Проект на тему Использование метода наглядного моделирование в развитии связной речи у детей с ОНР
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Авторы проекта:
Феоктистова О.Н. учитель- логопед I кв. категории
МАДОУ «Детский сад № 49 комбинированного вида»
Вахитовского района города Казани;
Аганина Е.В. воспитатель I кв. категории
МАДОУ «Детский сад № 136 комбинированного вида»
Вахитовского района города Казани;
Гатауллина Е.Р. воспитатель I кв. категории
МБДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида»
Вахитовского района города Казани.
Научный руководитель__________________________
_______________________________________________
Куратор: Морозова А.Н._________________________
Проект допущен к защите: « 15 »декабря 2016 г.
Казань, 2016
Оглавление
Введение стр.3-4
1.Анализ ситуации ..стр.5-11
2.Актуальность проекта...стр.12- 15
3.Цель и задачи проекта...стр.16- 17
3.1 Цель проекта
3.2 Задачи проекта
3.3 Целевая группа проекта
3.4 Объект исследования
3.5 Предмет исследования
4. Проектное решение.стр.18- 19
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта.стр. 20- 22
5.1 Сроки реализации проекта
5.2 Этапы реализации проекта
5.3 Программа проектных мероприятий
6. Ожидаемые результаты реализации проектастр.23- 24 6.1 Прогнозируемые социальные эффекты
7. Риски реализации проекта и пути их преодолениястр.25
8. Основные критерии и показатели эффективности реализации
проекта . ........................................стр.26
Заключениестр. 27-28
Литература..стр.29-30
Глоссарий.стр.31
Приложения.
Введение. Дошкольный возраст –период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи и снижается социализация ребёнка в коллективе сверстников и взрослых.
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается тяжело у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, значимую проблему, так как успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. Поэтому особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи и поиск новых методов и приемов обучения, так как каждый логопед в своей работе ставит перед собой цель – найти наиболее эффективные средства, способы и приемы работы, которые помогут преодолеть речевые недостатки у детей.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренко С., Л.М. Хализева и др.). Ряд авторов придаёт большое значение формированию моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. Модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
1.Анализ ситуации
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.
В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития (Р.Е.Левина и др.), выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. У дошкольников с первым уровнем речевого развития отсутствует общеупотребительная речь. В общении они используют вербальные средства: звуки, звукоподражания. На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных слов, но и с употреблением достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке, о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. Дети с третьим уровнем речевого развития уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи.
В ходе обследования выявилось, что основная часть данной группы детей имеет низкий (66 %), недостаточный ( 17%) и средний (17 %) уровень развития речевой и познавательной активности. Диагностика состояния познавательной активности и языковых средств общения выявила наличие стойких лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений, ограничивающих возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков у детей.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В XVIв. в Кембриджском университете преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), мнемотаблицы для составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
1. Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи).
Мнемотаблица .Рис. № 1 к сказке «Маша и медведь»
2. Предметно - схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей).
Мнемотаблица. Рис. № 2 к сказке «Колобок»
3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически).
Мнемотаблица. Рис. № 3 к сказке «Курочка Ряба»
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у них остаются в памяти отдельные образы: лимон – желтого цвета, лягушка зеленая, клубника красная.
Мнемоквадрат. Рис.№ 4
Мнемодорожка.Рис.№ 5
Мнемотаблица. Рис.№ 6 к сказке "Репка"
Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Рис. № 6
В младшем дошкольном возрасте предлагаются мнемотаблицы в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе - по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
Мнемотаблица. Рис. № 7 к стихотворению "Пирог"
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
В период внедрения ФГОС дошкольного образования, когда каждый педагог ищет новые подходы, идеи организации коррекционно-развивающей работы, считаем следующие инновационные приёмы наглядного моделирования – создание «лэпбука» и коллажа, которые получили своё развитие в отечественной педагогике только в последние годы. Литературы, методических и практических разработок по этому вопросу встречается очень мало.
Изучив требования современного стандарта и методические рекомендации к нему, имеющуюся литературу по использованию данного метода, мы стали использовать их в своей работе, что сделало нашу деятельность более эффективной и интересной для детей.
