Мастер-класс Системно-деятельностный подход- основа современного урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ялкынская средняя общеобразовательная школа Республики Татарстан
Лаборатория «Открытый класс»
фестиваля «Любознательные исследователи окружающего мира»
Подготовила
учитель начальных классов
Назарова М.Ю.
2016 г.
Цель: передача опыта по применению системно-деятельностного подхода на уроках
Задачи:
- создать положительный психологический настрой
-поставить учебную проблему-ввести определение системно-деятельностного метода
-рассмотреть примеры деятельностного подхода на уроках
- организовать работу фокус-групп по выведению алгоритма действия
-сделать выводы, подвести итог мастер-класса
Оборудование: презентация, листы самооценки, карточки с заданием, кружочки, спички, шаблон треугольника, доска, столы для работы фокус-групп.
Форма работы: фронтальная, парная.
Планируемый результат
Предметные умения:
- иметь представление о системно-деятельностном методе
- выводить алгоритм деятельности
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие закономерности при решении трудных задач
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на мастер-классе;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному алгоритму;
- высказывать свое предположение в ходе выполнения заданий;
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку своей деятельности на мастер-классе.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.
1.Организационный момент. (Слайд1)
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги, мои помощники!
Поднимите руки те, у кого сегодня хорошее настроение!
Поднимите руки те, у кого в зале есть друзья!
Поднимите руки те, кто знает, зачем мы сегодня собрались!
Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами и пожелаем друг другу удачи! (звучат апплодисменты)
2. Постановка учебной задачи
Педагоги знают, как начнешь урок, так он и продолжится. В этом помогает психологический настрой. Именно поэтому каждый урок я начинаю с улыбки, пожелания хорошего настроения, удачи.
Поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
Слайд 2: Китайская мудрость гласит:
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь."
Как вы думаете? В чем будет заключаться тема моего мастер-класса?
Да, вы правы, я хочу продемонстрировать некоторые приемы технологии системно-деятельностного подхода, которые являются основой стандарта второго поколения. (Слайд3)
Что же такое системно-деятельностный подход?
Свой мастер-класс я назвала: «Системно-деятельностный подход- основа современного урока »
Назовите три слова входящие в состав этого понятия.
Слайд 4:
Система – деятельность - подход?
• Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
• Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
• Подход - совокупность приёмов и способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для получения определенного результата .Слайд 5: Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
В чем состоит задача учителя?
Слайд 6:
Она состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, т.е вырабатывать свои алгоритмы действий, пробовать, исследовать, находить правильные решения, контролировать свои действия, вносить коррективы и оценивать себя.
3.Работа фокус –групп и участников мастер-класса
Уважаемые коллеги! У вас на столах имеется необходимый материал.
Вначале давайте обратимся к карточкам самооценки. Вы оцените свою работу по пятибальной системе по заданным критериям, а затем подведете итог.
Сейчас я попрошу фокус - группы поработать над заданием.
Слайд 7:
Задание 1. Перед вами треугольник, состоящий из кружков.
79629022860009486903670300059626536703000
7962901949450011677651949450044386519494500
136779017526000996315175260002914651752600064389017526000
Вам нужно переложить 3 кружочка так, чтобы треугольник перевернулся вершиной вниз.
Слайд 8:
Задание 2.
Посмотрите на фигуру, выложенную из спичек. Переложите 2 спички так, чтобы получилось 4 квадрата.
18440402082800091059019875500137731519875500
229171527051000183451527051000
Вам даю немного времени.
А сейчас, не занятые работой помощники, внимание на экран.
Слайд 9:
Пример 1. Создание проблемной ситуации на уроке математики 4 класс
На доске записано несколько числовых выражений:
64 : 8 30 : 10 600 : 3
246 : 6 232 : 58
— Что общего у этих числовых выражений? (Они все являются примерами на деление.)
Давайте найдем значение этих выражений. Какие можем выполнить устно?
— Найдите значение первого выражения 246 : 6.
Выполните деление уголком. Какой ответ вы получили? (41.)
— А теперь попробуйте найти значение второго выражения
232 : 58.
Вот здесь дети сталкиваются с проблемой, потому что мы еще не делили на двузначное число.
--- Почему мы не можем найти значение этого выражения?
(не умеем делить на двузначное число)
Итак, какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться делить на двузначное число)
- Значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Деление на двузначное число)
Слайд 10:
Пример 2. Подводящий диалог на уроке окружающего мира
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
Слайд 11- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)Выдвижение проблемы.
- А нужны они ему? (Конечно) Для чего?
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
А хотите ли вы о них узнать больше?
Итак, сформулируйте тему нашего урока.
4.Обсуждение проблемы и пути выхода из нее
1)А сейчас, вернемся к нашим группам.(Слайд 12)
Получилось ли у первой группы выполнить задание?
В чем возникло затруднение? В зале кто-то знает правильный ответ? Я попрошу вас не мешать.
Давайте я вам помогу. Что значит получить треугольник вершиной вниз?
Представьте такой треугольник. Нарисуйте его на доске.
Как же вы должны его получить? Может Вам поможет эта модель? Возьмите модель треугольника, попробуйте подставить. Наложите модель на наш треугольник. Получилось?
Давайте вспомним, что же мы делали, выполняя это задание?
Слайд 13:
1)Пробуй
2)Остановись, выясни, в чем затруднение
3) Представь варианты возможных результатов
4) Соотнеси с условием
5) Не получается, измени действие
6)Найди решение
Мы сейчас с вами проговорили способ выполнения этого задания, алгоритм.
Спасибо , вы молодцы, оцените свою работу .
2)Переходим к другой фокус-группе.(Слайд 14)
Получилось ли у вас выполнить задание?
А почему?
Скажите , подойдет ли рассмотренный ранее способ для вашей работы?
Давайте попробуем.
Вы уже пытались составить 4 квадрата.
Представьте результат. Какие варианты у вас могут быть?
Рисуем на доске всевозможные варианты. Слайд 15.
Замечательно!
Как же выбрать какой вариант подойдет нам?
Посмотрите еще раз на нашу фигуру.
Что нужно сделать, чтобы узнать какие варианты нам точно не подходят?
Конечно же , нужно пересчитать спички.
Сколько спичек должно быть ? 16
Какие варианты зачеркиваем?
Чем отличаются варианты, которые мы зачеркнули от тех , что не зачеркнули?
Да, у оставшихся нет общих стенок.
Выполните задание до конца.
Спасибо второй группе. Оцените каждый свою работу.
Слайд 16 Алгоритм
5.Итог . Рефлексия.
Я постаралась показать некоторые фрагменты с использованием деятельностного метода, который я стараюсь использовать на своих уроках.
Какие же технологии системно-деятельностного подхода мы используем в начальной школе?
Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.
Слайд 17:
Постановка проблемы (технология проблемного диалога)
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
На этапе актуализации знаний подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Слайд 18:
Самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой, ученики выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать.
Самооценка на каждом этапе урока учит детей самостоятельности, они контролируют себя при выполнении заданий и каждый в конце урока знает свои трудности и ошибки.
Не всегда оценка учителя и самооценка ребенка совпадают, но целенаправленная работа в этом направлении поможет оценке ребенка стать адекватной.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Поэтому следующая технология – участие в проектной или исследовательской деятельности.
Я хотела показать на своем мастер-классе, что дает ученикам такой подход? Выведенное правило они не забудут и впоследствии они могут применить его в нужной ситуации.
Уважаемые коллеги, как вы считаете, у меня это получилось?
Скажите, вам было интересно выполнять задания?
Вы испытали затруднение? Что вам помогло выйти из него?
Сможете ли вы применить данный алгоритм в жизни?
А сейчас , расскажите, как вы оценили работу вашей группы.
Слайд 19:
Поднимите руки те, у кого оценка достигла 20 баллов. Вы были очень работоспособны, активны. Так держать!
Поднимите руки те, у кого оценка 15 баллов? Вы молодцы! Но вам нужно немного поработать над активностью.
Поднимите руки те, кто оценил себя 10 баллами? Есть такие? Вы тоже молодцы, просто сегодня не ваш день. Удача вас ждет завтра! Спасибо вам.
Слайд 20:
А закончить свое выступление я хочу словами:
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (Александр Пятигорский, русский философ, профессор Лондонского университета)
Спасибо за внимание! ( Слайд 21)