КОНСПЕКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.Цели:
Образовательные:
углубить знания обучающихся об однородных членах предложения, совершенствовать умения находить предложения с однородными членами, обобщающими словами, разными рядами однородных членов в одном предложении;Развивающие:
- развивать умение объяснять знаки препинания в предложениях с однородными членами с помощью пунктуационных правил, правильно интонировать предложения этого типа, конструировать предложения, строить высказывания
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.познавательную активность и творческие способности учащихся.
Оборудование: презентации (творческие проекты учащихся по теме «Предложения с однородными членами»), задание, текст, тесты.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.Технология проведения: защита проекта (создание мини-справочника)
Эпиграф урока: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
К. Паустовский
Ход урока
І. Организация классаII. Сообщение темы и цели урокаСлово учителяДети, скажите, пожалуйста, над каким разделом мы сейчас работаем?
Что изучают эти разделы?
Почему мы их изучаем вместе?
Какая тема прорабатывалась на предыдущих уроках?Сегодня перед нами стоит задача – повторить и обобщить изученный материал по теме «Предложения с однородными членами». И именно сейчас у вас будет возможность представить свои проекты, которые будут использованы для создания мини-справочника.(Ученики заранее были разделены на три группы, которые получили задание подготовить теоретический материал по изученной теме и практическое задание: І группа – «Однородные члены предложения», II группа – «Однородные и неоднородные определения», III группа – «Обобщающие слова при однородных членах предложения».)
III. Мотивация учебной деятельности
1. С какой целью вы изучали эту тему? 2. Какие именно знания вы должны были получить?13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Слово учителяМного поэтов восхищалось красотой родного края. Для каждого своя земля является лучшей и самой милой. Поэт В. Духанин выразил любовь к России такими строками:Что такое Россия? Это полная жизни,Счастья, бодрости, радости, света весна,Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,Когда лес зашумит, отошедший от сна.- Какими словами автор передает красоту Родины?
(Это полная жизни,Счастья, бодрости, радости, света весна).- Подберите прилагательные к слову Родина?- Можно ли эти слова назвать однородными?IV. Повторение и обобщение изученного материала 1. І группа представляет собранный материал по теме «Однородные члены предложения».Практическое задание для II и III групп- Записать предложения, расставить необходимые знаки препинания, определить однородные члены, указать, какими членами предложения они выступают.
1. Весёлые смеющиеся визжащие кричащие девочки вбежали в комнату.2. В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются.
3. Жёлтые синие фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.
4.Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.5. Девочка отвечала на экзамене бойко толково прекрасным языком.
6. Дождь шел нудный равномерный без грома и без молнии.
(Ученик-эксперт проверяет правильность выполнения задания.) 2. II группа представляет свою работу по теме «Однородные и неоднородные определение».Практическое задание для І и III группТворческий марафон - Дополнить предложения определениями (в первом случае определение были однородными, во втором – неоднородными).... .... .... облака сновали над горами.Над ... .... землей начинается утро.Под вечер на ... ... море налетели белые паруса.(Восьмиклассники зачитывают составленные предложения, ученик-эксперт приводит возможные варианты ответов, анализирует их.) 3. Представители III группы защищают подготовленную презентацию по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»Практическое задание для І и II групп
·- Записать поданы предложения, расставить знаки препинания, начертить схемы.Пронзительно кричала птица петухи гуси индейки.
Лес прекрасен всегда и в зимние дни и весной.
На дорожках на скамейках на крышах машин всюду лежали желтые кленовые листья.
В коллекции дяди Вани было много кинжалов и ножей ружей и пистолетов украшенных камнями. (Эксперт проверяет правильность намеченных учениками схем)4. Тренировочные упражнения.
Задания для всех групп
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Вспомните, как связываются однородные члены в предложении?- Указать средства выражения однородности в предложениях.И вам вспомнится садик высокое крыльцо летучие звезды тихая летняя ночь...
Тёплые цвета – это краски осенних листьев огня и солнца спелых яблок многих цветов. Тянутся к солнцу и цветы и травы ветви кудрявые горы голубые.
5. Самостоятельная работа с текстом (текст роздан каждому ученику)
-Ученики читают текст
Береза
1. Березки похожи на деревенских девчонок, которые пошли в лес по грибы, да заигрались, забросили корзинки и пошли хороводом по полянке под веселые задорные песни. 2. Тонкое и стройное, словно юная девушка, это деревце всегда тянется к солнцу. 3. Береза для нашего народа издавна была символом женственности, молодости, радости.
4. Береза – это дерево бесконечного вдохновения для поэтов и художников, ее красота не оставляет равнодушным никого: ни ребенка, ни взрослого.
5. Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.6. Есть в березе особенная хрупкая, нежная и изящная красота, что заставляет трепетать сердца и души людей.
7. А как легко и свободно дышится летом в березовой роще!
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
И зимой и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен и называют её ласково – берёзка.
-Выполнение тестовых заданий1. Какому предложению соответствует данная схема?О, О и О.а) 1; б) 2; в) 4.2. Какое предложение осложнено несколькими рядами однородных членов?а) 3; б) 1; в) 5.3. Какое предложение осложнено однородными приложениями?а) 7; б) 2; в) 6.4. В каких предложениях употреблено однородные определения?а) 2,4; б) 2,6; в) 2,3.5. Каким членом предложения выступают слова «поэтов», «художников»?а) приложением; б) составным именным сказуемым; в) дополнением.6. Какой частью речи является слово «равнодушным»?а) прилагательным; б) причастием; в) деепричастием.7. Какой способ связи между сказуемыми в 5 предложении?а) союзный; б) смешанный; в) бессоюзный.8. Какой союз употреблен при однородных определениях в 6 предложении?а) соединительный; б) противительный; в) разделительный
9. Во 2 предложении однородными являются:а) определения; б) приложения; в) обстоятельства.10. Какое из представленных предложений является сложным?а) 2; б) 3; в) 5.11. В каком предложении при однородных членах есть обобщающее слово?а) 6; б) 2; в) ни в каком.12. Какое предложение осложнено однородными обстоятельствами?а) 7; б) 4; в) 1.V. Итог урокаИнтерактивная упражнение «Незаконченные предложения» - Однородные члены предложения – это ....- Однородными бывают такие члены предложения ...- Тип связи однородных членов предложения бывает ...- Определение бывают ...- Знаки препинания при обобщающих словах...VI. Оценивание работы групп
VII. Домашнее задание- Написать сочинение на тему «Красота и величие родного края», используя предложения с однородными членами.
Знать
Какие члены предложенияназываются однородными
Какой связью объединяютсяоднородные члены предложения
Какие разделитель-ные знаки ставлятся в предложениях
с ОЧП
Какие есть виды
ОЧП
Какая интонация
предложе-ний с ОЧП
Уметь
Определять однородные члены в предложени-ях, ставить к ним вопросы
Определять слово,
к которому
они относятся
Расставлять
запятые в предложе-ниях с однородными членами
Правильно интонировать предложения, осложненныеоднородными членами
Союзный
(сочинительные союзы)
Смешаний
(интонация, союз)
Бессоюзный
(только интонация)
Тип
связи
однородних членов предложения
15