана с техникой владения мехом, т.к. каждая фраза должна быть целиком уложена в одно определенное движение меха -сжим или разжим.
Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сперва проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов, прибавлять партию аккомпанемента.
На практике работы над художественной отделкой произведение находится в тесной связи с технической работой. Техническое совершенство является неотъемлемой частью художественного исполнения, его необходимым условием. Художественное исполнение невозможно без понимания данного произведения; это понимание иногда появляется не сразу, в процессе работы над произведением, и зависит главным образом от музыкального роста учащегося и от музыкальной культуры. Желающие приобрести хорошие навыки в области художественного исполнения следует запомнить, что внимательное и систематическое слушание музыки (в оперном театре, на концертах, по радио) является одним из самых лучших способов развить в себе тонкое понимание музыки и художественный вкус.
Пренебрежительные отношение учащихся к самой технике дела, упражнений и всему тому, что создает техническое совершенство, приводит к неполноценным результатам работы учащегося.
Прежде всего, необходимо играть гаммы. Именно гаммы являются удобной, легкой и спокойной формой, которая облегчает в начальном периоде знаний работу, связанную с правильной посадкой, постановкой рук, владением меха, удобной аппликатурой и т.п.
Исполнение гамм в первом периоде занятий не следует рассматривать как техническое средство для развития одной лишь беглости или мелкой техники.
Проигрывание гамм имеет значение:
а) для развития певучего, красивого звука;
б) для выработки легато и стаккато;
в) для освоения тональностей.
Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах. С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями, в самом медленном темпе; сохраняя единицу счета и темп, играть ту же гамму ровными восьмыми, триолями из восьмых шестнадцатыми; по мере выработки всех этих навыков, сохраняя тоже соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп) Для успешного овладения игры на аккордеоне и разучивание музыкальных произведений существенное значение имеет также количество времени уделяемое учащимися занятиям. здесь нужно учесть следующее.
Многочасовая беспрерывная игра на аккордеоне вредит здоровью, снижает качество работы и притупляет процесс освоения и разучивания музыкального материала. Лучше заниматься понемногу, с перерывами, ограничивая каждое занятие выполнением определенного задания продуктивнее работать утром или днем, чем вечером. Учащимся следует уделять игре на аккордеоне в общей сложности не менее 3-4 часов ежедневно.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов работы в музыкально-образовательном учебном процессе в классе аккордеона.
База исследования: учащиеся среднего и старшего звена класса аккордеона общеобразовательной школы-комплекса эстетического воспитания №8
Заключение
Таким образом, на основе анализа и обобщения научно-педагогической и музыкальной литературы по теме формирования музыкальной и художественной выразительности при обучении игре на аккордеоне сделаны следующие выводы: указания учащимися должны выполнятся чётко, должна быть чётко обозначена цель педагога в процессе обучения музыкальному исполнительству.
Особое место стоит уделить ансамблевому музицированию, как виду исполнительской деятельности. Задействованные формы исполнительной деятельности, отчётные концерты, мастер-классы, концерты и конкурсы способствуют повышению интереса к практической деятельности, художественному творчеству. На протяжении нескольких лет работы над темой удалось отследить результаты каждого участника. Проведённая работа показала, что используемые виды и формы практического достижения музыкальной и художественной выразительности являются эффективным средством в формировании музыкально-исполнительских навыков учащихся в классе аккордеона
Список использованных источников
1. Лондонов П.П. Школа игры на аккордеоне. – М.: ООО "Издательство Кифара", 2007. – 160 с.
2. Мирек А.М. Из истории аккордеона и баяна. – М.: Музыка, 1967. — 195 с.
3. Якимец Н. Система начального обучения игре на баяне. – М.: Музыка, 1990. — 64 с.
4. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 1. – М.: Музыка, 2005. — 80 с.
5. Басурманов А.П. Баянное и аккордеонное искусство – Справочник. М., 2001.
6. Ескин М.И. Очерки по методике обучения игре на баяне. – Учебно-методическое пособие для ДМШ, муз. училищ и вузов. Краснодар, 1995.
7. Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. – М., 1979.
8. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. – Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом В. Катанского, 2008. - 208 с.
9. Егоров Б.М., Левдокимов Г.Е. Хрестоматия по аккомпаниаторской практике. – Баян, аккордеон: Учебное пособие. М., 1991.
10. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. – М., 1997.