Постановочные моменты на начальном этапе обучения в классе аккордеона
МОУ ДОД «ДШИ» г.Весьегонск
Открытый урок на тему:
«Постановочные моменты
на начальном этапе обучения в классе
аккордеона»
Преподаватель Веселова Наталья Витальевна
21.11.2012г.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Урок включает:
- организационную и содержательную установку
- упражнения и закрепление изученного материала
- проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
- взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
- диагностику прочности усвоения знаний
- инструктаж по выполнению домашнего задания
Вид урока: традиционный
Цель урока: закрепление посадки за инструментом, постановки рук, навыков исполнения штрихов non legato, legato, staccatoна материале упражнений, изучаемых произведений.
Методы обучения:
Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление посадки и постановки рук, приемов игры non legato,legato, staccato.
Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
Практический: повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
- Словесный, наглядный, практический
- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
- Развитие мышления, творческой инициативы
- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Задачи урока:
В интересной для ребенка форме развивать и закреплять навыки исполнения штрихов, понятие артикуляции, выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия), продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, музыкальные образы),устойчивая посадка за инструментом.
Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Средства обучения:
2 аккордеона, 2 стула, подставка для нот, нотные пособия.
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован.
- Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов.
- чередование различных видов учебной деятельности (игра упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).
- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.
2) Технология личностно-ориентированного обучения
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации учащихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
Стимулирует учащегося к самостоятельному выбору способов решения этой задачи; загадка выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только результат, а главным образом процесс учений, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
3) Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Учащиеся включатся в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.
4) Технология формирования мотивации или игровая технология:
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
План урока:
Организационный момент
Упражнения на освоение штрихов игры non legato, legato, staccato, направленные свободу двигательного аппарата. Упражнения на развитие навыка игры аккомпанемента бас-мажор, бас-минор.
Работа с музыкальным материалом. Закрепление пройденного материала – с использованием игровой технологии.
Работа над пьесами.
Итог урока.
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу. Урок проводится с учеником 1 класса Петросяном Артёмом (8-летний срок обучения).
Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика с использованием личностно – ориентированной технологии, закрепление навыка non legato, legato и staccato в исполнении упражнений. Укрепление пальцев в игре двойных нот. Работа над выработкой игровых движений. Посадка за инструментом устойчивая и следим за свободой движений рук.
Работа с музыкальным материалом (использование здоровьесбе-регающей технологии). Ученик исполняет выученные ранее пьесы.
«Дождик» - игра на staccato от клавиш до, фа, соль.
Черни. Этюд-игра на legato. Закрепление навыка смены меха, ровного меховедения, аккуратного исполнения аккомпанемента.
«Колокольчик» - исполнение штрихами non legato, staccato.
Работа над изучаемыми пьесами.
Рус.нар.песня «У кота»- legato в мелодии, non legato в аккомпанементе. Работа над звуковедением.
А.Филиппенко «Цыплята» - закрепление навыка игры на staccatо, следим за точностью смены меха.
Лушников «Хоровод»legato в мелодии, non legato в аккомпанементе. Динамические оттенки ,проверяем точность смен меха.
Русская нар. песня «Как у наших у ворот»-в мелодии исполнение штрихами
Staccato и legato, аккомпанемент staccato,мех меняется по фразам ,точное ведение меха и ровность его движения.
Бажилин «Марш Бармалея»- мелодия исполняется legato,в левой руке- плотное nonlegato, работа над метроритмической пульсацией.
Итог урока: Удобная посадка за инструментом и правильная постановка рук – основа дальнейшего музыкального развития ученика, его успешное музыкальное развитие.
Артикуляция и штрихи как средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.