«Формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации системно- деятельностного подхода на уроках .»
МБОУ «средняя школа №35 г. Курска»
учитель биологии и географии
Бунина Наталья Вячеславовна
«Формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации системно- деятельностного подхода на уроках биологии.»
«Школа не должна научить на всю жизнь,Школа должна научить учиться всю жизнь»Восточная мудрость.
Переход к новым образовательным стандартам подразумевает вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Моей задачей является не только теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой.
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
На мой взгляд, достижению этих целей и решению задач способствует компетентностный подход к преподаванию предмета.
Компетенция в образовании – это готовность ученика использовать полученные знания, умения и навыки в жизни или способность осуществлять какие – либо практические действия.
Целью моей методической работы является формирование у учащихся ключевых компетенций:ценностно – смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования.
Я на своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы они получали свои знания не в готовом виде, а создавали их большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.
Ценностно — смысловая компетенция
Формирую путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках использую живые объекты, рассматриваю явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
Например, при изучении темы «Живой организм и его свойства» в 5 классе.
Учащиеся работают в группах с помощью рисунков учебника выясняют, что такое обмен веществ и как он проявляется у различных организмов. Объясняют, что поглощают и выделяют разные организмы.
Приходят к выводу, что обмен веществ растений отличается от обмена веществ животных.
В рамках этой компетенции формирую способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем — “а я смогу так?”, “как это сделать?”);
уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать химические и биологические явления в природе;
прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.
Межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность.
Вот лишь некоторые из тем:
6 класс: «Всасывание воды корнем» (корневое давление), испарение воды листьями(транспирация), газообмен по законам диффузии, – связь с физикой. «Экосистемы и их характеристика» - связь с географией. 9 класс.
9,10 класс: «Химическая организация клетки», «Нуклеиновые кислоты» - связь с химией.
Общекультурная компетенция.
На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем -овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира.
Например, при изучении темы «Биология и её роль в жизни человека» в 5 классе. Решаем проблему- Какова роль биологии в жизни современного человека?
Класс делится на группы, каждая выполняет своё задание.
1. Группа №1.
– С помощью рисунка 5.1 и текста на с. 36–37 ответьте на вопросы и докажите, что без живых организмов окружающая среда была бы неподходящей для жизни.– Чем отличается воздух, который попадает в квартиру и выходит из квартиры? Как его меняют люди в процессе дыхания? Какого газа в нём больше, а какого меньше?
– Живые организмы какой «профессии» могут восстановить воздух до прежнего состояния?
– Благодаря каким обитателям экосистем происходит очищение воды? Какова их «профессия»?
Вывод: благодаря живым организмам разных «профессий» происходит круговорот веществ, в результате чего снова и снова восстанавливаются условия окружающей среды, необходимые человеку. 1 3
2. Группа №2.
– С помощью рисунка 5.1 объясните, как живые организмы обеспечивают нас пищей. 1 2
– Представителей каких царств живой природы мы используем на кухне?
– Рассмотрите рисунки 5.2 и 5.3. Ответь на вопросы:
Какие вещества должна включать пища человека?
Умеет ли человек создавать пищу из веществ неживой природы?
Достаточно ли употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы, содержащие необходимое количество энергии? Почему?
Вывод: живые организмы обеспечивают людей пищей. 1
3. Группа №3.
– Докажите, что для сохранения своей жизни и здоровья нам необходимо изучать живые организмы.
– Сформулируйте правила здорового образа жизни с помощью рисунка 5.4.
– Какие знания о строении и жизнедеятельности человеческого тела позволили вам это сделать?
Вывод: биология учит нас, как сохранить своё здоровье.
4. Группа №4.
– Объясни по рисункам 5.5 и 5.6, почему живая природа необходима для жизни человека. Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу?
Вывод: общение с живой природой улучшает самочувствие, настроение и способствует полноценному отдыху.
Подведение результата изучения темы. Выражение решения в виде схемы.
Создаёт необходимую накормить людей
для человека окружающую среду
биология
сохранить здоровье достичь гармонии с живой
природой
Учебно-познавательная
Познавательная
На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира,
как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д.
Некоторые из учащихся самостоятельно или с моей помощью могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагаю на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;
Например, в ходе изучения темы «Фотосинтез».
