Приемы активизации устно-речевой деятельности на уроке английского языка
Приемы активизации устно-речевой деятельности учащихся
на уроке английского языка
Изучение языка- процесс долгий и трудоемкий. Многое здесь зависит от профессионализма учителя, от мотивов, заставивших ученика обратиться к данному языку, от умения учителя создать мотивацию на каждом уроке. Помогать ученику изучать иностранный язык – это настоящий труд, но он может стать одним из самых благодатных занятий и удовольствием для учителя и его учеников.
Большинство учащихся считают говорение приоритетным навыком при изучении языка. Возможностей попрактиковаться в устной речи не так уж много, поэтому очень важно то, что делается для активизации речевой деятельности ученика на уроке. Коммуникативно- ориентированное обучение иностранному языку позволяет использовать весь потенциал учащихся и учителя для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Умелое использование принципа мотивации – одно из условий эффективности коммуникативно- ориентированного обучения иностранным языкам.
Среди приемов, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
Активизацию и индивидуализацию обучения
Использование невербальних средств общения
Проектную работу и ряд других.
Данные приемы тесно связаны между собой, т.к. использование индивидуального опыта в устной речи активизирует речевую деятельность учащихся, а возможность выразить свое личное время придает высказываниям актуальность. Существуют особые приемы активизации, с помощью которых можно вызвать у ученика желание выразить свое мнение или мысль без дополнительных указаний учителя. Приемов этих достаточно много. У каждого ученика они могут быть свои. Преимущество этих примов в том, что ученик, активно участвуя в процессе обучения, начинает обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал,т о. учитель узнает, какой объем материала ученики действительно усвоили и как они могут использовать его в речи.
Активизация (eliciting)- побуждение учащихся к высказыванию с использованием изученного материала и
индивидуализация (personalization)являются, на наш взгляд, ведущими факторами в обеспечении мотивации.
Существует достаточное количество приемов активизации учебной речи.Среди них упражнения, учитывающие личный опыт ученика, проблемные упражнения, игры, использование невербальних средств и др.. Разделение на отдельные приемы условно, применяется для удобства их представления, т.к. на самом деле многие упражнения сочетают в себе несколько аспектов и примов активизации. Например, личностные диалоги когут быть преобразованы в игру, игра может содержать в себе проблемы и т.д.
Все виды упражнений преследуют одну цель: Развить коммуникативную компетенцию ученика. Поэтому они вводятся и отрабатываются двумя способами: с помощью речевого взаимодействия учеников и /или речи учителя. Эффективность любого упражнения можно определить по интересу, с которым ученики комментируют или задают вопросы в рамках заданной темы. Такое спонтанное дополнительное взаимодействие является самым ценным аспектом упражнения, поскольку реальная коммуникация обычно происходит на этом этапе.
Возможность импровизированного общения на уроке иностранного языка невозможно переоценить. В любом случае главным является его содержание, т.е. должна существовать причина для выполнения данного упражнения. Языковые средства- важный элемент любой коммуникации, но главное здесь для нас- смысл, как в плане содержания, так и в плане целеполагания, иными словами, участники речевого взаимодействия должны понимать что они делают и зачем.
Устная речь человека преследует множество целей, но определяющим представляется фактор актуальности коммуникации, ведь человек говорит тогда, когда испытывает потребность говорить. Поэтому основними целями коммуникации является обмен информацией или установление социальных контактов. Естественно, что одним из примов мотивации является прием индивидуализации обучениния, прежде всего, личностной. В реальной жизни любое речевое действие человека определяется его собственным взглядом на порядок вещей.
Следующим важным аспектом для реализации устного общения является выбор тем. Ученики должны ориентироваться в достаточно большом количестве тем. Им приходится быть «мастерами разговора» и с личной информацией, и с умением поддержать разговор, умением предвидеть дальнейшее речевое поведение партнера.
Одним из примов активизации данного вида речевой деятельности служит прием диалогической практики. Речь учащихся активизируется при вовлечении их в спонтанный диалог открытого характера, когда учитель или другой ученик задают тему или первую фразу диалога. Ученику предоставляется возможность продемонстрировать свои коммуникативные и творческие способности в небольшом диалоге, где важным является, что они говорять и как легко импровизируют.Их можно построить в контексте определенной коммуникативной ситуации.
С помошью опоры учащиеся начинают употреблять новые структуры, сохраняя при этом коммуникативный характер взаимодействия.
Ученики могут пользоваться опорой в устном или письменном видах. По мере развития коммуникативных умений ученикам предлагаются более развернутые диалоги. На определенном уровне коммуникативной компетенции учащиеся могут вести оригинальные диалоги в сюжетно ролевой ситуации.Известно, что диалоги сами по себе не являются самодостаточными, потому они должны быть короткими и в тоже время содержать в себе тот речевой материал, который необходимый для ведения разговора.
15