2.Актуальность проекта
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи и снижается социализация ребёнка в коллективе сверстников и взрослых.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Полноценное гармоничное развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Неоднократно учёные Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия обращали внимание на значимость своевременного развития речи и мышления в становлении личности ребёнка, на их взаимозависимую роль в онтогегнезе. Знания о закономерностях развития речи и особенностях развития коммуникативной компетенции позволяют прогнозировать успешность дальнейшего развития и обучения.
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи. Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка. Она является показателем того, насколько ребёнок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребёнка.
Связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно.
У детей с общим недоразвитием речи нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии словесно – логического мышления, т.е. с трудом овладевают мыслительными операциями, такими как умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение и не могут полно, последовательно излагать свои мысли. Эти нарушения связаны с тем, что вторичные отклонения (нарушения восприятия, памяти, эмоционально – волевой сферы) мешают им выделить характерные признаки предметов и явлений, что создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Формирование связной речи у дошкольников является важнейшей задачей логопеда, так как монологическая речь характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.
Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи. Это, прежде всего, наглядное моделирование. С.Рубинштейн, А.Леушина, Д.Эльконин, Л.Выготский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки объектов, рассказывать о них. При этом важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке находились в нужной для развёрнутого высказывания последовательности.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренко С., Л.М. Хализева и др.). Ряд авторов придаёт большое значение формированию моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. Модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Проект «Наглядное моделирование» направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей с нарушениями речи, он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Это различные направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: совершенствованию артикуляционной моторики, развитию правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико – грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждое направление ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.
Одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи представляется способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя – логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Актуальность использования наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении состоит в следующем:
- применяя графическую аналогию, учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- ребёнок – дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
В своей работе мы добивались определённых целей:
* понимание детьми сюжета данного текста;
* развитие связного высказывания;
* устранение затруднений при построении и использовании в пересказе предложений различных типов;
* обучение установлению причинно – следственных связей;
* формирование лексико–грамматического строя речи.
При работе с детьми видно, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, сказки, стихотворения помогает добиваться хороших результатов.
3.Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта способствовать развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи при помощи метода наглядного моделирования.
3.2 Задачи проекта:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи;
2. Подобрать методику для исследования формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи;
3. Составить перспективный план по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования;
4. Сформировать картотеку наглядных материалов для работы с детьми (картинки, план - схемы, пиктограммы, мнемотаблицы и др.)
5. Использовать метод наглядного моделирования для повышения уровня развития связной речи у воспитанников;
6. Экспериментально проверить эффективность применения метода наглядного моделирования для формирования связной речи старших дошкольников с ОНР.
3.3 Целевая группа проекта:
В данном проекте принимают участие 12 детей:
12 детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Они были зачислены в группу компенсирующей направленности по результатам ПМПК.
учитель – логопед, воспитатели, родители.
3.4. Объект исследования: дети с ОНР третьего уровня развития.
3.5 Предмет исследования: развитие связной речи детей с использованием метода наглядного моделирования.
4.Проектное решение
Данный опыт не является новизной, мы хотим убедиться в том, что введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащает их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним и т.п.
Исследование влияния обучения на умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.
В основу деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип поэтапного усложнения заданий и речевого материала. Первоначально предлагается простой речевой материал, а его закрепление позволяет переходить к более сложному, а соответственно к более высокому уровню работы.
2. Доступности. Доступность обучения определяется возрастными особенностями дошкольников и зависит от индивидуальных особенностей.
3.Систематичности и последовательности. По мнению Н.Н.Поддьякова наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка являются результатом усвоения не каких-то отдельных знаний и умений, а определённой системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности.
4. Принцип учёта ведущей деятельности – игровой.
5. Принцип дифференцированного подхода. Обусловлен разной степенью выраженности нарушений речи, особенностями симптоматики, индивидуально-психологическими особенностями детей.
Педагогическая идея.
Основной педагогической идеей в нашей образовательной деятельности является следующее: научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
5.1Сроки реализации проекта 01.09.16.-15.04.18.
