Урок изобразительного искусства во втором классе Линия как средство выражения
Открытый урок по ИЗО во 2-м классе
Тема урока: “Линия, как средство выражения. Характер линий”.
Цель урока:
1. Образовательная. Познакомить с одним из выразительных средств - линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состояния природы; Научить использовать первоначальные эскизы при выполнении композиции, располагать элементы рисунка на бумаге с учётом зрительной уравновешенности, их форм и цвета;
2. Развивающая. Развивать зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;
3.Воспитательная. Воспитание художественного вкуса, интереса изобразительному искусству.
Материалы к уроку (для учителя): презентация к уроку, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.
Слайд №1.
Здравствуйте, мои друзья!
Рада встрече с вами я!
Давайте за руки возьмемся,
В круг скорее соберемся.
Солнце светит нам в окошко:
- Я соскучилась немножко,
Жду в кругу своих друзей!
Собирайтесь поскорей!
Поприветствуем друг друга и, конечно же, гостей, и пожелаем хорошего настроения на уроке.
II. Актуализация знаний.
У. Я приглашаю вас в путешествие, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт!
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!
Слайд № 2. (лес)
У. О том как, прекрасна и разнообразна наша природа, написаны стихи, рассказы, повести, созданы музыкальные циклы, художественные картины, но поэт, музыкант и художник воспевают природу и окружающий мир каждый по-своему.
Давайте рассмотрим произведения художников и ответим на вопросы:
Слайд № 3.
- С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту земли? (Живописная работа - цвет, колорит. )
Слайд № 4.
- Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными? (линия, пятно)
III. Постановка учебной задачи.
У – Может, кто-то уже может назвать тему нашего урока
- Как мы будем добиваться поставленной цели?
- Какие задачи мы будем решать на уроке?
Слайд № 5. ( с задачами).
IV. Изучение нового материала.
Слайд № 6.
У. Линия это средство выражения. Линией мы можем показать характер, настроение. Сегодня мы будем учиться рисовать линией. Линии бывают разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?
Дети включаются в работу, по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные, ползучие, любознательные...
Какие бывают дети?
Ребята с удовольствием подхватывают игру: спокойные, шустрые, противные, отличные, ленивые, крикливые...
V. Упражнение.
Слайд № 7.
У линий тоже есть свой характер, и его можно изобразить на листе бумаги. Давайте попробуем. Чтобы характер линий был лучше виден на рисунке, мы сделаем эти линии цветными, возьмите фломастеры.
Изображение разных линий.
Первая линияспокойная. Она только что проснулась и никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.
Вторая линияпрыгучая. Покажите в рисунке, как она скачет по вашему листу. Подберите цвет для прыгучей линии.
Третья линия зубастая... (Зубастую линию любят рисовать все дети, потому что она им понятна, они хорошо представляют себе этот образ).
Четвертая линияхитрая. Посмотрите на все остальные линии. Как выразить хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе? Подумайте и подберите нужный цвет.
Пятая линия волнистая. (Волнистая линия знакома и понятна большинству детей, но как она вольется, будет сочетаться с другими линиями?)
Шестая линияленивая. Как нарисовать ленивую линию? Как будет теперь двигаться ваша рука? Где ленивая линия будет располагаться на листе? с кем будет рядом и почему?
Седьмая линия больная. Она очень плохо себя чувствует.
Посмотрите на свой рисунок, на все другие линии. И подумайте, где она у вас расположится, чтобы было понятно, что линия эта сегодня не в форме.
Восьмая радостная, веселая линия, наша линия в отличном настроении. Ей сегодня очень хорошо, ей все нравится, она со всеми хочет дружить и общаться.
Слайд № 8.
У. Я тоже рисовала линии, посмотрите какие линии получились у меня.
У. Молодцы, какие у вас красивые линии. А что еще можно нарисовать линией? (ручей, облака, листву, птиц, вообщем пейзаж)
- А что главное в пейзаже? (Дерево)
- Кто может мне помочь дать понятие пейзаж?
(Пейзаж - это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах востока в 7 - 10 веках. Пейзаж - род живописи, занимающийся изображением видов природы с передачей настроения, навиваемого их созерцанием.)
VI. Работа в группах.
Слайд № 9.
1 группа. Дидактическая игра «Какое время года?» (по черно-белым рисункам дети угадывают времена года)
2 группа. Соотнести графическое изображение дерева с его словесной характеристикой.
1 Е 1.ЁЛКА 2 БЕРЕЗА 3 ДУБ 4 ИВА
Пу пушистая, густая, зеленая.Стройная, гибкая, белоствольная.Мощный, толстый, ветвистый.Поникшая, “длинноволосая”.
3 группа. Отгадать загадки:
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)
3. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
4. Раскидистый, могучий
Поднялся к самой туче. (Дуб.)
5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
6. Летом с него снег – просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)
4 группа. На предложенных карточках дополните линию до любого объекта, составляющую красоту окружающего мира.
VII. Показ рисунка на доске под чтение стихотворения и тихую музыку.
Слайд № 10.
Если глянуть с высоты
Много в мире красоты.
(Перевернуть картину)
Горы, реки, озерца
И зеленые леса
Слайд № 11.
А в лесах дубы и клены
Слайд № 12.
Оттого весь мир зеленый
(Перевернуть картину)
Ель с березой пестроту
Добавляют в красоту.
(Рисунок на доске мелом)
Дуб с могучими ветвями
Весь усеян желудями
Коль его не обижать
Может триста лет стоять.
Слайд № 13
Ель с оттенком голубым
Носит шубку много зим.
Слайд № 14
Шишки белочкам дает
Восполняет кислород.
Слайд № 15
У березы красота
Серьги есть и береста
Очень радуют собой
Ветви пышные весной.
Слайд № 16
Клен узорною листвой
Украшает парк любой
Слайд № 17
И в осенний день прохладный
Очень яркий и нарядный.
(Перевернуть картину)
Нам деревья помогают
Настроенье поднимают
И здоровье укрепляют
От ветров нас защищают.
(Перевернуть картину)
Каждый должен понимать
Щит зеленый охранять
Не рубить, не поджигать
В мире будет благодать.
У. Люди искусства, художники всегда учатся у природы. Она доставляет нам много счастья, радости, мы должны оберегать её, защищать, заботиться о ней. Глядя на художественные произведения о природе, мы можем услышать музыку, а слушая музыку, мы зрительно представляем чарующие образы природы.
Слайд № 18
VIII. Физкультминутка «Деревья»
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем- это к нам птицы летят.
Где они сядут, мы вам покажем .
Руки на месте лежат».
Слайд № 19
VII. Практическая деятельность.
Ребята, есть такое выражение «Красота нерукотворная», слышали?
- Как вы понимаете это выражение?
Сегодня в практической части нашего урока мы попробуем создать красоту рукотворную, т.е. своими руками, а именно – выполним творческий проект «Россия-Родина моя».
1. группа рисует фломастерами
2 группа рисует гуашью
3 группа черной или коричневой акварелью
4 группа дорисовывает готовые деревья
У вас в рисунке могут быть весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Деревья с определённым характером и настроением. Придумайте название своим проектам
( С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока целесообразно использовать музыкальный фон.)
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
По завершении работы учащимся предлагается по темам прикрепить работы на доску (работы крепятся на магниты).
Учитель. Посмотрите, у нас получились удивительные коллажи. Давайте вспомним наши задачи стояли перед нами в начале урока, справились мы с ними?
Слайд № 20 (Слайд с задачами.
Учитель. С задачами урока мы сегодня справились. Работы получились разные, неповторимые. Мы узнали, что у каждой линии свой характер.
Слайд № 21.
Вопросы:
Можно ли с помощью линий передать пространство? А настроение?
Каким начертательным характером могут обладать линии?
- Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.
Краски ярки у апреля -Ведь взяла природа кисти,Чтоб зеленой акварельюКрасить травку, ветки, листья!
Спасибо за урок!