Статья Историко-географическое путешествие в мир музыкальных инструментов разных стран
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Центр эстетического воспитания детей им. В.В. Белоглазова
Cтатья
«Историко-географическое путешествие в мир музыкальных инструментов разных стран»
Подготовила: Нестерова Елена
Александровна,
концертмейстер
филиала ЦЭВД
«Радуга»
Благовещенск 2015 год
Содержание
Введение
Древние духовые музыкальные инструменты
Древние струнные щипковые музыкальные инструменты
Древние ударные музыкальные инструменты
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема моей статьи: «Историко-географическое путешествие в мир музыкальных инструментов разных стран». Эта тема достаточно интересна и актуальна, так как каждый человек должен знать историю и культуру не только своего народа, но и других стран. Мне захотелось узнать историю возникновения того или иного музыкального инструмента, кто создал этот музыкальный инструмент и принес его и его звучание в наш мир? Какие легенды существуют в связи с созданием этого инструмента?
Нередко бытует мнение, что это несерьезные инструменты, не требующие специальной подготовки для игры на них. На самом деле это не так. Действительно, эти инструменты почти никогда не выступают как самостоятельные, если мы сравним, например, со скрипкой, фортепиано или аккордеоном. Но всем известно, что музыка – это не только правильное сочетание звуков, но и правильно выстроенная музыкальная картина. Если вы слушаете игру оркестра, то вы воспринимаете не отдельно взятые инструменты, которые входят в его состав, а общую мелодию. Именно там трещотки или погремушки играют важную роль.
Благодаря таким второстепенным инструментам и создается впечатление «присутствия» в музыке. Слово «второстепенный» ни в коем случае не должно восприниматься как синоним слову «неважный». В данном случае речь идет о целостности музыкального образа, в построении которого все без исключения инструменты играют главные роли.
Мы привыкли, что музыкальные инструменты – это специально изготовленные устройства со струнами, смычком, клавишами и многими другими деталями, с помощью которых получается музыка. Но природа уже подумала за человека и сама создала музыку и инструменты. Представьте себе, что вы идете по морскому берегу. Тихо шепчет вода, ваши шаги почти не слышны на ласковом теплом песке… Вы наклоняетесь и поднимаете понравившуюся вам ракушку. Вот вы и стали обладателем музыкального инструмента. Вы удивлены? Сейчас узнаете еще больше!
Древние духовые музыкальные инструменты
Рог тритона
Как ни странно, но ракушка относится к классу труб. Мы не раз уже видели блестящие трубы, которые украшают любой оркестр или завораживающе играют соло. Но ни в одном оркестре нет ракушки в качестве трубы. Видимо, это не распространенный инструмент, к тому же звук его очень необычный и специфический. Кстати, это в России ракушка не рассматривается как инструмент. На самом деле она использовалась как источник музыки с древнейших времен. На ракушках играли с древнейших времен, включая древних греков. Конечно, не всякая ракушка подойдет для игры, а только морская. Такую не легко найти на берегу. Ракушки-инструменты можно увидеть в Японии и на островах Тихого Океана. Там раковины используются не только во времена проведения религиозных ритуалов, но даже в военных частях.
Как и любой инструмент, раковины стараются украсить. Декор зависит от воображения исполнителя. Главное условие – украшение не должны мешать игре. Из каких же частей состоит этот необычный инструмент? Давайте посмотрим на привычную нам ракушку с профессиональной точки зрения. Широкая часть ракушки называется открытый конец. Он важен для звука. Двигая рукой внутри этого отверстия, исполнитель может регулировать высоту звука. Основная часть ракушки – это ее корпус. Он, как известно, представляет собой цельную морскую раковину. Ближе к узкому краю необходимо сделать отверстие. Оно должно быть вырезано в боковой части раковины. Это надо делать осторожно, чтобы не повредить хрупкий корпус ракушки. В это отверстие музыкант дует для извлечения звуков.
Тональный диапазон ракушки сравнительно небольшой – от 1 до 3 нот. Однако это не мешает ей оставаться популярным музыкальным инструментом в различных культура. В военном деле она может играть роль горна, созывая солдат на собрания. В религиозных обрядах звук ракушки проникает в потусторонние миры, помогая общению с умершими родственниками. Звук ракушки завораживающий, немного мистический, но не лишен шарма.
Размеры ракушки определяет сама природа. Каждый инструмент уникален. От размеров зависит и звук ракушки, который тоже отличается индивидуальностью.
Ракушка «прошла» все стадии эволюции человека, сопровождая его в праздниках. Ведь она использовалась еще в каменном веке. Благодаря своей простоте и неприхотливости, она была практически первым музыкальным инструментом.
Ракушка относится к семейству аэрофонов. Это означает, что инструмент производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Иными словами, музыкант дует в отверстие, воздух приходит в колебательное движение и получаются звуки. Ракушка начинает «петь». В культурах, где используется ракушка как музыкальный инструмент, она также сопровождает людей в различных бытовых ситуациях. Так, например, она созывает людей на работу, прием пищи или на собрания.
Вот так обычная морская ракушка, коих много на морских берегах, является частью музыкальной жизни планеты.
Пунги
Есть музыкальный инструмент из морской ракушки посложнее, к сожалению, тоже мало известный широкому кругу обывателей. Называется он пунги. Что же это за инструмент?
Пунги – это родственник всем известного кларнета. Напомню, что кларнет – это деревянный духовой музыкальный инструмент. Он был изобретен около 1700 года в Нюрнбернге, а в музыке активно используется со второй половины ХVІІІ века. Поскольку пунги относится к семейству кларнетов, то он также является духовым инструментом. Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до полутора октав. Это позволяет исполнять на пунги различные импровизации, что лишний раз прибавляет ему значительности.
Пунги отличается довольно компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку. Общая длина не превышает 40 сантиметров. Это означает что пунги можно с легкостью переносить на любые расстояния, не заботясь о дополнительном багаже для инструмента. Особенно популярен он в Индии, где используется в церемонии заклинания змей. Именно на нем играют индийские уличные музыканты, рядом с которыми находится мешок со змеей. Это завораживающее зрелище привлекает множество туристов.
Зурна
Зурна – это праздничная флейта, распространенная на Ближнем и Среднем Востоке, Забайкалье, Индии, Балканах, Иране, Средней Азии. Как и любая флейта она имеет вид трубки с отверстиями и маленьким пищиком. Обычно на трубке до 9 отверстий, одно из которых находится на противоположной стороне.
Близким родственником зурны модно назвать гобой. Зурна имеет особый специфический звук. Ее диапазон – до полутора октав, а тембр яркий и пронзительный. Она хорошо звучит в составе инструментального ансамбля. Музыканты чаще всего выступают втроем. Первый музыкант называется уста (или мастер), он играет основную мелодию. Второй музыкант как бы дополняет игру первого и вторит ему протяжными звуками. Третий музыкант играет на ударном инструменте и исполняет разнообразную вибрируемую ритмическую основу.
Самая древняя зурна насчитывает более 3 тысяч лет. Во время раскопок на территории Армянского нагорья был обнаружен древний экземпляр зурны. Известно о наличии подобного инструмента в Древней Греции. Он сопровождал гимнастические упражнения, театральные представления, военные походы.
Основой для изготовления зурны является дерево – абрикос, орех или тутовник. Средняя длина зурны около 160 миллиметров.
АлгаитаАлгаита известна с четырнадцатого века. Впервые она была обнаружена в племени Фулани в Западной Африке. Со временем инструмент расширил свою географию. Сейчас его можно встретить, например, в Бирме.
Алгаита относится к классу духовых инструментов. Звук происходит в результате вибрации воздушного столба. В алгаиту надо дуть, за счет чего и происходит ее звучание. Играть на алгаите не слишком трудно, однако требуется определенная сноровка. Интересно, что на этом инструменте можно играть беспрерывно. Как этого достичь? Секрет кроется в особом дыхании. Необходимо вдыхать через нос, а выдыхать с помощью щек. Такое дыхание только на словах может показаться сложным. Дети, например, дышат точно так же, когда пускают пузыри в воде через соломинку. Вы тоже можете вспомнить детство и потренироваться в этом дыхании. Пускайте пузыри и дышите, сколько угодно! Отличное упражнение, сочетающее в себе изрядную долю игры!
