Развитие интереса учащихся к изучению физики в свете ФГОС
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Доклад
«Развитие интереса учащихся к изучению физики в свете ФГОС».
Учитель физики: Зиборов И.С.
2015 год
Введение.
Физика формирует творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности.
Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения обучающихся.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого.
Познавательные интересы обучающихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.
Активизация познавательной деятельности обучающихся.
Можно рассмотреть такую схему воспитания у обучающихся увлечения учебным предметом:
1-я стадия – от любопытства к удивлению;
2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать;
3-я – к прочному знанию и научному поиску.
На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.
Стадия любознательности характеризуется стремлением обучающихся глубже познакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у обучающихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса обучающихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.
Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов обучающихся.
Как же пробудить у обучающихся интерес к предмету? При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной нужно добиваться максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников.
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению.
Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке. При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света – миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов.
Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость обучающихся, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает обучающихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание необходимо уделять решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаются и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для обучающихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации.
При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Целесообразно предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями.
Домашние экспериментальные работы предлагаются обучающимся до, и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показывается логическая связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивируется эту работа, привлекается к ней внимание обучающихся.
Использование заданий на воспроизведение материала – первоначальный и необходимый этап повторения и контроля уровня знаний школьников. Оживить опрос, активизировать обучающихся могут занимательные формы работы. В их числе – работа с кроссвордами по физике.
Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, составляются они на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяются для проверки лишь усвоения фактического материала обучающимися, а не общей эрудиции. Загадывание физических терминов проводится так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал.
Как показывает практика, успешность учебы и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития интереса ребят к предмету, а сама структура познавательного интереса сложна, многогранна и тесно связана с другими психологическими процессами и эмоциями.
Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
1) содержание учебного материала,
2) организация учебной деятельности.
К первому источнику относятся следующие стимулы:
новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);
обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);
историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);
показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;
ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях – космонавтике, военном деле, механизации и т.д.
Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:
включение в занятия различных форм самостоятельных работ обучающихся;
проблемное обучение;
постановку практических работ (исследовательских, творческих).
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех обучающихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность. Учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у обучающихся чувство удивления, обостряет их внимание и способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно.
Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы.
Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, нужно соблюдать следующие требования.
1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.
2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность обучающихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?»
3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития.
4. Дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, должен соответствовать увлечениям учеников.
5. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов. Место занимательности на уроке может быть различным.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.
Заключение.
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание обучающимися материала. При этом следует выделить четыре аспекта:
1. Организация восприятия нового материала обучающимися;
2. Использование доказательных приемов объяснения;
3. Учет методологических требований и психологических закономерностей;
4. Обучение работе с учебником.
При активизации познавательной деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы обучающихся, логико-поисковые самостоятельные работы.
На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности обучающихся, при котором развивается творческое мышление, можно использовать проблемное обучение физике и частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации познавательной деятельности, рассматриваемых в работе.
Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Результаты деятельности учителя – это успехи его учеников. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый из нас обязан работать во благо развития ребёнка. Учитель, к сожалению, не всесилен. На ребёнка влияет и семья, и окружение в школе и во дворе, обстановка в школе, районе, городе и в стране в целом.