Игровое занятие поле чудес у медведя во бору грибы ягоды беру
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа»
Преподаватель – организатор ОБЖ Епишева Ф. Ф.
Летом и осенью в лесу много ягод и грибов. Но надо уметь распознавать съедобные и ядовитые ягоды и грибы.
Поле Чудес «У медведя во бору грибы, ягоды беру» рекомендуется проводить в 6 классе по теме «Способы питания в автономных условиях» для закрепления полученных знаний. Игра расширяет кругозор учащихся.
Перед игрой проводится викторина для определения участников игры.
Поле чудес «У медведя во бору грибы, ягоды беру»
(авторская разработка)
Цели и задачи:
Углубление полученных знаний о съедобных ягодах и грибах.
2. Формирование познавательного процесса и повышение интереса учащихся к предмету ОБЖ.
Развитие коммуникативных качеств учащихся.
Оснащение игры: барабан, рисунки и открытки грибов и ягод, призы для участников игры.
Ведущий: Сегодня мы, ребята, посвящаем «Поле чудес» грибам и ягодам.
Все вы знаете очень популярную детскую игру «У медведя во бору грибы, ягоды беру». Поэтому мы и решили так назвать наше необычное «Поле чудес».
Летом и осенью в лесу много богатых витаминами ягод. И если ты разбираешься в грибах, то и летом и осенью в лесу – настоящее грибное царство.
Одни считают, что грибы и ягоды вносят разнообразие и украшают обеденный стол. И они правы. Другие видят в них лекарство от болезней. И с этим не поспоришь. Третьи радуются, что при поиске лесных даров вынуждены много ходить, наклоняться, вдыхать полной грудью чистый лесной воздух. И эти люди правы. Медицина в полный голос говорит уже о природе, как о силе, исцеляющей нас. Это давно уже подметили японцы. Они в периоды усталости созерцают красоту природы.
Давайте и мы в этот зимний день на мгновенье ощутим дыхание леса и знойного лета.
Начинаем нашу игру. Представляем первую тройку игроков. Называем их увлечения.
1) Задание для первой тройки.
Этот гриб боготворят французы и считают блюда из него деликатесными, гастрономическими шедеврами. Из этих грибов и еще других – трюфелей, делают грибные соусы. Французы говорят в шутку, что с этим грибным соусом можно съесть даже подметку.
Действительно, этот гриб достоин уважения за тонкий вкус, за неприхотливость к жизненным условиям.
Из всех существующих грибов в полной мере людям удалось приручить и «одомашнить» только этот гриб.
У этого гриба атласная белая шейка, низ шляпки – розовый, неповторимый запах. Он неравнодушен к удобрениям, особенно к навозу.
Отваривают в кипятке и жарят на сливочном масле – непревзойденное грибное жаркое.
(Шампиньоны).
2) Задание для второй тройки.
Это дерево обычное, всем хорошо знакомое. Ученые называют это дерево в наших лесах обыкновенным.
На самом деле это не такое уж обыкновенное дерево. Хотя бы потому, что никто, ни одно дерево не дает урожай, ежегодно в течение 100-150 лет. Конечно, ягоды у него не такие вкусные, как, например, у вишни. Зато очень полезные.
Недаром же эти ягоды очень любят птицы. Мармелад и пастилу любят все ребята. Но не все знают, что особенно вкусными они получаются благодаря этим красивым ягодам.
Из ягод изготовляют лекарства. А еще любят это деревце за то, что уж очень это дерево красивое. И весной в белых душистых цветах и поздней осенью, когда среди голого леса пламенеют яркие гроздья и летом, когда ветер перебирает тонко, вырезанные, изящные листья.
Поэтому в народе сложено немало песен об этом дереве. Раньше в деревнях, ягоды растения вместе с березовыми вениками вешали на чердаках.
Потом приносили с мороза – отогревали и ели.
Теперь варят варенье. И оно пахнет ананасом.
(Рябина).
3) Задание для третьей тройки.
Растет этот кустарник по берегам рек, в оврагах, лесах. Ягоды красноватые, удлиненные. По содержанию витамина «С» эти плоды не имеют себе равных среди растений. Благодаря этому растению повышаются защитные силы организма, и раны лучше заживают.
Ягоды лучше заготавливать в сентябре.
В народе есть примета: «если зацвел этот кустарник – значит пришло настоящее лето».
Подсказка: это невысокий кустарник имеет твердые и острые шипы – колючки. Цветет крупными розовыми цветами.
Правда, ягодой – этот плод можно назвать условно – на самом деле ягод тут много – маленьких твердых «косточек», которые находятся в мягкой массе яркого плода. Именно в этих косточках и находится витамин «С».
(Шиповник).
4) Игра со зрителями.
Собирать эти грибы одно удовольствие. Они растут семейками, появляются во время цветения сосны. Любят свет. Их много в сухих сосновых лесах.
Верхняя часть шляпки то, как бы перекрашена, то не докрашена в коричневый цвет, низ шляпки желтого цвета.
Верх шляпки в клейко-слизистой оболочке, всегда облеплен хвоей.
В сырую погоду начинает блестеть маслянистая, липкая слизь шляпки.
Подсказка: народные названия еще: маслюки, желтяки, чалыши.
(Маслята).
5) Игра с победителями.
Родственница опенка, висит, прирастая к сухим стволам, пням дуба, ивы, тополя, осины. Ухообразная, напоминает раковину устрицы, поэтому называют устричным грибом.
Иногда ствол дерева напоминает ствол корабля, облепленного раковинами.
Этот гриб имеет отличный вкус, употребляется в вареном, жареном, маринованном виде.
Шляпки гриба бывают коричневого и сероватого цвета с сиреневым оттенком.
(Вешенка).
6) Суперигра.
Самый первый гриб. Их называют грибы-подснежники, чисто весенние грибы. Народные названия – бабура, телячьи потроха. Похожи на маленьких ягнят каракулевых овец. Он и на гриб-то не похож. Гриб-уродец.
Верх гриба весь в складках, шишковатый с извилинами, будто его нарочно мяли, и словно вот-вот чихнет.
Может, он и правда простудился – ведь ночи холодные, а он появляется ранней весной, когда только-только стает снег. Но это хороший съедобный гриб. А главное, появляется он тогда, когда других грибов нет.
Шляпка от коричневого до желтого цвета, по форме похожа на яйцо. Растет в сосновых лесах и на песчаной почве.
Интересна связь с березой. Растет с березовым листом, как только березовый лист наберет полную силу и затрепещет на июньском ветру, эти грибы исчезают.
(Называются три буквы, дается 1 минута и ответ).
(Сморчок).
Итоги игры и награждение победителей.
Список использованной литературы:
1. Серия научно-методических журналов «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - М., 2000-2006 .
2. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. ОБЖ: учебники для 5-9 классов. – М.: Астрель АСТ, 2003 г.
3. В.Ф. Матвеев, А.Л. Гростман. Профилактика вредных привычек. – М.: Просвещение, 1990 г.
4. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с., ил.