Статья на тему РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Одинцова Е.А.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска Саратовской области»
Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа XXI века» разработан коллективом авторов Центра начального образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, автора интегрированного курса «Окружающий мир» Натальи Федоровны Виноградовой.
Пять авторов УМК «Начальная школа 21 века» являются разработчиками нового ФГОС НОО.
УМК "Начальная школа XXI века" стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта.
Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий
Цели УМК "Начальная школа 21 века"
Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности.
Формирование готовности к самообразованию.
Авторы УМК реализовали следующие идеи:
Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
В общих положениях Стандарта сказано:
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
На обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Таким образом, содержание УМК «Начальная школа 21 века» соответствует требованиям ФГОС.
Особенность УМК "Начальная школа ХХ1 века" состоит в том, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Это положение целесообразно представить в таблице (1) , в которой сравниваются позиции учителя и ученика.
Таблица 1
Учебная деятельность: позиции учителя и ученика.
Компоненты учебной деятельности (позиция учителя) Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)
Мотив деятельности "Зачем я это изучаю?"
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися "Каковы мои успехи и что у меня не получается?"
Обсуждение способа действий при решении учебной задачи "Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"
Осуществление контроля "Правильно ли я решаю эту задачу?"
Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) "Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"
Оценка процесса и результата "Какая учебная задача стоит передо мной?"
Обучение по данному УМК даёт возможность школьнику осваивать принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию.
УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).
По данному УМК я работаю шестой год и могу уже сделать свои выводы:
1. УМК «Начальная школа ХХI века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.
2. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.
3. Учебник по русскому языку Иванова в достаточной мере обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий. В учебнике содержится материал для групповой, самостоятельной, коллективной работы.
4. Система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности.
5. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.
6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.
7. УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума.
8.. Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя» (литературное чтение).
9. УМК создает условия для мотивации ученика к учению. УМК побуждает ребенка идти вперед, помогая и направляя его.
10. Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта – союзники и сотрудники и учителя, и ученика.
Таким образом, реализация ФГОС второго поколения возможна на основе Образовательной системы «Начальная школа ХХI века».
По мнению родителей, данная программа детям интересна, учебники насыщены заданиями, которые рассчитаны на любой уровень подготовленности учащихся, позволяют ребенку работать в индивидуальном темпе. К каждому предмету разработаны красочные рабочие тетради с творческими заданиями.
Например, русский язык:
Учебник 2 части
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 части.
Рабочая тетрадь «Учимся писать без ошибок»
Тетрадь для контрольных работ.
Во всех учебниках и рабочих тетрадях используется одна система условных обозначений, что позволяет школьникам быстро их запомнить и правильно выполнять задания без дополнительных комментариев педагога.
Например, «трудное задание» - нарисована гиря; ладонь с выставленным указательным пальцем – «подсказка» и т. д.
Кроме обязательных учебных пособий также имеется и справочная литература «Хрестоматия по литературному чтению», «Книгочей» (словарь-справочник).
Для педагогов разработаны сборник программ к УМК, методические пособия по всем предметам, для осуществления контроля знаний обучающихся имеются сборники «Оценка знаний».
По окончании 4 года работы по программе «Начальная школа XXI века» я провела опрос родителей с целью выявления уровня удовлетворённости программой, учебниками, организацией учебного процесса, заинтересованности обучающихся учением.
Результаты опроса родителей таковы: 84% высказали полную удовлетворенность программой, 12% испытывали трудности, 4% затруднились в выборе ответа.
По итогам внешнего предметного мониторинга учебных достижений обучающихся 4 класса начальной школы на базовом уровне в 2013 – 2014 учебном году показали следующие результаты (Таблица 2):
Таблица 2
Анализ уровня обучения и качества знаний учащихся
Предмет Русский язык Математика Окружающий мир Лит. чтение Итого
«5» 2(33,3%) 1(16,7%) 0 2(33,3%) 5
«4» 1(16,7%) 3(50%) 3(50%) 3(50%) 10
«3» 3(50%) 2(33,3%) 3(50%) 1(16,7%) 9
«2» 0 0 0 0 0
% обучения 100% 100% 100% 100% 100%
% качества 50% 66,7% 50% 88,3% 62,5%
Сред. балл 3,8 3,8 3,5 4,2 3,8
Таким образом, можно утверждать, что программа «Начальная школа XXI века» позволяет всесторонне развивать каждого обучающегося, формировать способность к самообразованию.
Список литературы:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3.Дзятковская Е.Н. Развивающее экологическое образование.-М:Образование и экология, 2010г.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе /articles/527236/
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. –М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения). –ISBN 978-5-09-019046-6.
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, МОиН РФ, 2009 г.
7. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа ХХI века»: ведущие идеи и основные задачи //Информационный бюллетень «Начальная школа».- 2007. - Выпуск 1. – С. 6-7. URL: http://www.vgf.ru/pedagogu/ Metod.aspx8. Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой- 3-е издание – М. «Вентана – Граф», 2011.
9. Сборник программ внеурочной деятельности. под редакцией Н. Ф. Виноградовой– М. «Вентана – Граф», 2011.