Каваль (Кавал)
Каваль – это диагональная флейта, которая заслуженно пользуется любовью народа. Неслучайно ведь каваль украшают орнаментальной резьбой и декоративными вставками. Для его изготовления традиционно используются ценные твердые порода дерева (ясень, бузина, кизил, сирень), а также тростник, металл и пластик.
С этим инструментом связана интересная легенда. Настроечные отверстия каваля называют еще "дьяволовы дыры". Это «адское» название может показаться отталкивающим, но на самом деле это не так. Встретился как-то пастух с дьяволом и заспорили, кто из них искуснее в музыке. Как это выяснить? Провести музыкальный поединок! На том и порешили. Но пока пастух спал, хитрый дьявол провертел в кавале пастуха новые отверстия, чтобы расстроить звук. Но коварный замысел дьявола провалился, поскольку пастушеский каваль зазвучал еще лучше, и дьявол остался в проигрыше.
Каваль наиболее популярен в Македонии. Известны 5 основных типов традиционных македонских кавалей в зависимости от их длины и строя:1. Наймал каваль – самый маленький в семействе.
2. Мал каваль – малый каваль.
3. «Безымянный» каваль или каваль стандартный.
4. Среден кавал – средний каваль.
5. Голем каваль – большой каваль.
Звучание каваля многогранно. Он может быть мягким и нежным, навевая мысли о безграничном спокойствии и умиротворении. Но в то же время игра может быть громкой и воинственной, мысленно «унося» слушателей на поля древних героических сражений.
ДиджеридуДиджериду – древний ритуальный духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Этот инструмент обладает особой магической силой. Неслучайно к его игре советуют прислушаться, как к высказыванию мудрого человека. «Волшебное звучание диджериду зовет нас вспомнить земное и духовное наследство! – это одно из многих высказываний, которые так точно передают то незабываемое впечатление, которое может произвести только такой загадочный инструмент как диджериду.
На севере Австралии, где появился диджериду, его называют «Йедаки». самая большая диджериду достигает в длину до 3 метров. Играют на ней только посвященные мужчины. Шаманы Северной Австралии лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду.
Диджериду создает сама природа, поэтому и звук ее максимально близок к природе. Когда вы впервые услышите живой звук диджериду, вы переживете чувство реального единения с чудом и вашу душу заполнит бесконечная гармония и блаженство. Интересен факт изготовления этого инструмента – он делается из стволов эвкалиптовых деревьев, которые изнутри выедаются термитами. Остается отыскать эти «заготовки» и вы – обладатель диджериду.
С появлением в мире диджериду связано множество легенд. Так, согласно одной из них, божественные сущности ванджина создали мир по образу, который им явился во сне. Выполнив столь нелегкое дело, они решили покинуть Землю и переселиться в духовный мир. Однако они очень любили людей и решили оставить им в дар диджериду. Это не просто подарок, а некий коридор, посредством которого ванджины могут посещать мир людей и наоборот.
Диджерида обладает живительной силой. Согласно древнему сказанию, диджериду – это флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности. Однажды Юрлунггур в ярости проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она вдохнула жизнь в их безжизненные тела. Эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни.
Ученых всегда интересовал вопрос по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что умение кошки мурлыкать – это ее источник долголетия. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой полезны для неё и для людей. Мурлыкание кошки можно сравнить с гудением диджериду, ведь все это - вибрации низкой частоты. На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие обертона. Обертона всегда выше основного тона, они образуют гармоничный ряд звуков и создают тембр диджериду (и кошки). Для игры на диджериду используется прием "кругового дыхания", за счет которого можно производить вдох, не прерывая звучания. Воздух должен выходить сквозь расслабленные вибрирующие губы. И начинается магическое пение этой могучей флейты. Все твое тело становится инструментом. Тренировка позволяет научиться управлять всеми мышцами. В формировании звука участвуют губы, язык, гортань, челюсть и голос исполнителя. Этим объясняется индивидуальность звучания диджериду в каждом отдельном случае.
Диджериду – это однотональный инструмент, но за счет индивидуальных особенностей голоса можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота до имитации голосов зверей и птиц. Используя язык, губы и варьируя силу выдоха, можно значительно изменять тембр звука.
К сожалению, в России пока очень мало магазинов, где продавались бы диджериду. Однако в этнических магазинах, магазинах духовной литературы продаются иногда бамбуковые трубочки из Индонезии, Индии и других стран, которые являются аналогом диджериду. Но, тем не менее, есть на Урале мастера, которые профессионально занимаются изготовлением этого редчайшего инструмента и даже основали Уральскую Лабораторию Диджериду. Поиск и исследования «конфигурации» диджериду продолжаются до сих пор.
Пыжатка
Пыжатка относится к семейству флейт. Традиционный инструмент Курской области. Название инструмента не случайно. Оно обусловлено ее конструкцией: в верхнюю часть трубки вставляется деревянная пробочка, имеющая небольшой срез, так называемый «пыж». Образовавшийся канал для воздуха направлен на заостренный край отверстия, проделанного в стенке трубки. При рассечении струи воздуха об острый край стенки ствола возникает звучание. Отсюда и название инструмента — пыжатка.
Инструмент состоит из 3 составных частей. Их местные названия: верхняя — «пыж», средняя — «голоса» с пальцевыми отверстиями, нижняя — «гудень». Слово «гудень» применительно к пыжатке имеет несколько различных значений: это третья часть от нижнего отверстия до конца трубки, или звук при всех закрытых отверстиях — «большой гудень», или звук при трех верхних закрытых отверстиях — «малый гудень». В месте расположения свистушки вокруг трубки наматывается пропитанная воском нить, придающая звуку пыжатки характерный приглушённый шипящий оттенок. Назначение ниток, воска, губы — направить струю воздуха так, чтобы она равномерно и пропорционально распределялась между стволом и язычковым отверстием. Вместо воска для закрепления ниток можно использовать любой нитролак.
Инструмент имеет сравнительно небольшой диапазон – до одной октавы. Однако это не означает, что это мало применимый инструмент. Как раз наоборот. Используется и как сольный инструмент, и в ансамбле с другими русскими народными инструментами. На ней можно исполнять партию дудки, жалейки, рожка. В ансамбле с другими духовыми инструментами пыжатка переходит на положение аккомпанирующих инструментов. При совместной игре две пыжатки играют в унисон и двухголосно: одна пыжатка может вести мелодию, другая — вторить ей. Иногда их украшают орнаментом или «писаными концами», то есть узорами по краям инструмента. Сейчас этот инструмент возвращается в мир музыки и снова радует наш слух, как когда радовал наших предков.
Кувиклы (кугиклы)
В мире существует множество инструментов, которые незаслуженно забыты. Одним из таких инструментов являются кувиклы. Мало кто вообще отнесет это слово к разряду музыкальных инструментов. Однако это духовой музыкальный инструмент, русская разновидность флейты Пана.
Флейта Пана – это многоствольчатая флейта состоящая из нескольких бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кувиклах писал Дмитрюков в журнале «Московский телеграф» в 1831 году. На протяжении девятнадцатого века в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии.
Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок разной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.
Звук кувиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами - дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кувиклах играют в основном женщины, ансамбль кувикальниц состоит из трех-четырех исполнительниц, одна-две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой». Играют на кувиклах женщины, и преимущественно ансамблем. Одиночная игра, по мнению самих исполнительниц, не представляет ценности, хотя и практикуется. Играющие на «паре» должны уметь дуть в дудочки и издавать голосом отдельные звуки исполняемой пьесы. Репертуар ансамблей ограничивается обычно плясовыми наигрышами. При игре кто-то время от времени поет, или чаще проговаривает текст.
Лаунеддас
Лаунеддас относится к семейству кларнетов. Это народный инструмент, распространенный на острове Сардиния. Сардиния – остров в Средиземном море, расположенный к западу от Аппенинского полуострова между Сицилией и Корсикой, является вторым по величине островом Средиземного моря. Входит в состав Италии в качестве автономного региона. Это замечательное место с теплым морем, приветливыми жителями и комфортабельными отелями. Все здесь кажется необычным. Одной из таких диковинок является лаунеддас, который вы, посетив Сардинию, увидите только здесь.