5.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Задача: Организовать обследование формирования связной речи у детей на начало первого учебного года (с 01.09.16 по 15.09.16)
2. Основной
Задача: Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной речи с использованием метода наглядного моделирования (с10.09.16 по 15.04.18)
3. Заключительный
Задачи:
1.Организовать обследование формирования связной речи у детей на конец второго учебного года.
2.Сравнить результаты на начало первого учебного года и конец второго учебного года (с16.04.18 по 30.05.18)
5.3 Программа проектных мероприятий Таблица № 1
№
Комплекс мер
Место проведения
Срок проведения
Ответственный
Этап 1
Работа с литературой по данной проблеме.
Подбор методики для обследования связной речи.
Обследование речи детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности.
Место проведения- ДОУ
в течение всего периода
01.09.2016г. - 05.09.2017г.
05.09.2016г. - 15.09.2017г.
Ответственный - учитель-логопед,
воспитатели.
Этап 2
Составление перспективного плана.
Работа по реализации данного плана:
1год обучения (старшая группа)
2год обучения (подготовительная группа)
Место проведения- ДОУ
Сроки: 10.09.2016г. - 15.09.2016г.
16.09.2016г. – 15.04.2017г.
15.09.2017г. – 15.04.2018г.
Ответственный - учитель-логопед,
воспитатели.
Этап 3
Обследование речи воспитанников.
Качественный и количественный анализ.
Место проведения- ДОУ
16.04.2018г. - 30.05.2018г.
Ответственный - учитель-логопед,
воспитатели.
На первом и третьем этапах, для обследования связной речи детей предлагается использовать серии заданий, по методике Глухова В.П. Методика предполагает наблюдение за речью детей в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:
составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
пересказ знакомой сказки;
составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;
сочинение рассказа на основе личного опыта;
составление рассказа-описания.
Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности, адекватность поставленной задаче, семантическая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.
Используется также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения каждого задания: хороший 4, удовлетворительный 3, недостаточный 2, низкий 1, что дало возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной бальной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. Суммарная оценка в пределах 16 – 20 баллов характеризует высокий уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует среднему уровню, от 6 до 10 недостаточному и от 1 до 5 низкому. (Качественный и количественный анализ результатов представлен в разделе ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА).
На втором этапе был составлен перспективный план по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования и организована системная работа по реализации данного плана (см. приложение 1).
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
В процессе реализации данного проекта:
1.У детей будут сформированы:
умение оперировать родовыми понятиями ("животные", "птицы" и др.);
навыки построения связного и целостного описательного рассказа;
навыки составления пересказа;
навыки самостоятельного рассказывания.
2.Созданы у детей предпосылки к развитию:
логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;
коммуникативных навыков.
3.Будет сформирована картотека наглядных материалов.
К концу второго года обучения дети должны научиться составлять развёрнутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществлять выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладеют умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной наглядной схеме. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволит впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также по сочинению рассказа по замыслу.
6.1 Прогнозируемые социальные эффекты Таблица № 2
1. Стейкхолдеры
2. Социальные эффекты
ДОУ
Благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Обучающиеся
Положительная динамика речевого развития.
Успешная социальная адаптация в ДОУ.
Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Родители
Положительная оценка деятельности ДОУ.
Активизация педагогического потенциала родителей.
Приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей.
Чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Педагогический коллектив
Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновационных технологиях.
Удовлетворенность собственной деятельностью.
Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные эффективные формы и методы работы.
7.Риски реализации проекта и пути их преодоления Таблица № 3
1
2
3
Риски
Условия возникновения
Пути преодоления
Мотивационные
Слабая мотивация участников проекта.
Внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
Организационные
Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Отсутствие условий в проведении запланированного мероприятия.
Периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
Проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
8.Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Таблица № 4
1
2
3
Период
обследования
Уровень развития связной речи на начало учебного года ( количество детей)
Уровень развития связной речи в %
Результаты
Высокий уровень – 0 чел
Средний уровень – 2 чел.
Недостаточный уровень – 2 чел.
Низкий уровень – 8 чел.
