«Деятельный подход к формированию грамотности»


Пути повышения грамотности по хакасскому языку

Неисчерпаемы резервы повышения качества обучения, но главное в этом направлении – поиск путей повышения грамотности у учащихся. Путь к обеспечению глубоких и прочных знаний – это прежде всего правильная структура, использование разнообразных и эффективных методов, приемов, которые призваны обеспечить активизацию мыслительной деятельности учащихся, добиться творческого усвоения знаний.
Для повышения эффективной грамотности, нужно особо уделять внимание индивидуальной, самостоятельной работе. Широко применяется раздаточный материал – самодельные карточки – для устранения пробелов в знании учащихся и для обучения грамотному письму. Задания бывают такого характера:
1) Вставить нужные орфограммы и объяснить их правильное правописание.
2) Составить с данными словами словосочетания или предложения.
Применяются рисунки с определенными заданиями: составить рассказ или написать сочинение, используя опорные слова, куда включаются свежие материалы. Например, были использованы данные о передовиках нашего совхоза: механизаторе Тюльберове П.М., доярке Чебодаевой В.Л., чабане Сагалакове В.И. и многих других.
Использование местного материала является неоценимым средством воспитания учащихся любви к родному краю и профессиям села.
После работы с местным материалом учащиеся используют разнообразные языковые средства для выражения своей идейной позиции к Родине. Вот отрывок из сочинения ученицы 6-класса Сагатаевой О.: «Хынчам саuаа, Хакас чирbм».
Также применяются индивидуальные карточки, где специально записаны слова и предложения с диалектными ошибками.
Карточки раздаются по партам, ученики записывают в своих тетрадях уже без ошибок. Таким образом, эти карточки помогают исправлению и предупреждению диалектных ошибок.
Яркие произведения хакасских писателей и поэтов, слушание передач по радио и телевидению, выступления артистов Абаканского драматического театра, встречи с работниками культуры, с народными певцами и хайджи помогают обучению учащихся правильному литературному языку и культуре речи.
Одним из путей повышения эффективной грамотности является правильная организация и проверка домашнего задания на уроках хакасского языка. Это помогает изжить такие недостатки, как: 1) повышение объема домашней работы; 2) перекладывание на учащихся изучение нового материала; 3) дача домашнего задания «под звонок».
При организации домашнего задания осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Важно подобрать для каждого или для отдельных групп школьников оптимальный вариант домашней работы. Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют учесть различия в уровне познавательных возможностей учащихся. Эффективность повышения грамотности зависит от творческого подхода учителя к проверке домашней работы. При организации домашнего задания учитель должен предусмотреть, каким методом, способом будет проверять эту работу на следующем уроке: 1) с помощью сигнальных карточек; 2) вопросами по теме, в виде зачета; 3) буквенным, выборочным, распределительным или творческим диктантом; 4) применением ТСО; 5) организацией игрового момента; 6) нахождением подобных примеров.
Повышение эффективной грамотности учащихся на уроках хакасского языка проводится и другими методами и приемами. Здесь показывается только несколько из них.
Однако, много нерешенных проблем стоят перед учителями хакасского языка:
1) Повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся по хакасскому языку и литературе, улучшение учебно-методической базы предмета (оборудование кабинетов, создать учебные комплексы).
2) В современных условиях необходима экспериментальная работа по поискам оптимального решения образовательных и воспитательных задач средствами хакасского языка и литературы.












13PAGE 15









15