Название инструмента возникло из двух слов: «лау» - лавры и «каннас» - трость. Лаунеддас состоит из трех трубок. Самая маленькая трубка нужна для воспроизведения самых высоких нот. Трубка среднего размера является мелодической и служит для воспроизведения нот средней высоты. Самая большая трубка называется бурдонной. Она обеспечивает постоянный монотонный звук. Бурдонная и средняя трубка связаны шнуром. На маленькой и средней трубке находятся отверстия для игры. В верхней части все три трубки связаны отдельным шнуром. Большая бурдонная трубка имеет отдельную трость. Все трубки изготавливаются из тростника.
На Сардинии, где из тростника делают лаунеддас, поля тростника охраняют. Дошедший до нужной кондиции тростник можно собирать только в январе или феврале, и только в полнолуние. Это не так странно, как может показаться на первый взгляд: лунный цикл оказывает воздействие на всю воду, и, разумеется, сказывается на сокодвижении тростника.
Исполнитель держит во рту сразу 3 трости, постоянно вдувая воздух. Для этого следует вдыхать через нос, а выдыхать через рот, то ест применять циркулярное дыхание. В результате извлекаются полные энергии звуки. Причем эта энергия сразу же передается слушателям. Тональный диапазон лаунеддас довольно обширный – по пять нот на каждую трубку. Это позволяет исполнять на этом инструменте различного рода импровизации.
Интересным фактом инструмента является о, что он является популярным только на острове Сардиния, то есть здесь как нельзя лучше подходит известная поговорка «Где родился, там и пригодился». Лаунеддас – это поистине необычный инструмент. Который по праву занимает одну из лидирующих позиций в современной музыкальной культуре. Это не просто необычная музыка, которую можно услышать только в одном уголке земного шара, но еще и необычная форма, непохожая на традиционные инструменты. Поэтому лаунеддас становится все более популярным и завоевывает все новых поклонников.
Рканг - глингРканг-глинг – это музыкальный инструмент, относящийся к классу валторн. Валторна— медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине семнадцатого века. До тридцатых годов девятнадцатого века, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом - так называемая «натуральная валторна». Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.
В 2007 году валторна и гобой были занесены в «Книгу рекордов Гиннеса» как самые сложные для исполнения музыкальные инструменты. Рканг-глинг пришел в мировую музыкальную культуру из Тибета. Тибетская музыка занимает особое место в искусстве. Она включает музыкальные традиции, с древности развивавшиеся населением высокогорных районов Гималаев. Особое значение в тибетской музыке приобрело распевание религиозно-мистических гимнов. Такие инструментальные композиции часто сопровождались игрой на инструментах - гьялинг (типа гобоя), дунг-чен (металлическая труба), дунг-кар (рог из раковины), рканг -глинг (короткий металлический рожок, ранее изготавливавшийся из человеческой кости), а также различные виды барабанов, гонг мкар-нгаи и колокольчик дрилбу.
Тональный диапазон рканг-глинга сравнительно небольшой – до одной октавы. Однако это не определяет этот инструмент в разряд второстепенных. Как раз наоборот – это важный член инструментального ансамбля во время религиозных церемоний. Инструмент отличается довольно компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку. Средняя длина рканг-глинга не превышает пятидесяти сантиметров.
Рканг-глинг относится к духовым инструментам, то есть производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Музыкант дует в рканг-глинг, воздух внутри инструмента приходит в колебательное состояние, в результате чего инструмент начинает «петь». Следует назвать три основные составляющие инструмента – это мундштук, корпус и раструб. Мундштук имеет форму чаши. Эта та часть инструмента, которая во время игры находится во рту у музыканта. Именно через мундштук воздух попадает внутрь рканг-глинга. Корпус – это основная часть инструмента. Он выполнен из завернутого листа меди. Инструмент заканчивается раструбом. Он также сделан из меди и имеет форму морского чудовища.
Важно отметить, что рканг-глинг не всегда изготавливался из меди. Первоначально материалом для него служили человеческие кости. Первые инструменты были сделаны из бедренной кости человека. Чтобы кость превратилась в музыкальный инструмент, ее нужно тщательно высушить. В результате просушивания естественный канал кости образует трубу, то есть получается корпус инструмента. Одна часть кости служит мундштуком, а другая – раструбом. К счастью, сейчас не такие жестокие нравы и человеческий материал заменили медным.
Хичирики
Хичирики (хитирики) - традиционный японский инструмент, широко представленный в классической японской музыке. Это крохотный духовой инструмент. Характерной чертой хичирики является двойная трость и корпус цилиндрической формы, сделанный из бамбука. Хичирики относится к семейству гобоев.
Несмотря на то что хичирики распространен в Японии, его родиной считается Китай. Хичирики происходит от китайского инструмента «гуань». Чуть позже гуань проник и в японскую культуру, это произошло в восьмом веке. Однако сам гуань произошел от другого инструмента, который был распространен в Греции. Там был изобретен инструмент под названием «аулос». Благодаря открытия великого Шелкового Пути аулос был завезен в Китай и в результате различных исторических трансформаций появился хичирики.
Тональный диапазон хичирики сравнительно небольшой – 1 октава, но это не означает, что инструмент играет второстепенную роль. Диапазон инструмента небольшой, но несмотря на это он воспроизводит насыщенный и громкий звук. Хичирики обладает одновременно довольно резким, пронзительным, и несколько «плачущим» тембром. Его общая длина не превышает 20 сантиметров. Инструмент используется в церемониальных песнопениях и танцах японской культуры.
Древние струнные щипковые музыкальные инструменты
ВалихаВалиха - мадагаскарский струнный щипковый инструмент. Для его изготовления применяется бамбук. Валиха представляет собой бамбуковые секции. Этот инструмент распространен не только на Мадагаскаре. Музыканты из Юго-Восточной Азии играют на подобных инструментах . это лишний раз доказывает, что валиха довольно известный инструмент, распространенный в разных уголках мира. Родиной валихи принято считать Индонезию. Именно оттуда инструмент был привезен в девятом веке и прочно занял одно из господствующих мест на Мадагаскаре.
Валиха является «выходцем» из семейства цитр. Это струнные инструменты. Струны могут быть расположены по длине корпуса инструмента или параллельно ему. Играть на инструментах семейства цитр следует либо перебирая струны пальцами, либо ударяя по ним. Для последнего действия существуют специальные биты. Инструменты семейства цитр имеют резонаторы, роль которых – усиление звука.
Валиха также имеет струны, тоже сделанные из бамбука, как и корпус. Струны имеют ту же длину, что и сама трубка. Они крепятся на обоих ее концах, а затем поднимаются над корпусом при помощи небольших подставок. Сами подставки изготовлены из дерева или сушеной тыквы. Тыква применяется в изготовлении многих африканских инструментов.
Для того чтобы играть на валихе, надо научиться правильно ее держать. Для этого следует держать трубку вертикально вверх или под ладонью. Во время игры исполнитель держит валиху на коленях. Струны следует перебирать кончиками пальцев.
Если говорить об устройстве валихи, то следует отметить три основные составляющие: трубка, подставки и струны. Трубка сделана из бамбука и является основной составляющей инструмента. Подставки нужны для струн. Из самого названия понятно, что их подставляют под струны, тем самым добиваясь эффекта неповторимой игры. Сделаны подставки из кусочков дерева или тыквы. Струны служат для игры и подвластны только музыканту. От его умения зависит качество игры на этом инструменте.
Рассмотрим устройство классического инструмента. В классическом виде валиха представляет собой цилиндрический отрезок полого бамбукового ствола. Полоски коры, отщеплённые от ствола, служат струнами, которые защипываются пальцами. Полосок может быть разное количество – от семи до двадцати. Чаще всего отщипывают тринадцать полосок. Иногда этому количеству придавалось особое значение, связанное с потусторонним миром. Именно поэтому валиха так часто «принимала участие» в религиозных обрядах. Модернизированная валиха снабжена металлическими или жильными струнами и колками. Особенностью валихи является индивидуальный диапазон. Чем искуснее музыкант, тем шире диапазон инструмента.
