Презентация по информатике на тему ФОРМИРОВАНИЕ познавательного интереса обучающихся на уроках информатики


фОРМИРОВАНИЕ познавательного интереса учащихся на уроках информатики Учитель Воинской ОШ I-III ступени Гаркуша Наталья Николаевна КРЕДО: «Активно использовать информационные технологии как новую возможность развития и интеллектуального роста школьника» Одной из главных целей изучения предмета «Информатика и информационно-коммуникативных технологий » на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся. Объектом является учебный процесс, дидактически и методически ориентированный на стимулирование познавательного интереса школьника. Предмет - это процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике в условиях специальной методической инструментовки урока. Цель - определение дидактических условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели. Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя. доступ к нетрадиционным источникам информации ;повышение информационной вооружённости;усиление мотивации обучения;развитие творческих способностей ;создание благополучного эмоционального фона. Общее представление о познавательных процессах «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательный интерес» воображение память мышление внимание Познавательные процессы Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики. Факторы, формирующие познавательный интерес учащихся можно выстроить в следующую цепочку: Мотивы  Познавательный интерес  Познавательная активность  Познавательная деятельностьУчитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность  Интерес  Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся Мотив Познавательный интерес Познавательная активность Познавательная деятельность Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ обеспечиваю, ежеурочно ставя перед собой и выполняю следующие задачи: содержание учебного материала; виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона); активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;искусство учителя, как лектора, оратора;искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);создание благоприятного психологического климата Методы стимулирования учения Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют организовывать разные по содержанию и форме уроки: Занимательность обучения Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, отстроченная задача. Например, трудно мотивировать изучение раздела « Логика». Рассказать, что компьютер каждое мгновенье тоже решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И сообщить учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов они будут проверять с помощью программы MS Excell, а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты и простые игры. При изложении нового материала привожу яркие примеры-образы, которые обязательно запечатлеются в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом. Метод стимулирования Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся. Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор становятся предельно простыми, когда их сравниваем с характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья – разрядность, скорость вращения – тактовая частота; оперативную память – можно сравнить с камерой хранения в супермаркете. Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применяю следующие виды творческих заданий: составление задач учащимися;конструирование обратных задач;творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);конкурсы «Лучший рисунок», «Дружественная программа», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п. реферат;доклад;составление кроссворда по теме;разгадывание ребусов по информатике;составление тестов для контроля знаний по предмету;проект - создание учащимися готового программного продукта. Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций: уровень мотивации учащегося;оригинальность метода решения;творческая фантазия;оригинальность оформления;уровень использования межпредметных связей;умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов. Дидактические возможности информационных технологий фрагментарное использование ИТ в зависимости от цели этапа урока; осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика; сочетание индивидуальной работы с работой всего класса; сочетание обучения с игрой. Использование ИКТ повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности; вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.