Конспект урока по русскому языку на тему Употребление причастий и деепричастий

Тема урока «Употребление причастий и деепричастий»
Класс седьмой
УМК, на основе которого строится урок, – УМК Бабайцевой В.В.
Тип урока: урок решения практических и проектных задач.

Цели урока
Закрепить знания по темам «Причастие», «Деепричастие».
Отработать умение использовать причастия и деепричастия в устной и письменной речи.
Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, навыки работы в паре, в группе, умение ставить перед собой цель и достигать ее с помощью различных видов деятельности.
Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Профориентационная работа.
Виды деятельности обучающихся:
индивидуальная;
групповая;
Оборудование урока:
интерактивная доска;
карточки с заданием;
цветные иллюстрации;
периодические издания (районные газеты);
Учебно-методическая литература, на основе которой урок разработан:
УМК Бабайцевой В.В.,
журналы «Русский язык в школе»;
журнал «Русский язык» , издательство «Первое сентября»;
Интернет-ресурсы
Ход урока
класс делится на две команды – две редакции газет;
учитель объясняет задачу урока (собрать два номера газет), назначает на должности работников редакции:
редактор – 1 человек (капитан команды),
журналист – 3 человека,
корректор – 2 человека,
фотокорреспондент – 2 человека,
рекламный агент – 3 человека,
3) учитель представляет членов жюри.

Ход игры
Команды придумывают названия газет (записываются на доске).
Словарная разминка. Участники по одному выходят к столу учителя и записывают словосочетания. Работы передаются жюри.
* Стелющийся туман, потерянная книга, сдержанный смех, усыпанная листьями, разбросанные вещи, сложенный чемодан, незащищенный дом, убаюканный ребенок, спетая песня, неожиданная встреча, очарованный странник, просеянная мука, письмо не закончено, нескошенный луг, поющие скворцы, невиданное зрелище, отлитый в бронзе, прополотые грядки, зверь не укрощен, унесенные ветром, неразгаданная тайна, неиспользованное время, недогоревшая заря.
Задания для фотокорреспондентов и рекламных агентов.
Фотокорреспонденты получают картинку-фото. Задача: в течение 10 минут составить по картинке короткий рассказ, используя причастия и деепричастия (не менее 10 предложений).
Рекламные агенты получают учебники. Задача: в течение 10 минут придумать рекламный текст, описав достоинства и качества, используя причастия и деепричастия (не менее 10 предложений).
4. Задания для редакторов. Редактор – главный и лучший специалист в редакции газеты. Он не только координирует работу всех отделов, но и несет ответственность за напечатанные материалы. Поэтому необходимо проверить профессиональную пригодность редакторов газет. Задача: в приведенных ниже словах подчеркнуть только причастия.
* Крепкий, пахнущий, укрепленный, крепчайший, действующий, действенный, действовавший, бережный, сбереженный, оберегаемый, сберегательный, замеченный, заметный, замечаемый, замечательный, замечающий, заметивший, мягчайший, смягчающий, производящий, производственный, строительный, строящийся, строившийся, стройный, построенный, представленный, представительный, представивший, предстоящий.
В дальнейшем редакторы контролируют работу сотрудников своих газет, помогая им.
5. Задание для журналистов. Журналист – творческая личность. чтобы статьи были интересны читателям, они должны быть написаны грамотно и достоверно. Насколько же велик словарный запас журналистов и развито их языковое чутье? Задача: составить с указанными словосочетаниями предложения.
* Улыбающийся ребенок; лопнувшие почки; мерцающие звезды; объясняющий правило ученик; скосивший траву старик; подрезавший кусты садовник; любящий мать; летящая стрела; потухший костер; нарисованная картина; цветущая яблоня; протертые овощи; пролитое молоко; удивленные глаза; зеленеющий лес; увядающий сад; продрогший щенок; сшитое платье; изданная книга.
6. Задание для корректоров. Корректор – ответственная должность, через него проходят статьи журналистов, письма читателей, объявления, рекламные материалы. Он выверяет тексты, устраняет неточности. Задача: найти предложения, в которых допущены ошибки, исправить их.
* Сидя у окна, бабушка сматывала шерсть в клубок. Открывая дверь, она тихонько скрипнула. Очутившись на Красной площади, взоры невольно обращаются к Успенскому собору. Принимая участие в олимпиаде, перед тобой открываются огромные возможности. Прижав куклу к груди, слезы навернулись на ее глаза. Не шевелясь и не разговаривая, мы продолжали сидеть в комнате. Читая стихотворения этого поэта, невольно возникает чувство восторга. Знакомясь с творчеством А.С.Пушкина, поражает его многогранность.
7. Все выполненные работы сдаются для оценивания жюри.
8. Задание для освободившихся: используя деепричастия, описать, как идет дождь (первая команда), как идет снег (вторая команда). Описания зачитываются вслух и оцениваются.
9. Дополнительное задание:
Найдя причастия, указать морфемный состав.
* Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.
10. Подведение итогов и поздравление победителей.