Валиха отличается компактными размерами. Ее максимальная длина не достигает метра. В среднем, размеры валихи колеблются от сорока до девяноста сантиметров.
Валиха выступает как аккомпанирующий инструмент, но это отнюдь не умаляет ее достоинство. Благодаря вибрирующим звукам, которые извлекает музыкант благодаря перебиранию струн, душа наполняется гармонией, а сердце – благодатью.
Различные религиозные обряды на Мадагаскаре часто сопровождались игрой на валихе. Ее использовали для вызова духов умерших предков. Считалось, что завораживающие звуки валихи покоряют не только живых, но и мертвых, что заставляет их на время вернуться на Землю и пообщаться с родственниками. В настоящее время валиха утратила свое религиозное значение и стала светским инструментом. Ее звучание можно услышать на различных официальных мероприятиях.
ЭрхуЭрху – один из важнейших китайских струнных инструментов. Он является одной из «составляющих» большого семейства струнных инструментов. Всем известные скрипка и виола также входят в это семейство. Семейство это очень разнообразно: в него входят не только простые однострунные скрипки, но и очень сложные струнные инструменты. Ближайшие родственники эрху из наших степей - хакасский икили и алтайский игиль. Итак, эрху – это оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Название инструмента не случайно, оно происходит из двух китайских слов – «эр» - два, «ху» - смычковый.
Строение эрху следующее. Корпус инструмента деревянный. Он представляет собой ящик-резонатор. Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи. От корпуса идет длинное ответвление, которое называется шейка. Ее роль - поддерживать корпус и струны. На конце шейки находятся настроечные колки . От них зависит высота звучания инструмента. От настроечных колок к корпусу тянутся две шелковые струны, на которые непосредственно играют. Для этого имеется смычок, изготовленный из бамбукового стебля. Струна смычка сделана из конского волоса. Смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.
Общая длина эрху – около 70 сантиметров. тональный диапазон инструмента – около 3 октав. Голос эрху мягкий и выразительный. Эрху используется не только в качестве аккомпанемента и ансамблевого инструмента в вокальной и инструментальной музыке. С 20-х годов прошлого столетия эрху является также сольным инструментом, для него создано множество сольных произведений.
Какова техника игры на эрху? Во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки тетиву смычка. При игре пальцами левой руки используется определенный музыкальный прием, который называется «поперечное вибрато». Он заключается в том, что струна как бы продавливается вниз. Этому способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны. Музыкантам-струнникам известно, что смычок необходимо постоянно натирать канифолью. Делается это для того, чтобы облегчить игру на инструменте и «избежать» дребезжания». Смычок эрху довольно трудно «канифолить» из-за особенностей конструкции инструмента. Однако китайские музыканты нашли выход – они используют расплавленную канифоль, которую капают на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора. Затем «канифолят» смычок.
ЛижерикаЛижерика – старинный струнный инструмент Хорватии. Традиционные мотивы на ней можно услышать и сегодня, в основном лижерика служит аккомпанементом для танцев. Как и в прежние времена, «Танец Адриатической области», распространенный вдоль побережья Хорватии и на близлежащих островах, выполняется под музыку лижерики.
Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу. Играющий на лижерике подает указания танцующим. Музыкант импровизирует, подавая команды – говорит в рифму, шутит, нередко с подтекстом. Роль музыканта на этом не заканчивается. Он выбирает, кто и с кем будет танцевать, напоминает об изменении фигур и направлений в танце. Этот человек должен обладать незаурядным воображением, чувствовать энергию танца и музыки. Музыкант не только придумывает сам образы движений, но и поощряет к этому танцоров. В результате получается очень динамичная и чувственная композиция, сочетающая танец и струнную музыку.
В различных областях Хорватии есть свои особенности игры на лижерике. В каждой деревушке есть свой стиль, связанный с историческим развитием, отличающий ее исполнение от других деревень. Кроме того, в такую игру каждый мастер вкладывает что-то свое, индивидуальное и неповторимое.
Сегодня традиции Хорватии сохраняются. Показательные выступления можно видеть на международных фестивалях народных танцев.
Фестиваль Anno Domini, прошедший в Санкт-Петербурге в 2009 году, собрал хореографов, профессиональных танцоров и любителей. Здесь можно было посетить мастер-классы и лекции по игре на народных инструментов Хорватии.
Название «лижерика» происходит от названия другого инструмента – лиры. Лира тоже имеет струны, в древние времена широкое распространение получила на Ближнем Востоке, Греции и Риме. Лира служила для сопровождения пения. На основании старинной лиры и была создана лижерика. Не смотря на то, что лижерика наиболее часто ассоциируется со старинной музыкой Хорватии, данный инструмент по-прежнему является частью современной музыки этого народа. По сей день на свадьбах и других праздниках используются веселые мотивы, исполняемые на лижерике. Сегодня этот инструмент можно увидеть в Дубровнике – город в Далмации, на юге Хорватии.
Играть на данном инструменте могут только люди, вкладывающие свою душу в игру струн, искренне любящие и берегущие традиции своей страны. Музыка лижерики самобытна, передает волнительные чувства, оживляет и оставляет прекрасные впечатления для тех, кто слушал ее игру.
СитарСитар – многострунный индийский музыкальный инструмент. Он относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов с неповторимым оркестровым звучанием. До появления ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2 века нашей эры. До сих пор ведутся споры по поводу возникновения этого удивительного инструмента. Согласно одной версии, ситар был заимствован из Центральной и Западной Азии, где и сейчас много инструментов, схожих по конструкции и звучанию. Другая версия утверждает, что ситар был изобретен в 18 веке известным музыкантом Амиром Хусро.
Название «ситар» произошло от «seh tar», что означает дословно «три струны». Однако в Индии, где инструмент является наиболее популярным, он значительно преобразился. Небольшой резонатор заменили на огромный тыквенный. Кроме того, был добавлен еще один тыквенный резонатор, который был прикреплен к верхушке пустотелого грифа. Отныне дека всегды была богато украшена розовым деревом и слоновой костью. Лады, которые до этого были навязанные жильные, заменили металлическими дугообразными. Далеко не любая тыква подойдет для корпуса ситара. Подходят, как правило, грушевидные тыквы. Для этого их выращивают специально, а затем их подбирают по резонансу. Тыквы растут, но на них уже вырезают узоры. Делается это для того, чтобы все смотрелось естественно. К ситару прилагается медиатор – который служит для извлечения звука. Его надевают на указательный палец.
Основными элементами конструкции ситара являются резонатор и прикрепленный к нему длинный полый гриф, оканчивающийся головкой с 5 колками. У ситара всего 18 колков, 7 из которых находятся на головке, а 11 – сбоку на грифе. Гриф, колки, а также верхняя дека инструмента изготавливаются из дерева тун, которое как нельзя лучше подходит для производства ситаров. У стандартного концертного ситара восемнадцать струн, выполняющих различные функции. Пять струн - основные, две служат для аккомпанемента и одиннадцать выполняют бурдонирующую функцию. Иногда количество струн может быть увеличено до тринадцати. Струны ситара подразделяются на три вида: тараб, чикари и с эффектом эха.
В наши дни ситар не остается в забвении. Известны музыканты, которые достигли больших успехов в игре на ситаре. Например, Рави Шанкар (р. 7 апреля 1920 года) - индийский композитор, широко известен как виртуоз игры на ситаре. Джордж Ха́ррисон (25 февраля 1943 — 29 ноября 2001) — английский рок-музыкант, певец, композитор, писатель, продюсер и ситарист, получивший наибольшую известность как главный гитарист The Beatles. В песнях The Beatles "Norwegian Wood" и "With you, without you" Харрисон играет на ситаре. Ситару посвящена песня «Ситар играл» группы «Кино».
Кото Кото или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Старейшая разновидность кото называется сокёку, по имени которой названа музыка для этого инструмента. Кото известен с древнейших времен. Об этом свидетельствуют археологические находки, датируемые III веком до нашей эры. Это глиняные фигурки музыкантов с кото. Именно с этого времени инструмент стал не только известен, но и приобрел популярность в наши дни.
