Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами»
Урок математики в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами»
Авторы: Кузнецова Татьяна Алексеевна, Воракуто Ирина Ивановна
Цель урока: актуализация знаний по теме «Действия с натуральными числами», обогащение системы знаний по данной теме, установление связей между теорией и практикой.
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать умения выполнять арифметические действия сложения и вычитания над многозначными натуральными числами;
личностные: умение работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, рациональная организация труда, воспитание сознательного отношения к учебному труду, развитие творческих способностей, самостоятельности;
метапредметные: уметь воспроизводить смысл выполняемых действий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, анализировать, наблюдать, делать выводы.
Задачи: образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение правил выполнения действий сложения и вычитания натуральных чисел; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на сложение и вычитание натуральных чисел; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Действия с натуральными числами», решении уравнений. воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое оборудование: доска, мультимедийное оборудование, карточки для работы в группах, карточки с уравнениями для самостоятельной работы, учебник «Математика» 5 класс под ред. Дорофеева Г.В., М., Просвещение
Технологическая карта урока
Этап урока
Задачи этапа
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формирование УУД
1. Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
(мотивационная беседа)
Включаются в деловой ритм урока.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учебной деятельности
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
(Слайд 3)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока;
демонстрирует карту области, акцентирует внимание учащихся на наличие флажков на ней.
Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
Определяют тему и цель урока,
записывают дату в тетрадь.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
3. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий с натуральными числами.
Развитие устной речи, повторение таблицы умножения, применение ранее изученных правил.
3.1 Устная работа
(Слайд 4)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Предлагает устную фронтальную работу с натуральными числами. Контролирует выполнение работы.
Следит за заполнением таблицы.
Участвуют в устной работе, вспоминают все арифметические действия с натуральными числами, решают предложенные примеры.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и однаклассниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3.2 Расширение и углубление знаний о достопримечательностях Кузбасса
(Слайд 5)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Повышает интерес учащихся к наиболее значимым природным, историческим, архитектурным и культурным объектам, расположенным на территории региона.
Знакомятся с одной из достопримечательностей Кузбасса: Азасская пещера
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение доносить информацию до слушателей
4. Применение знаний и умений в жизненной ситуации
Показать разнообразие арифметических задач, решаемых в жизни при помощи действий с натуральными числами
4.1 Решение практико-ориентированной задачи
(Слайд 6)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Контролирует процесс решения задачи.
Самостоятельно выполняют письменное решение в тетради предложенной задачи
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
4.2 Расширение и углубления знаний о достопримечательностях Кузбасса
(Слайд 7)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Повышает интерес учащихся к наиболее значимым природным, историческим, архитектурным и культурным объектам, расположенных на территории региона.
Знакомятся с одной из достопримечательностей Кузбасса: Кузнецкая Крепость
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение доносить информацию до слушателей
4.3. Решение логических задач - шуток (Слайд 8)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Предлагает устную работу с логическими задачами шутками. Контролирует выполнение работы.
Решают устно предложенные учителем задачи- шутки. По фотографии определяют очередную достопримечательность Кузбасса
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
4.4 Расширение и углубление знаний о достопримечательностях Кузбасса
(Слайд 9)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Повышает интерес учащихся к наиболее значимым природным, историческим, архитектурным и культурным объектам, расположенным на территории региона.
Знакомятся с одной из достопримечательностей Кузбасса: музей под открытым небом Томская Писаница
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение доносить информацию до слушателей
5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся меняют вид деятельности и готовятся продолжить работу.
6. Игровой этап
6.1 Математическая эстафета. Работа в группах (карточки)
Знакомит с условием проведения эстафеты. Контролирует работу групп.
Учащиеся по очереди выполняют предложенные задания на карточках, находят карточки с ответами, составляют из них слово.
Коммуникативные:
осуществление совместной деятельности, добиваться общего результата
6.2 Расширение и углубление знаний о достопримечательностях Кузбасса (Слайд 11)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Повышает интерес учащихся к наиболее значимым природным, историческим, архитектурным и культурным объектам, расположенным на территории региона.
Знакомятся с одной из достопримечательностей Кузбасса: Город Мариинск
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение взаимодействовать с учителем во время фронтальной беседы.
Применение знаний и умений в жизненной ситуации (продолжение)
Показать разнообразие арифметических задач, решаемых в жизни при помощи действий с натуральными числами
4.5 Решение практико-ориентированной задачи
(Слайд 12)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Обсуждает с учащимися актуальность решения предложенной задачи. Контролирует процесс решения задачи.
Самостоятельно выполняют письменное решение данной задачи в тетради
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
4.6 Расширение и углубление знаний о достопримечательностях Кузбасса
(Слайд 13)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Повышает интерес учащихся к наиболее значимым природным, историческим, архитектурным и культурным объектам, расположенным на территории региона.
Знакомятся с одной из достопримечательностей Кузбасса: Монумент «Память шахтерам Кузбасса»
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение доносить информацию до слушателей
7.
Самостоятельная работа с последующей проверкой
Выяснить уровень усвоения изучаемого материала,
7.1 Решение уравнений
(Слайд 14)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Предлагает самостоятельную работу по карточкам с последующей проверкой. Контролирует процесс решения.
Самостоятельно выполняют письменное решение предложенных уравнений в тетради
Регулятивные: внесение необходимых корректив в действия после его завершения на основе проверки и учета характера сделанных ошибок;
Личностные: самоопределение.
Познавательные: умение выполнить задание применив полученные знания
Коммуникативные: Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез.
7.2 Расширение и углубление знаний о достопримечательностях Кузбасса
(Слайд 15)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Повышает интерес учащихся к наиболее значимым природным, историческим, архитектурным и культурным объектам, расположенным на территории региона.
Знакомятся с одной из достопримечательностей Кузбасса: горный район Поднебесные Зубья
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение доносить информацию до слушателей
Актуализация знаний (продолжение)
Актуализация опорных знаний и способов действий с натуральными числами.
Развитие устных способностей, повторение таблицы умножения, применение ранее изученных правил.
3.3 Решение устных примеров с натуральными числами по цепочке на все действия
(Слайд 16)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Предлагает устную работу с натуральными числами, представляющую из себя цепочку заданий. Контролирует выполнения работы.
Участвуют в устной работе, вспоминают все арифметические действия с натуральными числами, решают предложенные примеры.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассникам.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3.4 Расширение и углубление знаний о достопримечательностях Кузбасса
(Слайд 17)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Повышает интерес учащихся к наиболее значимым природным, историческим, архитектурным и культурным объектам, расположенным на территории региона.
Знакомятся с одной из достопримечательностей Кузбасса: скульптура «Золотая Шория»
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение доносить информацию до слушателей
8. Завершающий этап
Обобщение знаний полученных о достопримечательностях Кузбасса. (Слайд 18)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Предлагает учащимся расположить числа в порядке убывания, чтобы узнать в каком порядке по результатам голосования располагаются Семь Чудес Кузбасса. Контролирует выполнения работы.
Располагают достопримечательности Кузбасса согласно итогам голосования конкурса
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
9. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Предлагает учащимся творческое домашнее задание Составление математической сказки про Чудеса Кузбасса. Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание
10. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Подводит индивидуальные итоги работы и класса в целом.
Учащиеся получают отметки согласно набранным жетонам.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата
Заголовок 515