0%
17%
17%
66%
Оценка эффективности реализации проекта осуществлялась при помощи качественных и количественных методов сбора анализа данных. Технология оценки подробно описана в разделе методы реализации проекта. Результаты, полученные в ходе реализации данного проекта следующие:
Качественный анализ результатов:
При обследовании детей в начале учебного года в их речи наблюдались: бедность языка, нарушался порядок слов в предложении, у детей возникали существенные затруднения при составлении отдельных предложений (по наглядной опоре). Встречались нарушения связности повествования: наблюдался пропуск слов при рассказывании, многие дети не могли самостоятельно составить рассказ, были нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы на границах фраз, не несущие смысловой нагрузки.
Заключение
Проведенное расследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
При формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи Целесообразно применять метод моделирования , так как мыслительная деятельность в дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно – образное.
Использование метода наглядного моделирования в коррекции позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико- грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки: - добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;- использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
В своей работе мы использовали различные задания, необходимые для составления описательных рассказов по сюжетным картинкам. Описанная система работы позволяет детям значительно уточнить, расширить запас речевых категорий ( лексических, грамматических), используемые в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.
Предложенная система работы по составлению сказки, рассказа с опорой на мнемотаблицы, рисунки, предварительно прочитанные тексты, способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов, а также поиска более новых, более эффективных научно- обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
Литература:
1.Абубекирова С.В.Карпушкина Е.А. Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями с помощью наглядного ммоделирования. В сборнике:Глобализация науки:проблемы и перспективы.Сборник статей Международной научно-практической конференции.2014.С.156-158
2.Асанова Г.Р.Лебедева Н.В.Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В сборнике: Педагогика: Традиции и инновации. Материалы 4 Международной научной конференции.2013.С. 135-137
3.Есипова А.А.Методика развития сказочного творчества детей 6-7 лет посредством обучения наглядному моделированию. В сборнике: Психология и современный мир .Материалы Всероссийской научной конференции студентов,аспирантов и молодых ученых.2015.65-68
4.Желтухина С.З. Сущность и возможности наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников. В сборнике:Педагогика:традиции и инновации.Материалы 4 Международной научной конференции.2015.С.6972
5. Журнал Педагогика: традиции и инновации: материалы VI международной научной конференции- Челябинск: Два комсомольца, 2015- С.69-72 .
6. Журнал Педагогика: традиции и инновации: материалы VI международной научной конференции- Челябинск: Два комсомольца, 2015- С.69-72
7.Каковкина С.Н. Использование технологии наглядного моделирования при составлении описательных рассказов у дошкольников с нарушениями речи. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.2015.Т.2.№4.С.74-76
8.Козловцев Ю.В. Использование наглядного моделирования в формировании навыков связной речи у дошкольников с оьщим недоразвитием речи. В сборнике:Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.Материалы международной научно-практической конференции,посвященной 50-летнему юбилею института специального образования.2015.С.114.
9.Корнейчук С.П.,Михалкович Н.В.В сборнике:Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.Материалы международной научно-практической конференции,посвященной 50-летнему юбилею института специального образования.2014.С.59-62.
10.Осипова Л.Б. Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста. В сборнике:Актуальные вопросы современной педагогики.материалы 7 международной научной конференции.2015.С.51-53.
11.Омельченко Л.В. использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед № 4, 2008- С.102-105
12.Петрова И.Ю. Речевое развитие у детей дошкольного возраста средствами наглядного моделирования. Актуальные проблемыгуманитарных и естественных наук.2015.№ 11-4.С.17-20
13. Полянская Т.Б. использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
14.Семенова Т.Н. Активизация атрибутивной лексики у детей с ОНР средствами наглядного моделирования. В сборнике: Социокультурная интеграция и специальное образование.Сборник научных статей.Электронное издание.Саратовский государственный университет имени Н.Г.чернышевского.Москва,2015.С.388-393.
15.Сергеева Е.Е. Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.2013.№ 29.С.157-161.
Шилова О.В. Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР. Дошкольная педагогика.2016.№ 1.С.44-49.
16. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1, «Проект Речевой клуб», 2010.
Глоссарий
Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и смысловой стороны ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])при нормальном слухе и интеллекте .Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотаблица это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).
Мнемоте
·хника совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нужной информации и увеличивающих объём [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] путём образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], аудиальное или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] различных типов для упрощения запоминания.
Пиктогра
·мма знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 143115
Рисунок 21Рисунок 30Рисунок 7Заголовок 1Заголовок 2,H2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915