Кото занимает важное место в дальневосточных музыкальных культурах. Этот инструмент по праву является важным и незаменимым представителем классической музыкальной традиции. Это поистине уникальное положение инструмента. Ни в одной другой музыкальной культуре мира инструменты этого типа не занимают подобного места. Почему же в культуре Дальнего Востока кото так важно? Это объясняется особенностью дальневосточного музыкального мышления, которое основывается на пятиступенчатом структурном архетипе. Кото характеризуется музыкальным непостоянством, в зависимости от ситуации он может звучать по-разному.
Кото не всегда звучало соло. С того момента, когда ему стал аккомпанировать сямисэн, в моду вошел стиль тэгото-моно. Ансамбли из кото и сямисэна приобрели большую популярность и приглашались в самые знатные дома. Стиль тэгото-моно породил новые музыкальные термины. Так, первый раздел партии кото стал называться хон-тэ, а второй – каэ-дэ. Иногда в музыкальной композиции был и третий раздел, который характеризовался бурдонирующим звучанием.
Со временем, к ансамблю из кото и сямисэна добавилась сякухати. Это вертикальная бамбуковая флейта, благодаря которой кото стало еще больше популярно теперь уже в составе трио, что стало основой для нового стиля в музыке – санкёку. Дословный перевод этого стиля обозначает «композиция трех».
Основной разновидностью кото является со-но кото, имеющее тринадцать струн. Каждая из этих струн может быть настроена на любую высоту в пределах трехоктавного диапазона. Этот инструмент был заимствован из Китая и прочно вошел в анналы классической японской музыкальной традиции. Со-но кото вошел в японскую культуру в седьмом веке и сразу же занял одно из ведущих мест в оркестре гагаку.
Никельхарпа Никельхарпа – шведский народный музыкальный инструмент. Первое свидетельство существования никельхарпы датируемое приблизительно 1350 годом, это изображение 2 музыкантов на воротах церкви Щелюнге на острове Готланд.
Название этого инструмента состоит из двух частей. В переводе со шведского nyckel (или knaver) означает «клавиша, ключ». Ещё в древнеримском монохорде под обозначением «ключи» понимали жёстко закреплённые расположения подставки под натянутой струной. Слово harpa имеет множество толкований. Например, клавикорд, родственный монохорду инструмент, своё название заработал именно от слова clavis, и греческого струна — χορδη. Harpsichord - английское название клавикорда даёт право предполагать, что это общее видовое название всех струнных инструментов, таких как гитара или скрипка, которые в своей основе используют принцип монохорда для извлечения мелодии – harp.
Никельхарпа была широко распространена на территории от севера Швеции до Дании и южных границ Германии уже с 16 века. Что же касается теорий происхождения никельхарпы, то можно сказать, что их множество. Бывает, что никельхарпу называют «шведской клавишной скрипкой». Несомненно, можно смело утверждать, что никельхарпа - это шведский музыкальный инструмент, но если верить легендам – каждая страна с удовольствием приписала бы рождение этого инструмента к своей истории.
В настоящее время никельхарпу за её неповторимое звучание используют многие музыканты мира. Например, в Швеции постоянно проводятся фестивали любителей игры на этом удивительном инструменте, а никельхарпе принадлежит право являться одним из символов национальной культурной традиции.
Екин
Екин принадлежит к обширному семейству лютни. Лютни известны с древних времен. Это преимущественно инструмент для богатых. На многих гравюрах прежних веков изображались барышни, играющие на лютне, что считалось хорошим тоном.
Екин – это китайская лютня. В самом названии инструмента скрыта загадка, которую можно быстро разгадать при условии, что владеешь китайским языком. «Е» означает «луна», а «кин» переводится как «струнный инструмент». Неслучайно екин еще называют «лунная гитара». Звуки этого инструмента завораживают и надолго западают в душу как играющему, так и слушающему. Его тональный диапазон довольно обширный – около трех октав. Это позволяет музыканту различного рода импровизации, а также исполнение целого ряда произведений. Корпус екина деревянный, а струны – шелковые. В последнее время современные технологии позволяют заменить шелк на синтетику. Зачастую можно встретить нейлоновые струны, что не влияет принципиально на качество звучания. Инструмент отличается очень компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку. Он легок в переноске и «беспроблемен» даже в длительных путешествиях. Его можно с легкостью переносить на любые расстояния, так как его максимальная длина составляет не более 30 сантиметров.
Нет точных данных о времени появления екина. Лютня с короткой ручкой известна в Китае с пятого или шестого века. Это не единственный в своем роде инструмент, он имел предшественников.
Екин редко выступает как сольный инструмент. Зачастую он является аккомпанирующим средством, что, впрочем, отнюдь не умаляет его достоинства. Многие вокалисты исполняют свои произведения в паре с екином. Эта лютня очень популярна в составе маленьких оперных оркестров.
Екин сопровождает человека в радостные моменты его жизни. Его можно использовать для аккомпанемента танцующим на праздниках. Его своеобразное звучание сослужило хорошую службу и прославило этот инструмент. Если музыкант играет на улице, то это выступление сразу же привлечет публику, что добавит екину новых поклонников.
Крар
Крар – это эфиопская лира. Родственница крара – арфа. Существуют различные виды арф. Крар – не исключение. У него примерно 6 струн, но все зависит от мастера, который ее делает. Изготовление крара – творческая работа. Кроме струн у нее есть корпус, который имеет круглую форму. На конце корпуса находится кольцо. Оно выполняет функцию струнодержателя. К нему привязывают струны, которые затем тянутся к верхнему краю инструмента. По обе стороны от кольца находятся два отверстия, которые называются розетки. Отверстия не сквозные. От другого конца корпуса, противоположного тому, где находится кольцо, располагается конструкция из деревянных веток. Это рамка, она всегда богато украшена. Для этого используют цветные шнурки. Их обматывают вокруг рамки. Среди украшений можно также встретить бусы и даже зеркальца. Украшения не должны задевать струны, ведь от этого напрямую зависит качество игры.
Играют на краре, ритмично перебирая струны. Чтобы представить себе эту технику, вспомните, как играют на арфе. Принцип тот же самый. Во избежание какофонии, ненужные струны прикрывают рукой, тем самым заглушая их звучание.
Крар – популярный инструмент в странах Восточной Африки. Он не утратил своей роли и в наши дни. Принимая во внимание простоту его изготовления, он популярен не только у современных жителей Африки, но и у различных племен. Конечно, сейчас племена не живут «в глубокой темноте», но все же они очень чтят традиции предков и пытаются их не растерять.
Звук крара завораживающий и даже немного гипнотический. Именно поэтому его используют в основном во время религиозных церемоний. Тональный диапазон инструмента не стабильный. Каждый инструмент в этом плане уникален. Все зависит от количества струн. Чем их больше, тем шире диапазон крара.
Древние ударные музыкальные инструменты
КалангуКалангу относится к семейству барабанов. Надеюсь, что все видели барабаны, но не все знают, что их множество видов, одним из которых и является калангу. Барабаны относятся к ударным инструментам и обычно состоят из одной или двух рабочих ударных поверхностей. Эти поверхности присоединены к корпусу, который как правило играет роль резонатора.
Кулангу распространен в Западной Африке. Мы мало что знаем о традициях африканских народов. Для обыденного сознания здесь открывается гораздо больше тайн, чем открытий. Сегодня одной тайной станет меньше и связана она с «разоблачением» кулангу. Этот барабан называют еще двухголовым, потому что у него две рабочие поверхности, расположенные на противоположных сторонах . Этот барабан традиционно используется племенем Хуаза из Нигерии. Именно там кулангу называют «говорящим» барабаном и относятся к нему очень уважительно. Играя на кулангу, можно изменять высоту звучания. Таким образом музыкант может имитировать тональности языков различных племен.
Кулангу – религиозный инструмент. Его часто применяют в различных обрядах. Игрой на кулангу сопровождают различные заклинания или ритуальные танцы. Другое назначение кулангу – передача сообщений. В данном случае этот барабан выполняет функции телеграфа. Есть сообщения, которые нужно передать немедленно и на большое расстояние. Что же делать? В племенах, где нет мобильной связи или интернета, нет другого выхода, как пользоваться музыкальными инструментами. Кулангу как нельзя лучше подходит для этого. Выстукивая определенный ритм на кулангу, музыкант сообщает о событии. Так срочная информация становится доступной.