В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе.
Использование модели многоэкранной схемы для постановки и ответов на вопросы о приспособлениях к фотосинтезу (ставили вопросы и самостоятельно отвечали на них учащиеся 6-го класса).
Таблица . Приспособления растения к улавливанию солнечного света.
Системный лифт Вопрос Ответ ученика
КРОНА Почему на дереве много маленьких листьев, а не один большой? 1). Возможность "тонкой подстройки": маленькие листья точнее разворачиваются к солнцу. 2). "Дробленая" крона устойчивее к внешним воздействиям.
ЛИСТ Почему он плоской формы и часто прикреплен с помощью черешка? 1).Вся поверхность воспринимает свет. 2). Черешок позволяет разворачиваться к свету.
ТКАНИ ЛИСТА 1). Почему кожица листа прозрачная? 2). Почему одни клетки мякоти листа располагаются рыхло, а другие - плотными рядами? 1). Кожица не должна задерживать свет. 2).Клетки должны максимально улавливать свет, но должно оставаться пространство для газов, необходимых фотосинтезу.
КЛЕТКА ЛИСТА 1). Почему она тонкостенная и зеленая? 1) Чтобы пропускать свет. 2). Потому что в ней хлоропласты.
ХЛОРОПЛАСТ 1). Почему сечение хлоропласта - овал? 2). Почему они циркулируют? 1).Когда света недостаточно, хлоропласт поворачивается широкой стороной, когда мало - узкой стороной. 2). Циркуляция позволяет скапливаться в зоне оптимальной освещенности.
МОЛЕКУЛА ХЛОРОФИЛЛА Почему молекула имеет такую форму: пластинка с хвостиком? Хвостиком она укрепляется в мембране, а пластинка ориентируется к свету.
В качестве дополнительного творческого задания детям было предложено изобрести новую крону.
На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности я использую загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», « Сравнение понятий», объединение слов в логические цепочки.
Исключите лишнее понятие»
(объединение по определённому признаку)
1.Трахеи, жабры, устьица, лёгкие
2.Артерии, лёгкие, вены, капилляры
3.Артерии, вены, гемоглобин, капилляры
4. Рибосомы, митохондрия, хлоропласт
5.Растения, животные, бактерии, грибы
6.Аминокислота, нуклеотид, глюкоза, белок.
«Сравнение понятий».
(выявление общих существенных понятий).
Пары слов для сравнения Общие признаки
1. Генетика- селекция наука
2. Аллельные - неаллельные гены
3.Доминантные- рецессивные признаки
4.Гомозиготные - гетерозиготные организмы
5.Единообразия - расщепления правило (закон)
6. Полное - неполное доминирование
7. Сцепленное - независимое наследование
Объединение слов в логические цепочки:
Вещество- строение - свойства – функции.
Крахмал, сладкий,белый, дисахарид, прозрачный, запас веществ, безвкусный, растворимый, сахароза, полисахарид,источник энергии, нерастворимый.
Между 1 и 2 понятием существует связь, найдите аналогичную связь между 3 и одним из предложенных понятий.
А) тонкий кишечник : всасывание = почки : ?Дыхание, выделение, размножение
Б) мышцы : движение = скелет : ?Координация, опора, движение
Коммуникативная.
Подразумевает использование различных коллективных приёмов на занятиях:
работа в группе, парах,
дискуссия,
дидактические игры и другие.
Формирую навык работы в паре, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую;
формирую умения правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
На уроках оцениваю умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов, оцениваю умение формулировать собственное мнение и позицию.
Компетенция личностного самосовершенствования
На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.
Готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики, и
самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения биологии, наиболее выражена эта характеристика у учеников старших классов. Этот компонент формируется с помощью использования различных методов диагностики, обсуждения возникающих проблем в изучении материала, фиксированию успехов ученика.
В процессе изучения биологии происходит самопознание, осознание себя как части Вселенной, мироздания; происходит осознание предназначения человечества на Земле.
Учащиеся начинают ощущать себя как часть природы, учатся любить себя изаботиться о себе.
Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:
использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;
работать со справочниками;
использовать Интернет-ресурсы;
подготавливать презентации.
3. Заключение.
Таким образом, формирование компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. На каждом этапе стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций.