Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения».
Разработка урока
Тема урока: Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения».
Цель урока: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения». Задачи урока:
образовательные:
1. Различать односоставные и двусоставные предложения.
2. Использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
3. Находить определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные предложения по их значениям и структурным особенностям.
4. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
5.Употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо и т. д. в разных стилях речи.
6.Определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях; пользоваться в описании для обозначения места и времени.
7.Разбирать полным синтаксическим разбором простые односоставные предложения, давать характеристику, чертить схемы.
8.Находить односоставные в сложных предложениях, давать характеристику, чертить схемы.
Развивающие:
- развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;
- расширить представление о личности Н. М. Карамзина, о его роли в развитии русского литературного языка;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- формировать умение строить устное высказывание в форме выступления;
- развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение формулировать выводы и обобщения;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку, побуждать рассматривать язык, как явление жизни;
- воспитывать уважение к творцам слова, искусства.
Тип урока: урок-диалог
Методы:
постановка проблемного вопроса;
организация обсуждения материала;
тестирование.
Подготовительная работа:
творческое домашнее задание (выписать из повести «Бедная Лиза» односоставные предложения разных видов);
индивидуальное сообщение о роли Н. М. Карамзина в развитии русского литературного языка.
Оборудование урока:
- портрет Н. М. Карамзина, репродукция О. А. Кипренского «Бедная Лиза»;
- таблица «Односоставные предложения»;
- тесты;
- планы работы групп, письмо А. М. Пешковского;
- запись на доске стихотворных текстов Н. М. Карамзина.
Рабочая программа партии теоретиков
Вид односоставного предложения.
Чем выражен главный член.
В чем особенность употребления предложения.
Рабочая программа партии практиков
Двусоставное или односоставное предложение. Доказать.
Выделить главные члены предложения, определить, чем выражены.
Определить вид односоставного предложения.
Рабочая программа рецензентской комиссии
Ответ правильный.
Ответ точный.
Ответ полный.
План урока
№ Этап урока Содержание этапа Время
1. Организационный момент. Целеполагание. Установить эмоционально- психологический контакт. Нацелить учащихся на урок. 1 мин.
2. Разноуровневая работа со словом. Отработать умения употреблять слово прения. 3 мин.
3. Синтаксическая пятиминутка. Отработать умение на слух выделять грамматическую основу предложения и по ней определять вид предложения по структуре. 2 мин.
4. Повторение и анализ видов односоставных предложений. Отработать умения определять вид односоставного предложения, а также разграничивать односоставные и двусоставные предложения. 21 мин.
5. Вывод. Обобщение сведений, полученных на уроке. 1 мин.
6. Домашнее задание. Разъяснить содержание домашнего задания. 1 мин.
7. Индивидуальное сообщение. Оценить коммуникативно-речевые умения учащихся создавать текст. (Сообщения о роли Н. М. Карамзина в развитии русского литературного языка). 4 мин.
8. Тестирование. Оценить знания и умения учащихся по теме «Односоставные предложения». 10 мин.
9. Подведение итогов урока. Качественная оценка работы класса и учащихся. 1 мин.
10. Рефлексия. Осмысление учащимися своих действий. Самооценка. 1 мин.
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организаци-онный момент.
Целеполага-
ние.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас в зал заседаний, в котором мы будем вести диалог по вопросу: Односоставные предложения в произведениях Н.М. Карамзина, в том числе в повести «Бедная Лиза». Перед нами стоит задача – увидеть своеобразие односоставных предложений. В зале заседаний присутствуют представители двух партий. Партия Теоретиков - ваша функция – теоретический материал. Партия Практиков – ваша функция – практические задания. И Рецензентская комиссия – ваша функция – критика и оценка. Председателем Рецензентской комиссии является учитель. На партах есть рабочие программы, которые можете использовать при выступлении. 2.Разноуровне
вая работа со словом.
Запишите слово прения. Это слово старославянское по происхождению. Образовалось от слова пьреть и обозначало «ссориться». Каково современное значение слова прения давайте посмотрим в словаре С. И. Ожегова.
Затранскрибировать слово прения.
Составить словосочетание, выполнить синтаксический разбор.
Прения – обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам. Открыть прения по докладу. Жаркие прения.
3.Синтаксиче-ская пятиминутка. Выполните синтаксический разбор предложения.
Печенеги, заключив союз с Игорем, пять лет не тревожили России.
Это предложение из труда Н.М. Карамзина «История государства Российского», главы «Князь Игорь» Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено обстоятельством, выраженном деепричастным оборотом.
4.Повторение и анализ видов односоставных предложений:
-повторение и анализ безличных предложений.
Повторение и анализ определённо-личных предложений
Повторение и анализ неопределённо-личных предложений
(игровой момент)
Повторение и анализ назывных предложений.
Обратите внимание на стихотворные строчки Н.М. Карамзина:
Хотел писать я многоО том, как человеку Себя счастливым сделатьИ мудрым быть в сей жизни.Но ах! мне надлежалоТотчас себе признаться,Что дух сих философовВо мне не обитает.
Орфографическое списывание.
Задания:
1.Распределить слова по группам орфограмм.
2. Дать характеристику предложениям.
Проанализируйте предложения. Встретились ли односоставные? Таблица «Односоставные предложения» поможет сосредоточиться.
Слово партии Практиков.
Оценка Рецензентской комиссии.
Какие предложения называются безличными? Выступление партии Теоретиков.
Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?
Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.
Выступление партии Теоретиков об определенно-личных предложениях.
Приведите примеры определенно - личных предложений из домашнего задания. Работает партия Практиков.
Оценка Рецензентской комиссии.
Работа с поэтическим текстом Н.М. Карамзина.
Пой во мраке тихой рощи,Нежный, кроткий соловей!Пой при свете лунной нощи!Глас твой мил душе моей.
Какие старославянские элементы использует Н.М. Карамзин?
Найдите определенно-личные предложения.
Оценка Рецензентской комиссии.
К нам в зал заседаний пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос.
(Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт.)
Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.
Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский? Слово партии Теоретиков.
Выборочный диктант. Я прочитаю отрывок из повести «Бедная Лиза», выпишите неопределенно-личные предложения.
Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!
Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом. И поставили деревянный крест на ее могиле.
Тут часто сижу в задумчивости. Надо мною шумят листья.
Слово партии Практиков.
Оценка Рецензентской комиссии.
Вы знаете, что «Бедная Лиза» - сентиментальная повесть. Как удается (с помощью каких предложений) Н.М.Карамзину удается выразительно, лаконично, точно указать на место действия, состояние души героев?
Приведите примеры из повести.
Оценка Рецензентской комиссии.
Выступление партии Теоретиков.
Правописание приставок (сделать, надлежало, признаться), безударные гласные в корне слова (писать, надлежало, обитает), непроизносимые согласные (счастливым), проверяемые согласные (философов). Первое предложение – сложное, состоящее из двух простых. Первое простое предложение двусоставное я хотел писать, второе простое предложение – односоставное, однородные сказуемые сделать счастливым и быть мудрым имеют безличное значение, поэтому предложение безличное.
Второе предложение – сложное, состоящее из двух простых. Первое простое предложение – односоставное, сказуемое надлежало признаться имеет безличное значение, в предложении не может быть подлежащего, поэтому предложение безличное. Второе простое предложение – двусоставное, так как состоит из подлежащего и сказуемого дух не обитает – грамматическая основа.
Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.
Это высказывание об определенно-личных предложениях.
Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.
Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес…
Это односоставные определенно-личные предложения, так как сказуемые выражены глаголами в форме первого лица.
В слове глас неполногласие. В слове нощи звук (щ).
Определённо – личные предложения: Пой во мраке тихой рощи, Нежный, кроткий соловей! Пой при свете лунной нощи!
А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.
Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.
Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом. И поставили деревянный крест на ее могиле.
С помощью назывных предложений.
Вот ее мысли, ее чувства. Какая трогательная картина! Мечта!
Это назывные предложения, так как главный член – подлежащее, выраженное существительным.
Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется ) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.
5.Вывод. Прения подходят к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений? Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.
6.Домашнее задание. Используя односоставные предложения, напишите сочинение-миниатюру на одну из вечных тем: Любовь. Предательство. Жизнь и смерть, затрагиваемых Н.М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза». 7.Индивидуальные сообщения. Н.М. Карамзин, кроме того, что был писателем, поэтом, историографом, сыграл большую роль в развитии русского литературного языка. Ученик 1. В конце 18 века Н.М. Карамзиным была введена буква Ё. Н.М. Карамзин отказался от устаревших слов, сблизил письменную и устную речь. Ввел в употребление много иноязычных слов: промышленность, общественный, общеполезный. Друг Н.М. Карамзина Петр Вяземский писал в стихах:
Язык наш был – кафтан тяжелыйИ слишком пахнул стариной.Дал Карамзин покрой иной – Пускай ворчат себе расколы,Все приняли его покрой.
Ученик 2. Однако распространение нового, «карамзинского языка» встретило и сопротивление, даже вызвало целую литературную войну. Против него выступили члены общества «Беседа любителей русского слова». Они считали церковнославянский язык языком духовности, высоких идей. На защиту Карамзина встала тогдашняя литературная молодежь: В. Жуковский, П. Вяземский, А. Тургенев, В. Пушкин. Они учредили литературное общество «Арзамас», сделавшее имя Карамзина своим знаменем.
8.Тестирование. Заключительный этап работы зала заседаний.
I. Определите тип простого предложения:
А) односоставное;
Б) двусоставное
1. Открой нам, отчизна, просторы свои.
2. Шесть лет войны запомнил шар земной.
3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца !4. Героя в бой водила песня.
5. Жить и верить - это замечательно.
6. Танк, почерневший в объятьях пожара.
7. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.
8. Легкие облака на рассвете.
9. Пахнет вербой и смолою.
10. Травою запахло душистою.
II. Укажите вид односоставного предложения:
А) определенно-личное;
Б) неопределенно-личное;
В) обобщенно-личное;
Г) безличное;
Д) назывное.
1. Люблю грозу в начале мая.
2. Нас угостили ужином.
3. Начало смеркаться.
4. Приятная прохлада.
5. Повеяло теплым ветром.
6. Уж не увидимся больше.
7. Минут через пять Мишку впустили.
8. Цыплят по осени. считают.
9. Помнишь рощу над рекой?
10. Не стоит спешить с ответом. 9.Подведение итогов урока. Какую тему мы повторяли и закрепляли?
Выполнили ли мы те задачи, которые ставили в начале урока?
10.Рефлексия. - Как вы оцениваете свою работу?
- Какое задание было самое интересное?
- Самое трудное? Почему?
Спасибо за работу на уроке.