Устройство кулангу отличается простотой. Главная часть барабана называется головой. Именно по ней музыкант ударяет для извлечения звуков. Не забывайте, что кулангу – двухголовый инструмент, поэтому использовать при игре можно две головы одновременно. Исполнитель наносит удары пальцами или кривой палкой по кожаной поверхности барабана. То, с какой частотой наносить удары, зависит от желания музыканта. Это может быть спокойная мелодия или же наоборот динамичная и заводная.
Второй составляющей кулангу являются стяжки. Они играют очень важную роль при игре. Стягивая стяжки, исполнитель усиливает натяжение кожи на поверхности барабана. Это повышает высоту звука. Корпус инструмента выполнен из дерева, а ударная поверхность изготовлена из лошадиной кожи. Стяжки также делают из кожи. Кулангу отличается компактными размерами. Его длина не превышает 40 сантиметров, а диаметр – не более 20 сантиметров.
Впервые кулангу появился в племени Хауза, в Нигерии. Именно там кулангу сопровождает людей не только во время праздников, но и в бытовых ситуациях. Например, такие противоположные занятия, как сельскохозяйственные работы и свадьба не обходятся без участия кулангу.
Кулангу – не единственный барабан, распространенный в Африке. Многие племена используют похожие на кулангу барабаны. Кулангу относится к классу мембранофонов. Это значит, что звук производится благодаря вибрации натянутой кожи. Исполнитель стучит по поверхности барабана, она вибрирует и слышен звук. Техника проста, как все гениальное.
Кулангу ассоциировался с мясниками племени Хауза. Именно они были и остаются основными исполнителями на кулангу. Инструмент по-своему уникален. Внешне он может показаться непритязательным, но это впечатление обманчиво. Кулангу сопровождает человека и в работе и в отдыхе. Мало найдется инструментов способных «идти в ногу» с человеком. Вот почему кулангу по праву занимает особое место в культуре Африки и является частью мирового культурного наследия.
Маримба
Маримба – это ударный музыкальный инструмент. Это родственник ксилофона, с которым маримбу роднит устройство. Маримба состоит из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками. Деревянные бруски называются клавишами, которые обычно делаются из дерева hormiguillo (Platymiscium dimorphandrum). На маримбе, так же как и на ксилофоне, могут играть одновременно два исполнителя. Отличает маримбу от ксилофона качество звука. Дело в том, что звук, издаваемый каждым бруском маримбы, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Есть даже мнения, что маримба является улучшенным ксилофоном – с резонаторами и более широким звуковым диапазоном. Однако не стоит забывать, что ксилофон и маримба – разные инструменты со своей историей и манерой звучания.
До сих пор вызывает споры происхождение маримбы. По этому поводу существует три версии. Согласно первой версии, маримба возникла на африканском континенте, в Анголе. По второй версии, маримба родилась в Индонезии, а по третьей версии, маримба – выходец из древней культуры майя. В подтверждение третьей версии свидетельствует археологическая находка. На церемониальной вазе из Ратинлиншуль, в настоящее время находящейся в музее Университета Пенсильвании, США, нанесено изображение музыканта с инструментом, похожим на маримбу. Но все-таки, какая из версий оригинальна и правдива, остается загадкой.
С маримбой связано множество легенд. По одной из них, бытующей в мифе жителей Южной Африки, жила некогда богиня по имени Маримба. Однажды они создала инструмент, вешая тыквы ниже деревянных брусков. Этот факт сейчас упоминается как источник названия инструмента.
Маримба стала родным инструментом не только для жителей Африки, но и для жителей Гватемалы, Мексики и некоторых других стран Латинской Америки. Именно латиноамериканская маримба была взята за основу Джоном К. Диганом для дальнейшей реконструкции. Джон К. Диган – известный акустик и строитель ударных инструментов – принципиально изменил древнюю маримбу. Он заменил деревянные резонаторы на металлические и установил эталон её настройки. Он также доказал, что розовое дерево является лучшим акустическим проводником для тоновых пластин маримбы. Диган не ограничился теоретическим изучением инструмента, он желал его массового распространения, поэтому его компания «J.C. Deagan, Inc.» наладила промышленный массовый выпуск маримб.
Дарбука. ДумбекБарабан на востоке – не просто музыкальный инструмент, это – хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. С помощью дарбука можно извлекать такие ритмы, которые передают радость и печаль. Именно благодаря дарбуку поднимают бойцовский дух воинов и кулачных бойцов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества.Существует много синонимичных названий дарбука, это и тарбука (Узбекистан, Таджикистан, Афганистан), и дарабука (Румыния), а также тарамбука (Болгария) илидумбек. (Армения) и многие другие.
География распространения этого инструмента очень обширная, что свидетельствует о неугасающем к нему интересе. Это древний инструмент, насчитывающий в своем развитии тысячелетия. Нет точных сведений о первом появлении дарбука. Так, согласно одним источникам, первая дарбука появилась в четырнадцатом веке до н.э. и представляла собой односторонний барабан среднего размера с сильным и глубоким звуком. Древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Традиционно инструмент изготавливался из керамики, но которую натягивали козлиную или верблюжью кожу. Позже для изготовления дарбуки стали применять стволы деревьев, алюминий, медь и пластик.
По другим сведениям, барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века. Кроме того, в алтайских захоронениях, датированных 5 веком до н.э., также обнаружены схожие барабаны. Есть сведения, что на Ближнего Востока, который традиционно считается Родинойдарбука, свидетельства о его существовании были обнаружены в XI веке до н. э. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш». Таким образом, несмотря на разнящиеся истории возникновения дарбука ясно одно – этот инструмент прочно вошел в историю и не забыт в наше время.
Если первые инструменты были, как уже было сказано выше, из глины, то в последнее время стали популярны металлические дарбуки, мембраной которых служит специальный пластик. Глиняные барабаны имеют классический вид, но очень хрупкие. Металлические же дарбуки можно настраивать, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, чего нельзя сделать с дарбуками из глины. Для придания мелодии колоритности и неповторимого очарования внутрь дарбуки помещают небольшие съёмные металлические тарелочки, позвякивающие при игре.
Важно правильно настроить инструмент.
Для этого, как ни странно, использовали огонь. С древних времен и по сей день дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая их у огня. От тепла мембрана натягивается, звук меняется, после чего дарбука может выступать в роли сольного барабана, который традиционно звучит выше остальных барабанов. Гораздо проще в плане настройки дарбуки с пластиковыми мембранами, которые не нужно настраивать перед каждым выступлением. Это делается один раз. Мембрану натягивают до получения нужного звука специальными ключами.
Инструмент отличается компактными размерами. Так, средняя высота инструмента — четыреста миллиметров, диаметр — около трёхсот миллиметров. От размеров зависит название барабана. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднее между таблой и дохоллой.
Есть много видов дарбука, но среди них выделяются два основных: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены, что щадит пальцы и облегчает перекаты пальцами, но затрудняют щелчки. У турецких дарбук края верхней части барабана не сглажены, что позволяет легко использовать щелчки при игре. Отличаются инструменты и по манере изготовления. У египетских дарбук у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, в которое утоплены болты. У турецких инструментов болты вынесены вовне, что может мешать новичкам. Важно отметить, что чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана.
Как правильно держать этот инструмент?
Традиционно его держат с левой стороны. Египетский композитор и театральный деятель Дарвиш Сейид говорил, что во время игры надо прижимать дарбук ее к левому боку, поскольку из левого ребра Адама бог создал Женщину – то великое чудо, которое нас вдохновляет, дарит любовь, страдания и жизнь. Не только очертания женского тела, но и саму ее стихию и страсть повторил собой этот барабан.
Играют на дарбуке сидя или стоя.
В первом случае барабан держат на коленях, придерживая его левой рукой. Во втором случае барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо. Играют ладонями и пальцами обеих рук. Правая рука является ведущей, левой создают ритм. Можно также использовать при игре специальную палочку, называемую çubuk.
Основные ритмы игры на дарбуке: максум (распространен повсеместно), сайди (популярен в Верхнем (Южном) Египте), чифтетели (популярен в народных греческих и турецких песнях, а также в современном турецком джазе).
В современных музыкальных традициях нельзя обойтись без дарбука. Так, этот инструмент был использован в 1863 году в опере Гектора Берлиоза «Троянцы». В тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году Халим Эль-Дабх сочинил первые композиции для дарбуки и оркестра, премьера которых состоялась в Нью-Йорке. В настоящее время дарбука широко применяется в современной арабской поп-музыке.
Этот инструмент можно приобрести, в основном, в Египте и Турции, причем цены на него могут разниться от нескольких долларов до украшенных перламутром шедевров ручной работы за несколько сотен. Кроме того есть известные международные фирмы-производители, такие как Remo, Meinl, Gawharet el Fan, Kevork, Mid-East Mfg.
Турецкий полумесяц
Некоторые музыкальные инструменты имеют совсем не музыкальные названия. Например, турецкий полумесяц. С одной стороны, это сочетание может иметь прямой смысл. Так, турецкий полумесяц присутствует на национальном флаге Турции, где красуется на красном фоне. Другой смысл турецкого полумесяца – это название музыкального инструмента.
Название инструмента не случайно. Внешне он напоминает полумесяц на штыре. Турецким он называется потому, что инструмент изначально зародился в Турции. Турецкая музыка — или музыка янычар — старинная военная музыка турок. Ударные инструменты имели в ней сильно преобладающее значение над малочисленными духовыми, игравшими мелодию. Группа этих ударных инструментов — турецкий барабан, шест с перекладинами и полумесяцем, увешанными бубенчиками, тарелки, треугольник.
Турецкий полумесяц относится к семейству погремушек и трещоток. Погремушка — ударно-шумовой инструмент, использующийся в шаманских ритуалах. Основные элементы — камера (собственно сама погремушка) и наполнитель. Некоторые погремушки также имеют ручку-держатель. В шаманских традициях погремушка часто украшается перьями, бисером, на камеру наносится рисунок. Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.
Вот такое интересное семейство породило турецкий полумесяц. Рассмотрим его основные составляющие. Инструмент состоит из деревянного шеста, на котором находятся бубенчики в виде полумесяца. Деревянный шест держат вертикально и трясут вверх-вниз. Бубенчики на инструменте маленькие, изготовленные из металла. Венчает шест украшение, которое называется мусульманский полумесяц. Это украшение похоже на китайскую шляпу. Когда музыкант двигает шест, «шляпа» скользит вверх и вниз, тем самым добавляя резкость и треск звукам.
Изначально турецкий полумесяц предназначался для военных оркестров турецкой армии. В Европу он проник только в восемнадцатом веке, где тоже стал использоваться преимущественно военной сфере. Инструмент можно не только встряхивать, но и ударять о землю в такт музыке. Инструмент этот довольно высокий. Его общая длина может достигать до двух метров. И это не случайно, так как турецкий полумесяц – «публичный» инструмент. Это не только инструмент, но и эстетичная конструкция. Его не сложно транспортировать при необходимости, так как вес небольшой, но все же инструмент не для развлечений в компаниях. Во время официальных церемоний с участием государственных оркестров дирижер идет или стоит во главе оркестра и иногда дирижирует с помощью турецкого полумесяца. Это очень зрелищно и незабываемо.
Инструмент относится к классу идиофонов. Это означает, что он воспроизводит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен корпус. Многие инструменты зависимы от дополнительных составляющих для извлечения звука. Так, например, скрипке нужны струны, а барабану – натянутая на его поверхность кожа животных. В случае с турецким полумесяцем все гораздо проще – никаких дополнений к инструменту не требуется. В этом плане инструмент самодостаточен.
Сейчас турецкий полумесяц не так сильно распространен, как этого хотелось бы. Он по праву занимает особое место в мировой музыкальной культуре, а также в традиционном наследии Турции.
БонангБонанг относится к немногочисленному семейству гонгов. Оно включает только три представителя – там-там, бонанг и гонг агенг. Гонг — традиционный древнекитайский самозвучащий ударный музыкальный инструмент, принадлежит к металлическим идиофонам с неопределённой высотой звучания, обладает мрачным, грозным, зловещим тембром. Изготавливается из сплава, близкого бронзе. Инструмент обладает способностью долго вибрировать после удара, давая многократные волны нарастания и удаления звука и создавая, таким образом, впечатление колоссальной звуковой массы. Он занимает очень важное место в оркестре национальных инструментов, и применяют его чрезвычайно широко. Гонг также является главным инструментом в ансамблях народных музыкальных инструментов, присутствует в исполнении оперы; удары гонга служат в качестве аккомпанемента для танцев, кроме того, его используют в канун праздника «Дуаньу», когда на юге Китая проходят соревнования на драконовых лодках. В большом оркестре роль большого гонга заключается в создании гнетущей атмосферы и усилении ритма. А в опере, его часто используют для отображения твердого характера сильной личности.
Бонанг еще называют подвеска с гонгами. Он является важной составляющей оркестра ударных инструментов на острове Ява в Индонезии. На острове Бали бонанг имеет брата-близнеца, который называется реонг. Они - как две капли воды похожи.
Бонанг относится к ударным музыкальным инструментам. Его тональный диапазон сравнительно небольшой – две октавы. В зависимости от настройки тональный диапазон может значительно расшириться – до трех октав. Это позволяет инструменту исполнять довольно обширный репертуар и разнообразные импровизации.
Основной составляющей бонанга являются бронзовые гонги, которые устанавливаются горизонтально и подвешиваются на жгутах. Эти гонги находятся на деревянном основании. Каждый гонг имеет в центре выпуклость (пенчу). По гонгам следует ударять специальными молоточками, обмотанными на конце хлопчатобумажной тканью или верёвкой. Как правило, основание богато украшено или расписано яркими красками. Иногда под гонгами подвешиваются шарообразные резонаторы из жженой глины.
Инструмент довольно громоздок, что не всегда позволяет легко его транспортировать. Его общая длина составляет полтора метр, а ширина может достигать 70 сантиметров. Инструмент относится к классу идиофонов, как и его «основатель» - гонг. Это означает, что бонанг воспроизводит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен корпус. Многим другим инструментам требуются дополнительные составляющие для воспроизведения звуков. Так, например, это могут быть струны или натянутая кожа животных. В этом отношении бонанг самодостаточен. Ему не требуются дополнительные составляющие. В этом заключается уникальность инструмента.
Бонанг- это аккомпанирующий инструмент. Он не воспроизводит главных нот мелодии. Он предназначен для игры серии быстрых нот, которые украшают основную мелодию и придают ей неповторимый колорит. Звук бонанга мягкий и певучий, медленно угасающий. Среди бонангов различают мужские (вангун лананг) и женские (вангун ведон). У первых гонги имеют высокие бортики и более выпуклую поверхность, у вторых они более низкие и плоские. Также различают в зависимости от размера бонанг пенерус (малый), бонанг барунг (средний) и бонанг пенембунг (большой).
Бонанг – один из тех инструментов, которые считаются необычными и поэтому привлекают внимание. Те, кто умеет на нем играть, сразу становятся центром интереса и любимцами поклонников необычной музки.
Куге
Колокольчики и колокола – это музыкальные инструменты, которые очень важны не только для мировой музыкальной культуры, но и для искусства нашей страны.
Колокольчики (итал. campanelli, фр. jeu de timbres, нем. Glockenspiel, иногда на немецкий манер называются глокеншпилями) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано, блестящим и ярким – в форте.
Что касается колокола, то он используется или в религиозных целях, или в общественно-политических (как набат, для созыва граждан на собрание). Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.
Куге относится к семейству колоколов-подвесок. Колокольчики – это, пожалуй, один из самых ярких представителей этого семейства и самый распространенный. Каждый из нас уже играл на колокольчиках, сам того не подозревая. Каждый год выпускники школ слышат последний звонок, который «исполняется» именно на колокольчике.
Что такое куге?
Это пара кованых железных колокольчиков. Они соединены между собой петлей. У каждого из колокольчиков своя высота, что придает игре особую пикантность. Тональный диапазон куге – две высоты с разницей в пять нот. Это не означает, что куге относится к второстепенным инструментам. Конечно, сольные партии на куге исполнять нельзя, имея в виду его небольшие возможности. Чаще всего куге выступает в качестве аккомпанирующего инструмента. Это позволяет сделать музыку в целом более выразительной и захватывающей.
Куге отличается компактными размерами. Это значительно облегчает его транспортировку. Общая длина куге не превышает тридцати сантиметров. Можно без проблем взять куге с собой и переносить его на любые расстояния. Это очень удобно, поскольку инструмент не тяжелый и не создающий проблем своему владельцу.
Куге относится к классу идиофонов. Это означает, что инструмент воспроизводит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен корпус. Это свидетельствует о том, что куге – самодостаточный инструмент. Многим музыкальным инструментам нужны дополнительные составляющие для воспроизведения звуков. Куге не нужно ничего, что помогает воссоздать звуки. К колокольчикам прилагается ударник. Это палочка, сделанная из рога белой антилопы. Ей нужно ударять по стенкам колокольчиков для воспроизведения звучания.
Сдвоенный железный колокольчик является одним из распространенных инструментов Бразилии и Карибских островов. Там куге используется как аккомпанемент танцевальной музыки. Куге использовался также для передачи информации. Народ племени Хауза использовал куге для передачи различных сообщений, а также религиозных ритуалах. В умелых руках куге может даже имитировать слова. Именно поэтому он с успехом использовался в информативных целях.
Барабанная трещотка
Барабанная трещотка соединяет в своем названии два инструмента – барабан и трещотка. Инструмент принадлежит семейству барабанов, однако его звук вовсе не похож на барабанную дробь. Это скорее звук трещотки.
Барабан относится к семейству ударных музыкальных инструментов. Он распространён у большинства народов и используется в составе многих музыкальных ансамблей. Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла, акрилового пластика или даже глины. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.
Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки состоят из набора тонких дощечек, которые соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева. Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом.
Барабанная трещотка является представителем ударных инструментов. Ее корпус имеет круглую форму, что напоминает барабан. Корпус состоит из деревянного обруча, обтянутого кожей животных. По такому же принципу изготавливается барабан. Его поверхность тоже обтянута кожей животных. Следующей составляющей инструмента является ручка, которая отходит от корпуса. Она покрыта скрученной кожей. Корпус может быть украшен узорами, которые различаются в зависимости от местности и народа. Внутри корпуса находятся гремящие шарики. Как правило, это семена или зерна кукурузы.
Исполнитель держится за ручку и совершает потряхивающие движения. Семена внутри корпуса приходят в движение, и инструмент начинает «петь». Барабанная трещотка отличается компактными размерами, что значительно облегчает ее транспортировку. Конечно, нет четких размеров инструмента, тем более, что он изготавливается вручную. Мастер учитывает также пожелания заказчика. Однако инструмент не превышает, тем не менее, пятидесяти сантиметров.
Барабанная трещотка относится к классу мембранофонов. Это означает, что инструмент производит звуки благодаря вибрации кожи. Этот факт опять же роднит барабанную трещотку с обычным барабаном, который также относится к мембранофонам. Что значит вибрация кожи? Когда исполнитель трясет инструмент, зерна кукурузы ударяются о внутреннюю сторону натянутой кожи. Она приходит в колебательные движения, то есть начинает вибрировать и получается звук.
Барабанную трещотку придумали американские индейцы. Она проста в изготовлении, что и породило ее популярность у этих народов. Это церемониальный инструмент. Он используется в различных заклинаниях. Это могут быть как общения с потусторонним миром, так и «притягивание» обильного урожая. Звуки барабанной трещотки помогали хорошему росту зерна.
Таким образом, барабанная трещотка являлась неотъемлемой частью жизни людей. Она выполняла положительную функцию, помогала людям приманить удачу. Сейчас этот инструмент, несмотря на его неширокое распространение, остается частью мирового культурного наследия и повествует нам о тех далеких временах, когда люди искренне верили в чудо и живительную силу музыки.
АнгклунгАнгклунг является частью семейства трещоток и погремушек. Ангклунг – это один из видов скользящей трещотки. Его построение не отличается сложностью. К основанию вертикально крепятся бамбуковые стойки. Из них состоит рамка инструмента. Между ними располагаются бамбуковые трубки разной длины. Разница в размерах трубок не случайна. От этого зависит высота звука. Иными словами каждая трубка соответствует определенному звуку. Не менее двух трубок свободно свивают внутри рамки. В основании инструмента находится щелевой резонатор, который помогает воспроизвести звук трещотки. Инструмент часто украшен. Так, трубки могут символизировать деревья и быть украшены листьями.
Следует отметить, что у многих звук трещотки ассоциируется с чем-то резким и неприятным. В случае с ангклунгом это не так. Звук очень мягкий и нежный. Он приятно ласкает слух. Ангклунг производит звук только определенной высоты. Каждая из трубок настроена на октаву. Для того, чтобы играть на ангклунге, достаточно его просто встряхнуть.
Ангклунг – ансамблевый инструмент. В Индонезии, например, на островах Ява и Бали существуют целые музыкальные группы, состоящие из одних ангклунгов. Часто не менее трех музыкантов играют вместе. Поскольку инструменты настроены по-разному, они очень необычно звучат, составляя вместе единую мелодию.
Ангклунг очень компактный. Его общая длина не превышает пятидесяти сантиметров. Зачастую это инструмент бродячих музыкантов, которые играют, где придется. Инструмент уникален в том плане, что производит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен его корпус. Таким образом, ангклунг – это кроме того инструмент, заставляющий петь бамбук. Многим инструментам нужны или струны или натянутая кожа животных для извлечения звуков. В случае с ангклунгом все очень просто. Вы его встряхиваете, и музыка уже звучит.
Ангклунг часто используется как аккомпанемент танцующим. Он создает нужный ритм танца, тем самым помогая передать его характер. На Западной Яве есть подобный ангклунгу инструмент, состоящий из четырнадцати трубок. На нем часто играют во время местных праздников. В ансамбле кроме ангклунга может быть барабан и гонг. Получаются традиционные наигрыши Индонезии. В случае с ангклунгом можно сказать – чем проще инструмент, тем это лучше. Его можно быстро изготовить без лишних затрат, а музыка его будет радовать не только вас, но и всех тех, кто хоть раз его услышит.
Заключение
Согласно историческим источникам, в древности насчитывалось около тысячи музыкальных инструментов, из которых примерно половина дошла до наших дней.
Музыка была составной частью разнообразных обрядов, бытовавших практически у всех народов древности. Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые. И ничего, что музыкальные инструменты наших предков были несовершенны, они ничуть не уступали тем, кто посвятил себя искусству звуков спустя многие столетия. Важно, что из каждого инструмента лилась не похожая на другие, мелодия.
Традиции древних цивилизаций в различных странах сохранялись по-разному: если музыка Египта, Двуречья или античности воспринимается сейчас как далекое прошлое, то для Индии и Китая древняя музыка – часть современной музыкальной культуры. Немало ценных достижений пришло в музыкальную культуру с древнего востока. Но страной, оказавшей решающее влияние на все последующее развитие искусства, стала Эллада, как называли свою страну древние греки. Здесь звучали самые разнообразные музыкальные инструменты. Но чаще других можно было услышать лиру. Вероятно, поэтому именно лира, а не какой-нибудь другой музыкальный инструмент, стал символом поэзии и музыкального искусства.
В наши дни музыка древних цивилизаций не звучит. Но не помнить о музыкантах и музыкальных инструментов прошлого – нельзя. Это все равно, что не проявлять уважение к культуре того народа, кто создал этот музыкальный инструмент и принес его звучание в наш мир.
Используемая литература
1. «Мир музыки» Марк Зильберквит. Издательство «Детская литература», 1988 г.
2. Музыкальные инструменты Древнего Египта и Двуречья. Энциклопедия
3. Музыкальные инструменты Древней Индии и Китая. Энциклопедия
4. Античные музыкальные инструменты. Энциклопедия
5. Музыкальные инструменты средневековой Европы. Энциклопедия
6. Струнные смычковые и щипковые инструменты. Энциклопедия